Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - российская советская федеративная социалистическая республика рсфср (музыка)

Российская советская федеративная социалистическая республика рсфср (музыка)

= XIII. Музыка

= Истоки русской музыки восходят к культуре и быту восточнославянских племён. Следы древних языческих верований сохранились в обрядовых песнях, многие из которых продолжали жить до недавнего времени, утратив магически-культовое значение и став элементом народной игры. Эти песни группируются в 2 цикла: календарно-обрядовый, связанный с с.-х. работами, и семейно-обрядовый, в который входят плачи-причитания по умершим, песни свадебного обряда, принявшего театрализованный характер. Напевы этих песен большей частью основываются на примитивных пентатонных или диатонических звукорядах небольшого диапазона. Позже родилась лирическая народная песня как самостоятельный жанр, формы бытования которого не ограничиваются никакими ритуальными правилами. Мелодика лирических песен более индивидуализирована, отличается распевностью, гибкостью, широтой дыхания. К периоду Киевской Руси относится расцвет героического эпоса, сложившегося в обширные циклы былин, или старин. Текст былин неразрывно связан с напевом, который организует поэтическую форму и способствует более впечатляющему воздействию на слушателей. Наряду с сольной традицией исполнения былинного сказа (в 19?20 вв. сохранилась только в северорусских областях) существовала хоровая, южнорусская традиция (по мнению большинства исследователей, она возникла в более позднее время).

= С образованием древнерусского феодального государства (см. Киевская Русь) складываются новые формы придворного и общественного музицирования. К ним относятся княжеские лславы», исполнявшиеся при восшествии на престол, возвращении князя из похода, во время торжественных приёмов. В лСлове о полку Игореве» поэтически воссоздан образ знаменитого песнотворца 11 в. Бояна. Памятники древнерусской письменности и изобразительного искусства, а также данные археологических раскопок свидетельствуют о широком распространении инструментальной музыки. Наряду с гуслями были известны гудок, сопель, или дудка (одинарная продольная флейта), свирель (парная флейта), цевница, или кувиклы (многоствольная флейта), ряд ударных инструментов, объединявшихся под общим название ? бубны. В военном строю и при торжественных государственных церемониях применялись длинные прямые трубы, рога и накры (ударный инструмент типа литавр). Основными носителями светской музыкальной культуры были скоморохи Несмотря на преследования церкви, они пользовались популярностью во всех слоях общества. Большая часть их вела бродячий образ жизни, но были и лслужилые» скоморохи, входившие в состав княжеской и боярской челяди.

= С принятием христианства как государственной религии в конце 10 в. начало развиваться церковное пение ? единственный вид письменного профессионального музыкального искусства Древней Руси. Богослужебные напевы записывались с помощью условных певческих знаков ? невм, указывавших только общее направление мелодического движения и соотношение ритмических длительностей, а не точную высоту отдельных звуков. Этот род русских невм получил название знаменного (от знамя ? знак), или крюкового (от наименования одного из основных знаков ? крюк), письма, отсюда и определение самого певческого стиля ? знаменное пение, или знаменный распев Система музыкального письма и напевы были заимствованы из Византии. В дальнейшем мелодический строй знаменного пения приобретал всё более ясно выраженные русские черты, подвергаясь воздействию народной песни. Развитие его шло от преобладания речитативного склада к увеличению распевности, росту протяжённости напевов и расширению их мелодического диапазона. Знаменный распев в своих национально-своеобразных формах окончательно сложился к 16 в. В 17 в. были подведены итоги его многовекового развития, разработаны теоретические основы, реформирована и усовершенствована система крюкового письма. Благодаря этому знаменные рукописи начиная с середины 17 в. могут быть полностью прочитаны и расшифрованы.

= В 17 в. в связи с изменениями в мировоззрении и идеологии зарождаются новые музыкальные формы. Одноголосный знаменный распев постепенно вытесняется более красочным и полнозвучным многоголосным пением гармонического склада ? партесным пением Эта смена стилевых формаций сопровождалась острой полемикой. Одним из наиболее энергичных защитников нового стиля был московский дьякон И. Т. Коренев, автор трактата лО пении божественном по чину мусикийских согласий», в котором проявляется понимание самоценного значения музыки и преодолевается узкодогматический средневековый взгляд на неё как на лслужанку религии». Теоретические основы партесного пения были закреплены в труде укр. композитора и педагога Н. П. Дилецкого ? лМусикийская грамматика» (написан в 1675 на польском языке под название лБукварь-грамматика пения мусикийского...», в 1677 переведён на церковно-славянский и в 1679 ? на русский язык). В 70-х гг. 17 в. Дилецкий создал в Москве школу мастеров многоголосного хорового письма. Наиболее развитая форма партесного многоголосия ? хоровой концерт а капелла (произведение крупного масштаба, состоящее из нескольких контрастирующих разделов). Партесные концерты писались на тексты, не входившие в основной состав богослужений, а иногда и на чисто светские, внецерковные. Пышный, изобилующий колористическими эффектами стиль партесного концерта перекликался с русским барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. Виднейшие его мастера конца 17 ? середины 18 вв. ? В. П. Титов, Н. Калашников, Н. Бавыкин, Ф. Редриков.

= Во 2-й половине 17 в. возник также жанр бытовой многоголосной песни ? кант, вначале создававшийся на свободно трактованные религиозные сюжеты, а затем также на светские тексты любовного или шуточно-сатирического содержания. Особую разновидность представляют торжественные панегирические канты, получившие распространение в годы правления Петра I. Музыка занимала важное место в ранних формах русского театра конца 17 ? начала 18 вв. При дворе и в домах столичного боярства организовывались домашние оркестры из инструментов европейского типа.

= В 18 в. музыка приобретает разнообразные функции в общественной и культурной жизни, освобождаясь от религиозной зависимости. Развивается домашнее любительское музицирование, создаётся оперный театр, в конце века устраиваются публичные концерты. Сначала эти новые формы были достоянием узкого круга феодальной аристократии, но затем они распространились и в более широких слоях населения. В 30-х гг. была создана придворная итальянская опера, в 50-х гг. в Москве и Петербурге появились иностранные оперные антрепризы. В России работали крупнейшие итальянские композиторы: Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза. В 1780 в Москве открылся Петровский театр, в котором шли драматические, оперные и балетные спектакли, но ещё не было разделения трупп (см. Большой театр СССР). В Петербурге музыкальные спектакли проходили с 1783 в здании Каменного (Большого) театра (см. Ленинградский театр оперы и балета). Оперы ставились в ряде провинциальных городов, а также в крепостных театрах Шереметевых, Воронцовых и др.

= В последней трети 18 в. сложилась русская композиторская школа, виднейшими представителями которой были М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И. Е. Хандошкин. Она формировалась под непосредственным воздействием идей русского просветительства. Характерные её черты ? демократизм и национальная самобытность образов, интерес к темам и сюжетам из народной жизни. Одним из важнейших источников творчества композиторов этой школы была русская народная песня, привлекавшая внимание широких общественных кругов. Появились первые печатные сборники ? В. Ф. Трутовского (лСобрание русских простых песен с нотами», 1776?95), Н. А. Львова и И. Прача (лСборник народных русских песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач», 1790).

= В центре внимания русских композиторов 18 в. находилась опера, основанная на чередовании вокальных номеров с разговорными сценами. Образец такой песенной бытовой комической оперы ? лМельник ? колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского на текст А. О. Аблесимова (1779), в музыке которой использованы подлинные народные мелодии. Яркой национальной характерностью отличаются оперы лКак поживёшь, так и прослывёшь» (лСанктпетербургский гостиный двор») М. А. Матинского и Пашкевича (1782), лЯмщики на подставе» (лИгрище невзначай») Фомина на текст Н. А. Львова (1787). Авторами оперных либретто были Н. П. Николев, И. А. Крылов, Я. Б. Княжнин и др. русские писатели 18 в. В лучших их произведениях реалистичность образов и бытового колорита сочетается с социально-обличительной антикрепостнической направленностью. В смежном с оперой жанре мелодрамы Фомин создал произведение высокого трагедийного плана ? лОрфей» на текст Княжнина (1792). Зачатки национального симфонизма содержат оперные увертюры 18 в. В области камерной инструментальной музыки наиболее значительны произведения скрипача-виртуоза Хандошкина ? автора сонат для скрипки (соло) и вариаций на темы русских народных песен. М. Ф. Дубянский и О. А. Козловский пользовались популярностью как авторы сентиментально-лирических песен романсового типа (т. н. российских песен).

= С ростом романтических тенденций в начале 19 в. связано тяготение к сказочным (лЛеста, днепровская русалка» С. И. Давыдова, 1805) и народно-эпическим (лИлья-богатырь» К. А. Кавоса на либретто Крылова, 1806) сюжетам в оперном творчестве. Взволнованный романтический пафос отличает музыку Козловского к трагедиям В. А. Озерова, А. А. Шаховского, П. А. Катенина. Патриотический подъём начала века нашёл отражение в оратории лМинин и Пожарский, или Освобождение Москвы» С. А. Дегтярева (1811), опере лИван Сусанин» Кавоса (на текст Шаховского, 1815), в возрастающем интересе к русской народной песне, пропагандистами которой были Д. Н. Кашин (сборник лРусские народные песни», 3 кн., 1833?34) и И. А. Рупин. Крупнейший представитель русского оперного романтизма в доглинкинский период ? А. Н. Верстовский. В его сочинениях национально-легендарные и исторические сюжеты, мрачно-таинственный романтический колорит сочетаются с народно-бытовыми элементами. Из его опер наиболее популярна лАскольдова могила» (по роману М. Н. Загоскина, 1835). В камерной вокальной лирике романтической тенденции способствовали расширению эмоционального диапазона, обогащению выразительных средств. Творчеству А. Д. Жилина, Н. А. и Н. С. Титовых свойственны некоторые черты прекраснодушного сентиментализма, в лирике А. А. Алябьева звучат новые мотивы, связанные с настроениями передовой дворянской интеллигенции в последекабристскую пору: тоска одиночества, недовольство действительностью, мечта о лучшем будущем. Характерный для романтизма жанр баллады наиболее ярко представлен в творчестве Верстовского. Простотой, близостью к бытовым формам отличается вокальное творчество А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева.

= В 30?40-х гг. творчество М. И. Глинки открывает эпоху высокого классического расцвета русской музыки. Глубина и богатство реалистического постижения мира соединяются в его произведениях с идеальным совершенством формы, гармонической ясностью и законченностью художественного воплощения. Благодаря Глинке русская музыкальная школа стала одной из ведущих национальных школ европейской музыки. Глинка отразил разнообразные стороны отечественной действительности в различных музыкальных жанрах. Центральное место в его наследии занимают 2 оперы: лИван Сусанин» (1836) и лРуслан и Людмила» (1842), отличающиеся яркой национальной типичностью образов, величием и монументальностью замысла. Глинка был также замечательным мастером симфонического жанра, его лКамаринская» (1848), лИспанские увертюры» (лАрагонская хота», 1845, и лНочь в Мадриде», 1851) и др. оркестровые сочинения явились основой русского национального симфонизма. Многообразный мир душевных переживаний человека получил отражение в романсах Глинки. Среди них особенно выделяются глубокой поэтической проникновенностью и тонкостью отделки романсы на стихи А. С. Пушкина.

= Творчество младшего современника Глинки А. С. Даргомыжского сближается с критическим реализмом в русской литературе (опера лРусалка» по драме Пушкина, 1855; романсы на тексты социально-обличительного, сатирического характера). Основы реалистичной музыкальной выразительности Даргомыжский искал в правдивом воспроизведении живой человеческой речи. Опираясь на речевые интонации, он создавал меткие, острые характеристики, отличающиеся большим жизненным правдоподобием и социальной типичностью. Творческие принципы Даргомыжского наиболее радикально претворены в опере лКаменный гость» (на полный текст одной из лмаленьких трагедий» Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым, 1872).

= В конце 50?60-х гг. 19 в. замкнутые феодально-сословные формы музицирования подверглись решительной ломке, более широкие масштабы приняла концертная жизнь, стало развиваться профессиональное музыкальное образование. Важную роль в этом сыграло Русское музыкальное общество, основанное в Петербурге в 1859 по инициативе пианиста, композитора и музыкально-общественного деятеля А. Г. Рубинштейна. В 1860 возникло отделение общества в Москве, которое возглавил его брат Н. Г. Рубинштейн. общество проводило регулярные циклы симфонических, а затем и камерных концертов, открыло Музыкальные классы, на основе которых возникли Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории. В 1862 в Петербурге открылась Бесплатная музыкальная школа, ставившая задачу общего музыкального просвещения. Школа вела также концертную деятельность, пропагандируя главным образом произведения русских композиторов.

= Революционно-демократические идеи 60-х гг. нашли отражение в творчестве группы молодых композиторов, получившей наименование лМогучая кучка» В эту группу, возглавлявшуюся М. А. Балакиревым, входили А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Члены лМогучей кучки», считавшие себя наследниками Глинки и Даргомыжского, отстаивали принципы народности, реализма и активного служения передовым общественным идеалам. Во многом был близок к ней П. И. Чайковский. Новаторским устремлениям лМогучей кучки» противостояло умеренно академическое направление, центром которого являлась Петербургская консерватория во главе с А. Г. Рубинштейном.

= В борьбе за утверждение прогрессивных национальных основ русской музыки большую роль играла музыкальная критика. Один из первых её выдающихся представителей ? В. Ф. Одоевский, друг и единомышленник Глинки, в 60-х гг. поддержавший композиторов нового молодого поколения. В. В. Стасов, разделявший взгляды русских революционных демократов, являлся виднейшим поборником и пропагандистом лМогучей кучки». Соединение высокой научности и публицистичности характерно для критической деятельности А. Н. Серова, который внёс также вклад в развитие русской оперы как композитор. Г. А. Ларош явился одним из лучших истолкователей и пропагандистов творчества Глинки и Чайковского .

= Русская музыка 2-й половины 19 в. ? одна из самых ярких страниц в истории мирового музыкального искусства. Создавались выдающиеся произведения, отличавшиеся глубиной и богатством реалистического содержания, своеобразием языка и средств художественной выразительности. Образы отечественной истории, литературы, народного эпоса нашли отражение в ряде монументальных оперных полотен. Национальная историческая тематика по-разному преломляется в патриотической эпопее Бородина лКнязь Игорь» (1890) и народных музыкальных драмах Мусоргского лБорис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872), лХованщина» (1872?80, завершена Римским-Корсаковым, 1883). Римский-Корсаков обращался главным образом к темам и сюжетам сказочного и легендарного характера (лвесенняя сказка» ? лСнегурочка», 1881; лопера-былина» ? лСадко», 1896). В ллирических сценах» лЕвгений Онегин» (1878) и психологической музыкальной драме лПиковая дама» (1890) Чайковского проявился глубокий интерес композитора к внутреннему душевному миру человека. Образцами бытового комедийного жанра являются оперы лМайская ночь» Римского-Корсакова (1878), лСорочинская ярмарка» Мусоргского (1874?80, окончена Ц. А. Кюи, 1915), лЧеревички» Чайковского (1885; 1-я редакция ? лКузнец Вакула», 1874).

= Чайковский и Бородин создали национально своеобразный тип русской симфонии. В симфониях Чайковского яркая драматическая напряжённость, острота конфликтных сопоставлений соединяются с использованием жанрово-бытовых элементов. Ему принадлежит также большое количество произведений др. симфонических жанров, в том числе программные симфонические увертюры и фантазии на сюжеты высокого трагедийного звучания (лРомео и Джульетта» по Шекспиру, 1869; лФранческа да Римини» по Данте, 1876). Для симфоний Бородина (особенно 2-й ? лБогатырской», 1876) характерны эпическая монументальность образов, широта и плавность развития. Римский-Корсаков ? мастер красочной оркестровой звукописи; его музыкальные картины природы, быта и сказочной фантастики покоряют блеском и образностью (лИспанское каприччио», 1887; лШехеразада», 1888). Один из видных представителей отечественного симфонизма ? М. А. Балакирев, развивавший в своих оркестровых сочинениях русские народные и восточные элементы (лУвертюра на темы трёх русских народных песен», 1858; лТамара», 1882).

= В камерном вокальном творчестве русских композиторов получили отражение образы классической отечественной поэзии. Лирика Чайковского завоевала популярность благодаря своей эмоциональной правдивости, силе и яркости выражения непосредственного чувства. У Мусоргского романс превращается часто в драматическую сценку, рисующую живой, реально очерченный социальный тип. Образы эпического, пейзажного, народно-жанрового характера представлены в романсах Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова. Совершенные образцы камерной инструментальной музыки создали Чайковский (3 струнных квартета; фортепианное трио лПамяти великого художника», 1882) и Бородин (2 струнных квартета, 1879, 1881; фортепианный квинтет, 1862). Значительным вкладом в концертную фортепианную литературу являются 1-й концерт для фортепиано с оркестром Чайковского (1875), лИсламей» Балакирева (1869), лКартинки с выставки» Мусоргского (1874).

= Новый этап в развитии музыкального искусства ? балеты Чайковского (лЛебединое озеро», 1876; лСпящая красавица», 1889; лЩелкунчик», 1892), в которых музыка становится ведущим компонентом драматургии.

= На рубеже 19?20 вв. выдвигаются: А. К. Глазунов ? мастер крупной инструментальной формы, написавший 8 симфоний и множество др. симфонических и камерных сочинений, а также балеты (в т. ч. лРаймонда», 1897); С. И. Танеев ? музыкант-мыслитель, стремившийся к воплощению глубоких философских замыслов (кантаты лИоанн Дамаскин», 1884, и лПо прочтении псалма», 1915; опера лОрестея», 1894; симфония до минор, 1898, и др.); А. К. Лядов ? тонкий художник-миниатюрист, автор разнообразных фортепианных пьес (прелюдии, этюды и др.) и оркестровых сочинений на народные темы и сюжеты (лВосемь русских народных песен для оркестра», 1906; лБаба-Яга», 1904; лКикимора», 1910). К ним примыкают А. С. Аренский, Вас. С. Калинников, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Т. Гречанинов, С. М. Ляпунов.

= В русской музыке начала 20 в. проявляются новые черты, находит прямое или косвенное отражение рост революционного движения. Римский-Корсаков в аллегорической, зашифрованной форме воплотил чаяния русского общества об освобождении в операх лКащей Бессмертный» (1902) и лЗолотой петушок» (1907). С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин ? наиболее крупные и характерные выразители этой эпохи в музыке. Творчество обоих композиторов отличается бурным, беспокойным пафосом. Вместе с тем оно во многом различно. В произведениях Рахманинова, тесно связанных с наследием Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, с реалистической русской литературой и живописью, большое место занимают образы родной природы и быта. Скрябин более субъективен и изыскан. Отталкиваясь от романтических традиций, он сближается с символизмом. Под влиянием идеалистической философии мечты о светлом будущем человечества приобретают в его поздних произведениях мистико-утопическую окраску. На первый план и у Рахманинова, и у Скрябина выдвигается фортепианная музыка. Свойственная Рахманинову широкая, порой декоративно-фресковая манера письма особенно ярко проявилась в его концертах для фортепиано с оркестром (4 концерта, 1891?1926), лЭтюдах-картинах» (1911, 1917). Для Скрябина более характерны камерные жанры: сонаты, прелюдии, программные миниатюры с символическими названиями. Оба композитора были также глубоко оригинальными симфонистами. Значительное место в наследии Рахманинова занимают романсы и опера. Высоким этическим пафосом, культурой и мастерством отличается творчество Н. К. Метнера, работавшего почти исключительно в фортепианном и камерном вокальном жанрах. На рубеже 2-го десятилетия 20 в. появляются сочинения И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, стремившихся противопоставить гипертрофированному эмоционализму позднеромантического искусства и хрупкой утончённости модернистских течений здоровую простоту, силу, энергию ритма. В дальнейшем их творческие пути сложились по-разному: Стравинский уже в ранние годы связал свою деятельность с зарубежной музыкальной жизнью и почти полностью отошёл от национальных традиций, Прокофьев стал одним из виднейших представителей советской музыки.

= В начале 20 в. достигла расцвета музыкально-исполнительская культура. Русская вокальная школа, основы которой были заложены в 19 в. певцами О. А. Петровым, Ф. И. Стравинским и др., выдвигает таких артистов, как Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов. Величайшим пианистом 20 в. был Рахманинов. Деятельность выдающихся отечественных исполнителей способствовала популяризации лучших образцов русской музыки, её растущему мировому признанию. Многие крупнейшие зарубежные композиторы 20 в. (К. Дебюсси, М. Равель, Л. Яначек и др.) подчёркивали новаторское значение русской музыки и обращались к ней как к источнику свежих, оригинальных образов и средств музыкальной выразительности.

= Победа Октябрьской революции 1917 определила новый этап в развитии музыки. Партией и правительством принимались меры по созданию наиболее благоприятных условий для поднятия музыкальной культуры народных масс и превращения музыки в действенное средство коммунистического воспитания. В период, когда закладывались основы советской художественной культуры, важную роль сыграла деятельность музыкантов старшего поколения, осуществлявших живую связь между дореволюционным прошлым русской музыки и новым, советским её этапом: композиторов А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кастальского, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, А. Ф. Гедике, М. Ф. Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, Л. В. Николаева, критиков и музыковедов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссовского, Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, М. В. Иванова-Борецкого.

= Русская музыка послеоктябрьского периода является частью многонациональной музыкальной культуры СССР (см. том СССР, раздел Музыка). Развиваясь в тесной связи и творческом взаимодействии с искусством всех народов страны, она занимает ведущее положение в этом содружестве. Многие русские музыканты, работая в различных союзных и автономных республиках, способствовали росту национальных музыкальных культур этих народов и освоению ими новых современных форм профессионального искусства. В свою очередь русские композиторы обогащали собственное творчество, вдохновляясь образами из жизни братских народов, своеобразными красками, мелодиями и ритмами их музыкального фольклора.

= Основные черты советской музыки как боевого, гражданственного искусства, мобилизующего народные массы на борьбу за коммунистические идеалы, складывались уже в песнях Гражданской войны, затем в первых опытах воплощения современной революционной темы в операх, симфониях, кантатах 20-х гг. Решение новых задач было связано с борьбой против схематизма, упрощенчества и чуждых советскому искусству левацко-формалистических тенденций. Под руководством партии эти недостатки успешно преодолевались, советская музыка утвердилась на позициях социалистического реализма и заняла важное место в культурной жизни народа.

= Мировое признание получили выдающиеся достижения симфонической музыки, лучшие произведения этого жанра проникнуты высоким гуманистическим пафосом, силой выражения, глубиной философской мысли. Основоположник русского советского симфонизма ? Н. Я. Мясковский, автор 27 симфоний, творчество которого сочетает следование классическим национальным традициям с живым откликом на явления современной действительности. Острейшие конфликты современности запечатлены в творчестве крупнейшего симфониста Д. Д. Шостаковича. Симфонии С. С. Прокофьева отличаются эпичностью склада и ярко выраженным русским национальным характером. Существенный вклад в развитие совеского симфонизма внесли В. В. Щербачёв, Л. К. Книппер, В. Я. Шебалин, Г. Н. Попов, М. С. Вайнберг, Н. И. Пейко.

= В 30-х гг. были достигнуты первые удачи в создании советской оперы: лТихий Дон» И, И. Дзержинского (1935), лВ бурю» Т. Н. Хренникова (1939, 2-я редакция 1952), лСемен Котко» Прокофьева (1939). Одной из наиболее выдающихся советских опер является лКатерина Измайлова» (лЛеди Макбет Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Шостаковича. В годы Великой Отечественной войны родился замысел монументальной патриотической эпопеи Прокофьева ? оперы лВойна и мир» (по роману Л. Н. Толстого, 1943, 2-я редакция 1946, окончательная редакция 1952). Историко-революционная тема получила воплощение в опере лДекабристы» Ю. А. Шапорина (1947?53). Среди опер на современную тематику, написанных в послевоенные годы, выделяются лВиринея» С. М. Слонимского (1967) и лНе только любовь» Р. К. Щедрина (пост. 1961). Множество опер создано русскими советскими композиторами на сюжеты отечественной и зарубежной классической литературы, в том числе лКола Брюньон» (лМастер 113 Кламси» по Р. Роллану, 1938, 2-я редакция 1968) Д. Б. Кабалевского.

= Коренное обновление испытал советский балет. Следуя традициям Чайковского, Глазунова, Стравинского в этом жанре, советские композиторы утвердили значение музыки как важнейшего, определяющего элемента хореографической драматургии. Образы революционного народа получили художественно убедительное воплощение в балетах лКрасный мак» (лКрасный цветок») Глиэра (1927, 2-я редакция 1949), лПламя Парижа» Асафьева (1932), лЛауренсия» А. А. Крейна (1937). Смелым реформатором явился Прокофьев, создавший балет лРомео и Джульетта» (1936) ? глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию. Многие композиторы обращались в балете к темам высокого драматического, героико-эпического и философского звучания (лСпартак» А. И. Хачатуряна, 1954). Среди композиторов, успешно работающих в балетном жанре, ? А. П. Петров (лСотворение мира», 1971), Щедрин (лАнна Каренина», 1972).

= Особое значение приобрели жанры хоровой музыки ? от песни до оратории и кантаты. Истоки советского песенного творчества восходят к боевой революционной пролетарской песне. Всенародное распространение получили некоторые песни, возникшие в годы Гражданской войны. Советская песня, отражающая различные стороны действительности, разнообразна по содержанию и мелодико-интонационному строю. Она глубоко проникла в быт и сопровождает все знаменательные события общественной и политической жизни. Огромную мобилизующую роль сыграла песня в период Великой Отечественной войны. В послевоенные годы она стала знаменем борьбы за мир и за трудовые успехи в строительстве коммунизма. Авторами популярных песен являются А. В. Александров, М. И. Блантер, А. А. Давиденко, И. О. Дунаевский, В. Г. Захаров, Э. С. Колмановский, Б. А. Мокроусов, В. И. Мурадели, А. Г. Новиков, А. И. Островский, А. Н. Пахмутова, А. П. Петров, Д. Я. Покрасс, В. П. Соловьев-Седой, С. С. Туликов, О. Б. Фельцман, А. Г. Флярковский, М. Г. Фрадкин, Я. А. Френкель, А. Н. Холминов, Т. Н. Хренников, А. Я. Эшпай и др.

= Песня, как наиболее массовый музыкальный жанр, входит во многие произведения крупной формы ? оперы, симфонии. Она является основой лучших оперетт Дунаевского, Г. С. Милютина и др., музыки к фильмам и драматическим спектаклям. В оратории и кантате песенное начало соединяется с элементами оперной драматургии и симфоническим развитием. К выдающимся образцам кантатно-ораториального жанра принадлежат лАлександр Невский» Прокофьева (1938), лНа поле Куликовом» Шапорина (1939), лЕмельян Пугачев» М. В. Коваля (1939), лПоэма памяти Сергея Есенина» (1955) и лПатетическая оратория» (1959) Г. В. Свиридова.

= В развитие камерной вокальной и инструментальной музыки внесли вклад А. Н. Александров, Мясковский, Прокофьев, Свиридов, Шапорин, Шебалин, Шостакович, Б. Н. Чайковский, Б. И. Тищенко В. А. Гаврилин и др.

= Среди виднейших представителей рус советской музыкально-исполнительской культуры ? дирижёры В. И. Сук, Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, В. А. Дранишников, А. В. Гаук, К. К. Иванов, С. А. Самосуд, А. Ш. Мелик-Пашаев, Ю. Ф. Файер, Е. А. Мравинский, Н. Г. Рахлин, Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов; хоровые дирижёры А. В. Александров, М. Г. Климов, Н. М. Данилин, А. В. Свешников, Г. А. Дмитревский, А. С. Степанов, А. В. Рыбнов, А. А. Юрлов, К. Б. Птица, В. Г. Соколов; пианисты К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, В. В. Софроницкий, Л. Н. Оборин, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер; скрипачи М. Б. Полякин, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган; виолончелисты С. М. Козолупов, С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, М. Л. Ростропович. В области оперного исполнительства ? певицы В. В. Барсова, К. Г. Держинская, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, С. П. Преображенская, Е. А. Степанова, И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, певцы П. З. Андреев, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, С. И. Мигай, Г. М. Нэлепп, Н. Н. Озеров, В. Р. Петров, А. С. и Г. С. Пироговы, Н. К. Печковский, М. О. Рейзен, М. Д. Михайлов и др.

= За годы Советской власти создана разветвленная сеть музыкальных театров, филармоний, исполнительских коллективов, музыкальных учебных заведений общего и специального типа. Новые центры музыкальной культуры возникли в городах бывшей росс. периферии и в автономных республиках РСФСР. У многих народов РСФСР, профессиональная музыкальная культура которых начала формироваться лишь после Октябрьской революции, появились свои национальные кадры квалифицированных музыкантов-исполнителей, композиторов ? Н. Г. Жиганов, М. М. Кажлаев, Г.-Р. Синисало, Б. Б. Ямпилов и многие др., ? владеющих сложными формами современного музыкального искусства. На основе богатых традиций музыкального фольклора ими созданы национальные оперы, симфонии и произведения др. жанров (см. раздел Музыка в статьях об автономных республиках РСФСР).

= Русская музыка оказала заметное влияние на творчество ряда зарубежных композиторов. Во всём мире популярны многие произведения русских и советских композиторов, высоким авторитетом пользуются советские музыканты-исполнители, певцы, исполнительские коллективы.

= В РСФСР работают (1975): 42 музыкальных театра, в том числе 15 театров оперы и балета, 18 музыкальных комедии и оперетты, 1 музыкально-драматический, 8 музыкальных театров; 24 симфонических оркестра, 8 оркестров народных инструментов и духовых оркестров, 34 камерных оркестра и инструментального ансамбля, 19 профессиональных хоровых коллективов. Подготовкой музыкальных кадров занимаются 13 консерваторий и др. высших музыкальных учебных заведений, 114 музыкальных училищ, 10 училищ искусств, 2 хоровых училища, 6 средних специальных музыкальных школ, около 3000 детских музыкальных школ. В 1960 организован Союз композиторов РСФСР. В городах РСФСР проводятся многочисленные музыкальные фестивали, в том числе лМосковские звёзды» и лРусская зима» (в Москве), лБелые ночи» (в Ленинграде), и музыкальные конкурсы

= Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в., т. 1?2, М. ? Л., 1928?29; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, в. 1, М., 1938; её же, Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом, т. 1?2, М., 1952?53; История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 1?2, М. ? Л., 1940; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 1?3, М. ? Л., 1947?54; его же, Русская советская музыка, М., 1958 (Музыкальная культура союзных республик, РСФСР, в. 3); его же, Русская музыка XVIII века, М., 1965; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 1?5, М., 1952?57; его же, Русская музыка. XIX и начало XX в., Л., 1968: История русской музыки, [под ред. Н. В, Туманиной], т. 1?3, М., 1957?60; История русской советской музыки, т. 1?4, М., 1956?63; Музыкальная культура автономных республик РСФСР, под ред. Г. И. Литинского, М., 1957; Попова Т., Русское народное музыкальное творчество, 2 изд., т. 1?3, М., 1962?64.

= Ю. В. Келдыш.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое российская советская федеративная социалистическая республика рсфср (музыка)
Значение слова российская советская федеративная социалистическая республика рсфср (музыка)
Что означает российская советская федеративная социалистическая республика рсфср (музыка)
Толкование слова российская советская федеративная социалистическая республика рсфср (музыка)
Определение термина российская советская федеративная социалистическая республика рсфср (музыка)
rossiyskaya sovetskaya federativnaya socialisticheskaya respublika rsfsr (muzyka) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины