Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - стендаль анри мари

Стендаль анри мари

Стендаль (Stendhal) [псевдоним; настоящее имя и фамилия Анри Мари Бейль (Beyle)] (23.1.1783, Гренобль, ‒ 23.3.1842, Париж), французский писатель. Сын адвоката; воспитывался в семье деда, гуманиста и республиканца. В 1799 поступил на службу в военное министерство. Участвовал в итальянском походе Наполеона I (1800). Выйдя в отставку, занялся самообразованием, посещал театры и литературные кружки. Затем вернулся в армию и в качестве интенданта наполеоновских войск (1806‒14) исколесил почти всю Европу, был свидетелем Бородинского сражения и бегства французов из России. После падения Наполеона (1814) уехал в Италию, где поддерживал связи с вождями карбонариев, сблизился с итальянскими романтиками, подружился с Дж. Байроном. С 1821 жил в Париже, сотрудничал во французской и английской оппозиционной прессе. В 1830 стал французским консулом в Триесте, затем в Чивитавеккьи, где провёл последнее десятилетие своей жизни.

Первые произведения С. были посвящены музыке, которую он называл своей «самой сильной» страстью. В работах «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1817), «Жизнь Россини» (1824) эстетические вкусы и симпатии С. выражены вполне определенно: он больше всего тяготел к итальянской опере (Д. Чимароза, Дж. Россини) с её мелодическим пением, искусством бельканто, к классическому симфонизму И. Гайдна и В. А. Моцарта.

В книге «История живописи в Италии» (т. 1‒2) и «Рим, Неаполь и Флоренция» (обе 1817) идеалистическая эстетика критикуется с позиций культурно-исторического метода, развивается взгляд на искусство как на средство отображения и познания действительности. В дальнейшем С. не раз выступал в роли блестящего популяризатора искусства («Прогулки по Риму», 1829, и др.). В 1822 С. опубликовал трактат «О любви» ‒ опыт конкретного психологического анализа, обогащенного личными переживаниями и наблюдениями.

Свидетельством активного участия С. в спорах о романтических и классических направлениях в литературе служат две версии памфлета «Расин и Шекспир» (1823 и 1825), в которых он, противопоставляя глубокое и страстное искусство У. Шекспира обветшалым догмам эпигонов классицизма, требует отказа от пресловутых «трёх единств», создания новой драматургии, современной по духу. Защищая романтизм, С. в то же время отвергает установки консервативных романтиков с их бегством от действительности и идеализацией средневековья, мишурной экзотикой и, по сути дела, закладывает основы реалистического направления в литературе. Историзм в подходе к событиям, правдивая обрисовка положений и характеров, глубокий анализ тончайших переживаний человека, сатирическое изображение мирка светской черни ‒ все эти черты реалистического метода С. наметились уже в его первом, ещё не свободном от некоторого схематизма романе «Арманс» (т. 1‒3, 1827). В новелле «Ванина Ванини» (1829) сочувственно обрисован итальянский патриот-карбонарий.

Роман «Красное и чёрное» (1831) носит подзаголовок «Хроника XIX века»: в нём С. рисует широкую картину французского общества накануне Июльской революции 1830, обличая стяжательство буржуазии, мракобесие церковников, судорожные попытки аристократии сохранить свои сословные привилегии. Но главное в романе ‒ это описание драматического единоборства юного Жюльена Сореля с самим собой: природная честность, врождённое великодушие и благородство, возвышающие этого сына простого плотника над толпой окружающих его толстосумов, ханжей и титулованных ничтожеств, вступают в противоречие с его честолюбивыми помыслами, с попытками пробиться наверх любой ценой. Этот разлад между жаждой власти и отвращением к низменной погоне за ней приводит героя к гибели.

Ещё большей социальной остроты и обличительного пафоса С. достигает в неоконченном романе «Люсьен Левен» (1834‒1836, опубликован 1929), где будни Июльской монархии, пришедшей на смену Реставрации, предстают в виде трагикомического фарса. Пользуясь приёмами гротеска, С. обнажает отвратительную сущность государственного аппарата Луи Филиппа, в котором царят подкуп, клевета, шантаж; показывает армию, выродившуюся в банду карателей, расправляющуюся с восставшими рабочими; обличает приспособленчество части французской интеллигенции.

В поисках цельных характеров, пламенных страстей и героических деяний, которым, по убеждению С., не было места в современной ему Франции, писатель обращается к старинным хроникам и эпизодам национально-освободительной борьбы итальянского народа против австрийских поработителей. Толчком для создания романа «Пармская обитель» (1839) послужило как изучение хроник семейства Фарнезе, так и восстание, на самом деле происшедшее в герцогстве Моденском и спровоцированное самим герцогом. Перенеся место действия в Парму, С. превращает изображение нравов этого крохотного полицейского государства в символическую картину всей Европы периода реакции после Наполеоновских войн В романе с огромной силой звучит тема свободолюбия, тема борьбы гордых и самоотверженных патриотов за освобождение и воссоединение Италии.

Из тех же источников С. черпал сюжеты для «Итальянских хроник» (создавались на протяжении 30-х гг.; отдельно изданы 1855), изображая в них незаурядные характеры эпохи Возрождения, моменты смертельной вражды, взрывы стихийных чувств, столь далёкие от подёрнутых паутиной благонадёжности и лицемерия нравов французской аристократии и буржуазии середины 19 в. Сатирическому показу этих измельчавших, погрязших в обыденности людишек посвящены «Записки туриста» (т. 1‒2, 1838).

С. оставил немало произведений, опубликованных уже посмертно. К ним относятся автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» (1835, изд. 1890) и «Воспоминания эготиста» (1832, изд. 1892), полные метких бытовых зарисовок и тонких психологических наблюдений, неоконченный роман «Ламьель» (1839‒42, изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912‒13), композиционно примыкающие к циклу «Итальянских хроник», а также дневники и обширная переписка.

Творчеству С. свойственно органическое сочетание трезвости взгляда и воодушевляющей романтики, элементов критики и психологической глубины. Вся его литературная деятельность была подчинена стремлению отразить драматизм жизни, создать пластически-объёмные, полнокровные образы, в которых запечатлены мысли и страсти породившей их эпохи.

Заслуживший при жизни признание немногих (П. Мериме, О. Бальзак, И. В. Гёте), С. был заново «открыт» во 2-й половине 19 в. С тех пор не прекращается публикация его рукописей, посвященных ему монографий и периодических изданий; ни одно поколение французских писателей не проходит мимо его творческого наследия. В 1933 в Гренобле, в квартире, где родился Анри Бейль, был создан Музей Стендаля. Поставлено несколько фильмов-экранизаций произведений С., в том числе «Ванина Ванини» (1922), «Пармская обитель» (1948), «Красное и чёрное» (1954).

В России сочинения С. стали известны уже в 30-е гг. 19 в.; ими восхищались А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

Соч.: [CEuvres completes], etabl. du texte et pref. par H. Martineau, [v. 1‒79], P., 1927‒37; в рус. пер.‒ Собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Ревазова, т. 1‒15, Л. ‒ М.,[1933]‒1950; Собр. соч. в 15 тт. [Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова], т. 1‒15, М., 1959.

Лит.: Луначарский А, В., Стендаль, Собр. соч., т..), М., 1965; Реизов Б. Г., Стендаль. Годы ученья, Л., 1968; его же, Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика, Л., 1974; Горький М., [Преднел.], в кн.: Виноградов А. К., Избр. произв., т. 1, Три цвета времени, М., 1960; Виноградов А. К., Стендаль и его время, 2 изд., М., 1960; Эренбург И., Уроки Стендаля, в его кн.: Французские тетради, М., 1958; Фрид Я., Стендаль. Очерк жизни и творчества, 2 изд., М., 1967; Прево Ж., Стендаль, М.‒Л., 1960; ThibaudetA., Stendhal, P., 1931; Martineau Н., Petit dictionnaire stend-halien, P., 1948; «Europe», 1972, № 519‒521 (номер посвящен Стендалю).

Ю. Н. Стефанов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое стендаль анри мари
Значение слова стендаль анри мари
Что означает стендаль анри мари
Толкование слова стендаль анри мари
Определение термина стендаль анри мари
stendal anri mari это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины