Музыкальный словарь - булахов петр петрович
Связанные словари
Булахов петр петрович
..."талант его растет с каждым днем, и, кажется, г. Булахов должен для нас вполне заменить нашего незабвенного композитора романсов Варламова", сообщала газета "Ведомости Московской городской полиции" (1855). "20 ноября в селе Кускове графа Шереметева, близ Москвы, скончался известный автор многих романсов и бывший учитель пения Петр Петрович Булахов", говорилось в некрологе в газете "Музыкальное обозрение" (1885).
Жизнь и творчество "известного автора многих романсов", широко исполнявшихся во второй половине прошлого века и популярных поныне, до сих пор не исследованы. Композитор и вокальный педагог, Булахов принадлежал к славной артистической династии, ядро которой составляли отец Петр Александрович и его сыновья, Петр и Павел. Петр Александрович и его младший сын Павел Петрович были известными оперными певцами, "первыми тенористами", отец московской а сын петербургской оперы. А так как оба они еще и сочиняли романсы, то при совпадении инициалов, в особенности у братьев Петра Петровича и Павла Петровича, со временем произошла путаница в вопросе о принадлежности романсов перу одного из троих Булаховых.
Фамилию Булахов прежде произносили с ударением на первом слоге Б"у"лахов, подтверждением чему может служить стихотворение поэта С. Глинки "Петру Александровичу Булахову", в котором воспевается талант и мастерство прославленного артиста:
Булахов! Ты сердце знаешь,
Из него ты извлекаешь
Голос сладостный души.
На правильность именно такого произношения указывала внучка Петра Петровича Булахова, Н. Збруева, а также советские историки музыки А. Оссовский и Б. Штейнпресс.
Петр Александрович Булахов-отец был одним из лучших певцов России 1820-х гг. ..."Это был искуснейший и образованнейший певец, когда-либо являвшийся на русской сцене, певец, о котором итальянцы говорили, что если б он родился в Италии и выступил на сцену в Милане или Венеции, то убил бы все до него известные знаменитости", вспоминал Ф. Кони. Присущее ему высокое техническое мастерство соединялось с теплой задушевностью, особенно в исполнении русских песен. Постоянный участник московских постановок опер-водевилей А. Алябьева и А. Верстовского, он был первым исполнителем многих их произведений, первым интерпретатором знаменитой "кантаты" Верстовского "Черная шаль" и прославленного алябьевского "Соловья".
Петр Петрович Булахов родился в Москве в 1822 г., чему, однако, противоречит надпись на его могиле на Ваганьковском кладбище, согласно которой датой рождения композитора следовало бы считать 1820 г. Те скудные сведения о его жизви, которыми мы располагаем, рисуют картину тяжелую, безрадостную. Сложности семейной жизни композитор состоял в гражданском браке с Елизаветой Павловной Збруевой, которой ее первый муж отказался предоставить развод, усугублялись длительной тяжелой болезнью. "Прикованный к креслу, разбитый параличом, молчаливый, в себя ушедший", в минуты вдохновения он продолжал сочинять: "Иногда, хотя и редко, отец все же подходил к роялю и своей здоровой рукой что-то наигрывал, и я всегда дорожила этими минутами", вспоминала его дочь Евгения. В 70-х гг. семью постигло большое несчастье: однажды зимой, под вечер, пожар уничтожил дом, в котором они жили, не пощадив ни нажитого имущества, ни сундука с рукописями не изданных еще произведений Булахова. ..."Больного отца и маленькую пятилетнюю сестру вытащили ученики моего отца", писала в своих воспоминаниях Е. Збруева. Последние годы жизни композитор провел в имении графа С. Шереметева в Кусково, в домике, который в артистической среде получил название "Булашкиной дачи". Здесь он и скончался. Хоронила композитора Московская консерватория, которую в те годы возглавлял Н. Рубинштейн.
Несмотря на тяготы и лишения, жизнь Булахова была наполнена радостью творчества и дружеского общения со многими видными деятелями искусства. Среди них были Н. Рубинштейн, известные меценаты П. Третьяков, С. Мамонтов, С. Шереметев и др. Популярность булаховских романсов и песен во многом была обусловлена их мелодическим обаянием и благородной простотой выражения. Характерные интонации русской городской песни и цыганского романса переплетаются в них с оборотами, типичными для итальянской и французской оперы; плясовые ритмы, свойственные русской и цыганской песне, соседствуют с широко распространенными в то время ритмами полонеза и вальса. Вплоть до наших дней сохранили свою популярность элегия "Не пробуждай воспоминаний" и лирический романс в ритме полонеза "Гори, гори, моя звезда", романсы в стиле русских и цыганских песен "Тройка" и "Не хочу"!
Однако над всеми жанрами вокального творчества Булахова господствует стихия вальса. Вальсовыми оборотами насыщена элегия "Свидание", лирический романс "Я тебя с годами не забыла", ритмы вальса пронизывают лучшие сочинения композитора, достаточно вспомнить популярные по сей день "И нет в мире очей, Нет, не люблю я вас!, Прелестные глазки, Вот на пути село большое" и др.
Общее количество вокальных произведений П. П. Булахова до сих пор неизвестно. Это связано как с печальной участью большого количества сочинений, погибших во время пожара, так и с трудностями в вопросе установления авторства Петра и Павла Булаховых. Однако те романсы, принадлежность которых перу П. П. Булахова бесспорна, свидетельствуют о тонком ощущении поэтической речи и щедром мелодическом таланте композитора одного из самых ярких представителей русского бытового романса второй половины XIX в.