Музыкальный словарь - щербачев владимир владимирович
Связанные словари
Щербачев владимир владимирович
Щербачев талант психологическисложный,совсеми характерно-блоковскими противоречиями и пониманием блоковских воззрений на "дух музыки", как выразитель бунтарских устремлений предгрозовых эпох...
Б. Асафьев
Непрост жизненный и творческий путь В. Щербачева одного из первых строителей советской музыкальной культуры, крупнейшего музыкально-общественного деятеля, педагога-новатора, авторитетнейшего ленинградского композитора, чьи искания увлекли многих, в первую очередь молодежь 20-30-х гг. Исследователи его творчества отмечали, что в 1910-х гг. Щербачев писал музыку в духе академической корсаковско-глазуновской традиции, а спустя полтора десятилетия был во главе тех, кто боролся с ее окостеневшими догмами. В 10-20-е гг. он увлекался интонационным воплощением таинственных, ускользающе-возвышенных образов символистской поэзии, а в 30-х писал симфонию "История Ижорского завода", пытаясь ответить на призыв М. Горького о создании художественной истории русского пролетариата. В 20-х гг. он ниспровергал классические нормы, а в 30-40-х воссоздавал старинные жанры бытовой музыки для кинофильмов и театральных постановок. То был человек "замечательный, трудный, трагический, возвышенный, с острыми углами характера и умозрения и вместе с тем преисполненный некой неотразимости", как писала о нем выдающаяся советская пианистка М. Юдина. Не все его творческие замыслы были реализованы в полном объеме. Да и судьба многих завершенных его сочинений сложилась драматично. Они были незаслуженно забыты после несправедливых обвинений в "формализме" и "антинародности" в духе господствовавшей в сталинскую эпоху нормативной эстетики. В наше время, отмеченное широким интересом к "белым пятнам" отечественной истории, советского искусства прошлых лет, творчество Щербачева привлекает все большее внимание.
Композитор родился в Варшаве, в семье подполковника в отставке. В 12 лет, оставшись круглым сиротой, он "был старшими братьями... определен в интернат при 1-й Варшавской гимназии, которую окончил с серебряной медалью в 1906 году" (из автобиографии). Затем юноша 4 года проходил курс на юридическом, факультете Петербургского университета. Параллельно Щербачев занимался в столичной консерватории (1908-12), где его педагогами по классу композиции были А. Лядов и М. Штейнберг. В 1911 г. молодой музыкант по рекомендации А. Глазунова работал в оперно-балетной антрепризе С. Дягилева, знаменитого основателя "Русских сезонов" в Париже. С дягилевекой труппой он побывал в Монте-Карло, Риме, Париже, Лондоне.
Музыкальную карьеру композитора прервала первая мировая война. В 1914-17 гг. он служил в армии, в автомобильных войсках. Щербачев активно участвовал в Февральской и в Октябрьской революциях. Примечателен, документ, выданный ему в марте 1917 г. комитетом грузового взвода автомобильной роты: ..."подпоручик Щербачев... пользовался любовью и уважением солдат и с первых дней революции открыто стал на сторону последней, способствовал образованию солдатского комитета, выборам делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов, а также способствовал совместно с солдатами водворению порядка и внутреннего спокойствия в команде, удерживая от лишних и вредных эксцессов". Здесь, в военной автошколе он познакомился и подружился с В. Маяковским. Кстати, композитору принадлежит честь "музыкального открытия" великого революционного поэта: романс Щербачева "Четыре. Тяжелые как удар" стал первым музыкальным сочинением на стихи Маяковского. Щербачев сделал и нотную запись напевов, введенных поэтом в поэму "Война и мир".
В 1918-22 гг. Щербачев сложит в Красной Армии, одновременно заведуя сначала музыкальной частью Петроградского передвижного театра, а затем музыкальным отделом Наркомпроса. В те годы он активно занимается и композиторским творчеством. Его Нонет для женского голоса (без слов), флейты, арфы, фортепиано, струнного квартета и исполнительницы пластической партии имел большой успех на многочисленных исполнениях в 1919 г. с участием знаменитой балерины О. Преображенской. В 1921 г. создан фортепианный цикл "Выдумки", в 1923 Вторая из двух сонат для фортепиано (Первая датируется 1911 г.). В тот же период написан ряд романсов на стихи любимого им поэта А. Блока, начата "Блоковская" Вторая симфония. В 1923 г. после творческой командировки в Дрезден Щербачев был приглашен профессором в Петроградскую консерваторию. Работая здесь, а также в музыкальных техникумах, он приобретает славу выдающегося педагога композиции, новатора, преобразователя системы музыкального воспитания. Под руководством Щербачева и при поддержке Б. Асафьева и А. Оссовского осуществляется радикальная реформа учебных планов и методики преподавания. Щербачев и Асафьев организуют и Ассоциацию современной музыки (АСМ), много сделавшую для пропаганды в СССР лучших произведений современных западных композиторов (Б. Бартока, П. Хиядемита, А. Шёнберга, А. Берга и др.), а также живших за рубежом И. Стравинского и С. Прокофьева и молодых, еще мало кому известных советских авторов, в частности Д. Шостаковича и учеников В. Щербачева Г. Попова, Б. Арапова, П. Рязанова, А. Животова, Ю. Кочурова, В. Волошинова. "Асафьев и Щербачев", пишет в своих воспоминаниях известный советский музыковед М. Друскин, "два полюса притяжения для молодежи тех лет; с ними связано все лучшее, новое, свежее, что привнесено в ленинградскую музыкальную культуру этого десятилетия". Любопытно, что, создавая по просьбе К. Федина главу для его романа "Братья", которая должна была представлять собой профессиональную рецензию на симфонию героя романа Никиты Карева, композитор Ю. Шапорин во многом воспользовался и подробностями биографии Щербачева, и характеристикой его музыки.
Однако на рубеже 20-30-х гг. Щербачев подвергся особенно ожесточенным нападкам рапмовской критики. В 1930 г. композитор был вынужден оставить Ленинградскую консерваторию. Около трех последующих лет он трудился в Тбилиси. В его классах выросла целая плеяда грузинских музыкантов (Р. Габичвадзе, Г. Киладзе, Г. Кокеладзе, Е. Микеладзе, Ш. Мшвелидзе, И. Туския и др.).
С 1932 г. Щербачев активно работает в только что созданном Союзе советских композиторов. В 1935-37 и в 1944-46 гг. он возглавлял ленинградскую организацию Союза. В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Новосибирске, композитор, несмотря на материальные трудности, продолжает творческую работу. После возвращения в Ленинград в 1944 г. он продолжил и педагогическую деятельность, которая в 1948 г. была грубо прервана, когда в печально известном постановлении ЦК ВКП(б) Щербачев был объявлен одним из ведущих "композиторов-формалистов". Последние его работы участие в музыкальном оформлении фильмов "Михаил Глинка" и "Концерт мастеров искусств".
Среди произведений композитора главное место занимают работы для оркестра симфонические картины ("Вега" 1910; "Шествие, Сказка" 1912), сюиты, 5 симфоний. Среди последних выделяются пятичастная Вторая для солистов, хора и оркестра на стихи Блока, создававшаяся в 1922-26 гг., и Пятая (1940-ч8, 2-я ред. 1950), также навеянная блоковской поэзией, образами цикла "На поле Куликовом". Правда, в ней, в отличие от ее предшественницы, слово впрямую не звучит, но дыхание идей поэта "памяти о прошлом, вечного возвращения" явственно ощутимо. Неоконченной осталась Четвертая ("Ижорская", 1932-35) симфония для солистов, хора и оркестра. Из предполагаемых 7 частей композитор написал лишь 4, доведя историю Ижорского завода только до революционных событий 1905 г.
Незавершенной осталась и опера Щербачева "Анна Колосова" о трагической судьбе крепостной актрисы. Сцены из нее исполнялись в Ленинграде в 1934 г. Остальные оперные работы не пошли дальше стадии замысла ("Петр I, Иван Грозный"). Единственное завершенное произведение для музыкального театра оперетта "Табачный капитан" (премьера в 1944 г. в Новосибирске), патриотическое звучание которой в известной мере отразило дух военной эпохи. Наиболее массовой популярностью пользовалась музыка Щербачева к спектаклям ("Гроза" по пьесе А. Н. Островского 1934; "Полководец Суворов" 1941) и кинофильмам (например, "Петр I" 1937-39), которая звучит в симфонических концертах в виде сюит.
Творчество мастера наряду с музыкой Н. Мясковского, Р. Глиэра, Ю. Шапорина послужило своеобразным связующим звеном между русской классической и советской музыкальными культурами. Многое из его наследия живо и поныне (так, в 1987 г. в Ленинграде впервые после премьеры 1927 г. с успехом прозвучала Вторая, "Блоковская" симфония), будоража мысли и чувства сегодняшних композиторов и слушателей.