Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - станчинский алексей владимирович

Станчинский алексей владимирович

( 21 III 1888, пос. Оболсуново Владимирской губ. X 1914, близ дер. Логачево Смоленской губ.)

А. Станчинский талантливый русский композитор и пианист. Он прожил 26 лет, но оставил яркий след в истории русской музыки. Станчинский родился в интеллигентной семье, его отец был инженером-химиком, мать преподавательницей музыки.

Музыкальная одаренность Станчинского проявилась необычайно рано: в пятилетнем возрасте он создает свои первые импровизации. Регулярные занятия музыкой начались в 9 лет сначала с матерью, затем в музыкальных классах Мейера (Ревель) и Боркуса (Смоленск). В Смоленске состоялись первые публичные выступления Станчинского на открытых ученических вечерах (1902, 1903, 1904).

Наиболее значительная часть жизни композитора связана со Смоленском и Москвой. С 1899 г. семья Станчинских живет в имении Логачево Ельнинского уезда Смоленской губернии. Зимой Станчинский учится в Смоленской гимназии, летом в Логачеве создает ряд фортепианных пьес и романс "Мне снилось вечернее небо" (на ст. С. Надсона).

С 1903 г. Станчинский регулярно бывает в Москве и берет уроки фортепианной игры у И. Левина и К. Игумнова, теории музыки и сочинения у А. Гречанинова. С 1905 г. постоянным наставником композитора становится, по совету С. Танеева, Н. Жиляев, с которым Станчинский был дружен до конца своей короткой жизни. В 1907 г. Станчинский поступил в Московскую консерваторию по классу фортепиано к профессору Игумнову, одновременно он берет уроки по фортепиано у К. Эйгеса. Музыкально-теоретические предметы и композицию Станчинский изучает под руководством Танеева. Быть учениками Танеева могли лишь наиболее музыкально одаренные люди. В связи с событиями 1905 г. Танеев демонстративно ушел из Московской консерватории, но продолжал заниматься с учениками безвозмездно частным образом.

Годы учения в Московской консерватории были наиболее плодотворными для Станчинского. Композитор жадно впитывает музыкальные впечатления, находится в курсе всех литературно-художественных событий. Жиляев познакомил его с А. Скрябиным, которому Станчинский неоднократно играл свои сочинения. Большая личная и творческая дружба связывала его и с выдающимся пианистом и композитором Н. Метнером.

В 1907-10 гг. Станчинский написал ряд прелюдий, этюдов для фортепиано, цикл из 10 шотландских песен на ст. Р. Бернса и фортепианное Трио.

В 1910 г. Станчинский перенес тяжелое нервное заболевание, вызванное смертью отца. После болезни он оставляет консерваторию, но продолжает занятия с Танеевым, работает с удвоенной энергией и создает цикл прелюдий-канонов, вариации, цикл "Эскизов", 2 фортепианные сонаты, сонатное Allegro. П. Юргенсон издает отдельные выпуски "Эскизов", которые были доброжелательно встречены музыкальной критикой. 2 марта 1914 г. Станчинский выступает в концерте московских композиторов в Малом зале консерватории с большой программой из собственных произведений.

Критика единодушно выделила Станчинского как наиболее "талантливого и оригинального композитора", представляющего "интерес несомненный и крупный". Успех концерта окрылил композитора, в его творческих планах намечалось создание балета (предполагалось содружество с балетмейстером М. Мордкиным), оперы на сюжет русской народной сказки (в архиве сохранились наброски либретто) и оркестровой сюиты на испанские или итальянские темы.

Однако безвременная и трагическая смерть композитора в селе Логачеве не позволила осуществиться этим интересным замыслам. Памяти Станчинского посвятили свои фортепианные циклы Метнер ("Импровизация") и Ан. Александров ("Былая одержимость").

Творчество Станчинского связано с музыкой русских композиторов (от Глинки и Мусоргского до Скрябина и Метнера) и отмечено чертами новаторства, сближающими его с музыкой И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова.

Его произведения отличаются отточенностью формы, оригинальностью ладотонального мышления, яркой полифоничностью, изощренной и прихотливой ритмикой, экономной фортепианной фактурой. Одна из главных особенностей музыкального языка Станчинского заключается в предвидении ритмоинтонаций современной музыки.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое станчинский алексей владимирович
Значение слова станчинский алексей владимирович
Что означает станчинский алексей владимирович
Толкование слова станчинский алексей владимирович
Определение термина станчинский алексей владимирович
stanchinskiy aleksey vladimirovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):