Музыкальный словарь - тамберг эйно мартинович
Связанные словари
Тамберг эйно мартинович
Я верю, что музыка одна из форм действенной, активной любви к миру и человеку, одна из возможностей изменить мир к лучшему...
Э. Тамберг
Э. Тамберг один из ведущих современных эстонских композиторов. По складу своего дарования он прежде всего композитор-симфонист. Симфоническим дыханием пронизаны не только его оркестровые сочинения, но также и музыкально-театральные и ораториальные.
В 1953 г. Тамберг окончил Таллиннскую консерваторию по классу композиции Э. Каппа. Его дипломной работой стала оратория "За свободу народа", посвященная эстонскому революционеру-большевику В. Кингисеппу, возглавлявшему национальное революционное движение. Оратория была признана в те годы одним из лучших сочинений этого жанра в советской музыке. Следующим крупным произведением в творчестве Тамберга стала программная симфоническая сюита "Князь Габриэль" (1955), написанная по историко-романтической повести эстонского писателя XIX в. Э. Борнхеэ "Князь Габриэль, или Последние дни монастыря Пирита". В ней изображены события эпохи русско-ливонской войны второй половины XVI столетия, на фоне которых разворачивается история любви Габриэля сына эстонской крестьянки и русского князя Загорского и Агнес, дочери немецкого барона.
Творческой удачей Тамберга стало Concerto grosso (1956). Композитор обратился к старинной музыкальной форме, которая, как он сам отмечает, "в советской музыке... почти не использовалась. Меня заинтересовала эта форма произведения потому, что в ней можно с наибольшей выразительностью показать богатейшие возможности каждого инструмента". Стихию народного танца воспевают "Симфонические танцы" (1957), пронизанные интонациями и ритмами эстонского фольклора, который композитор впервые в своем творчестве использует так широко.
Балетный театр Тамберга представлен тремя произведениями: "Балет-симфония" (1959), "Мальчик и бабочка" (1963), "Иоанна одержимая" ("Иоанна тентата", 1970). Балет-симфония был поставлен в 1960 г. в театре Ванемуйне (Тарту) и в Шверине (ГДР). После премьеры в Шверине, состоявшейся под руководством известного дирижера К. Мазура, последний поздравил Тамберга телеграммой: "Успех премьеры "Балет-симфонии" грандиозен. Занавес поднимался 44 раза. Сердечно поздравляем. Популярность обеспечена. Привет от всего коллектива театра". А после премьеры в театре Ванемуйне эстонский композитор В. Оякяэр написал: ...""Балет-симфония" Эйно Тамберга представляет собой нечто новое в развитии нашего балета". Каждая из трех частей произведения имеет название: "Прелюдия, Скерцо, Ноктюрн". Они, как писал В. Оякяэр, ..."представлены как бы одним днем жизни молодой девушки, с открытой душой взирающей на мир".
Балет "Иоанна одержимая" принадлежит к жанру психологического балета, характерного для искусства XX в. "Главное в моем балете психология людей. Как они поступают в обстоятельствах, не соответствующих их натуре. Как они их преодолевают или им поддаются". Балет рассказывает, по словам композитора, "о душах, раздавленных догмой религии, о человеческой психике, обостренной до безумия". В этом сочинении Тамберг обращается к новелле польского писателя Я. Ивашкевича, а непосредственным импульсом к созданию балета послужил фильм известного польского кинорежиссера Е. Кавалеровича. Сюжет повествует о настоятельнице французского монастыря Люден матери Иоанне, душой которой (согласно материалам церковных архивов) овладел дьявол. В современных произведениях этот сюжет получает подчеркнуто экспрессивно-психологическое толкование. Протест Иоанны против религиозных догм, хотя и проявляющийся в болезненно-уродливых формах, становится самовыражением личности. Балет Тамберга отличается высоким уровнем эмоционального напряжения. Как и 2 предыдущих балета композитора, "Иоанна одержимая" симфонична. Тамберг широка пользуется лейттембрами, лейтмотивной техникой, вводит колокольный звон, магнитофонную запись католической молитвы...
Столь же интересен и оперный театр Тамберга. В нем также 3 произведения: "Железный дом" (пост. 1965), "Сирано де Бержерак" (пост. 1976), "Парение" (пост. 1983). Опера "Железный дом" написана по одноименной революционно-романтической драме из времен гражданской войны в Испании эстонского писателя-антифашиста Э. Таммлаана (либр. У. Лахта). "Сирано де Бержерак" по пьесе Э. Ростана (либр. Я. Кросса). Опера пронизана поэтичным лиризмом, особенно выделяется партия Сирано де Бержерака. В этом сочинении Тамберг, по его словам, "смог удовлетворить свою тогдашнюю потребность в мелодической, насыщенной романтикой музыке". Сравнивая "Сирано де Бержерака" со своей оперой "Железный дом", композитор пишет: "Если в "Железном доме" я ставил на первый план принципы музыкальной драмы... то в "Сирано" я стремился к оперности в ее классическом значении как по музыкальному языку, так и по построению формы".
Опера "Парение" написана по повести болгарского писателя П. Вежинова "Барьер" (либр. А. Валтона). "Опера в каком-то самом общем, духовном смысле моя собственная история, история моих мечтаний и страстей, уступок самому себе, непреодоления своего внутреннего барьера". Главная героиня оперы Девушка, которая, по ее словам, может летать только тогда, когда любит. По составу исполнителей оперу можно отнести к камерной разновидности жанра. Большую роль играют балетные сцены, 2 из которых "Полет" и "Любовь" являются кульминационными. В них выступают танцоры, они заменяют певцов, исполняющих партии Девушки и Композитора. Этот принцип замены распространяется и на другие сцены, сообщая опере черты синтетического жанра. Вокальные эпизоды и балетные сцены дифференцированы Тамбергом: средствами вокала он воплощает события реальные, средствами балета ирреальные.
Композитор работает во многих жанрах: его перу принадлежат 2 симфонии (1978, 1986), инструментальные концерты (для трубы 1972, скрипичный 1981, для саксофона 1987), Концерт для голоса с оркестром (1985), оратория ("Amores" 1981, в основе любовная лирика поэтов различных эпох), камерно-инструментальные и вокальные сочинения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. "Вдохновение появляется только в процессе работы. Получаемая от работы радость тем больше, чем с большей интенсивностью человек трудится. Одолеть, превзойти себя всегда радость" (Э. Тамберг.