Музыкальный словарь - виельгорский михаил юрьевич
Связанные словари
Виельгорский михаил юрьевич
М. Виельгорский современник М. Глинки, выдающийся музыкальный деятель и композитор первой половины XIX в. С его именем связаны крупнейшие события музыкальной жизни России.
Виельгорский был сыном польского посланника при дворе Екатерины II, на русской службе имевшего чин действительного тайного советника. Уже в детские годы у него проявились незаурядные музыкальные способности: он неплохо играл на скрипке, пытался сочинять. Виельгорский получил разностороннее музыкальное образование, теорию музыки и гармонию он изучал у В. Мартин-и-Солера, композицию у Тауберта. В семье Виельгорских музыка почиталась особым образом. Еще в 1804 г., когда вся семья жила в Риге, Виельгорский принимал участие в домашних квартетных вечерах: партию первой скрипки исполнял отец, альта Михаил Юрьевич, а партию виолончели его брат, Матвей Юрьевич Виельгорский, выдающийся музыкант-исполнитель. Не ограничиваясь полученными знаниями, Виельгорский продолжил занятия композицией в Париже у Л. Керубини известного композитора и теоретика.
Испытывая большой интерес ко всему новому, Виельгорский в Вене познакомился с Л. Бетховеном и присутствовал в числе первых восьми слушателей при исполнении "Пасторальной" симфонии. В течение всей жизни он оставался горячим поклонником немецкого композитора. Перу Михаила Юрьевича Виельгорского принадлежит опера "Цыгане" на сюжет, связанный с событиями Отечественной войны 1812 г. (либр. В. Жуковского и В. Сологуба), он одним из первых в России осваивал крупные сонатно-симфонические фоомы, написав 2 симфонии (Первая была исполнена в 1825 г. в Москве), струнный квартет, две увертюры. Им созданы также Вариации для виолончели с оркестром, пьесы для фоптепиано, романсы, вокальные ансамбли, а также ряд хоровых сочинений. Романсы Виельгорского пользовались большой популярностью. Один из его романсов охотно исполнял Глинка. "Из чужой музыки он пел только одни вещь романс графа Михаила Юрьевича Виельгорского "Любила я": но пел этот милый романс с таким же увлечением, с такой же страстностью, как самые страстные мелодии в своих романсах", вспоминал А. Серов.
Где бы ни жил Виельгорский, его дом всегда становится своеобразным музыкальным центром. Здесь собирались истинные ценители музыки, впервые исполнялись многие сочинения. В доме Виельгорского Ф. Лист впервые играл с листа (по партитуре) "Руслана и Людмилу" Глинки. Поэт Д. Веневитинов называл дом Виельгорского "академией музыкального вкуса", Г. Берлиоз, приезжавший в Россию, "маленьким храмом изящных искусств", Серов "лучшим приютом для всех музыкальных знаменитостей нашего времени".
В 1813 г. Виельгорский тайно женился на Луизе Карловне Бирон фрейлине императрицы Марии. Этим он навлек на себя опалу и вынужден был уехать в свое поместье Луизино в Курскую губернию. Именно здесь, вдали от столичной жизни, Виельгорский сумел привлечь многих музыкантов. В 20-х гг. в его имении были исполнены 7 симфоний Бетховена. В каждом концерте "исполнялась симфония и "модная" увертюра, участвовали любители-соседи... как певец выступал и Михаил Юрьевич Виельгорский, исполняя не только свои романсы, но и оперные арии западных классиков". Виельгорский высоко ценил музыку Глинки. Оперу "Иван Сусанин" он считал шедевром. В отношении "Руслана и Людмилы" он не во всем был согласен с Глинкой. В частности, он сердился на то, что единственная партия тенора в опере предоставлена столетнему старику. Виельгорский оказывал поддержку многим прогрессивным деятелям России. Так, в 1838 г. совместно с Жуковским он организовал лотерею, вырученные средства от которой пошли на выкуп из крепостной зависимости поэта Т. Шевченко.