Музыкальная энциклопедия - аренский а. с.
Связанные словари
Аренский а. с.
Творчество А. сформировалось под влиянием рус. композиторов и прежде всего П. И. Чайковского. А. по-преимуществу лирик, для музыки его характерны элегически-созерцат. настроения. Лучшие произв. А. принадлежат к жанру камерной вок. и инстр. музыки. Популярны романсы "Разбитая ваза" (сл. А. Н. Апухтина), "Не зажигай огня" (сл. Д. М. Ратгауза), "Осень" (сл. Т. Л. ЩепкипойКуперник). Значит. место в творчестве композитора занимают фп. сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы. Его фп. миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры; б. ч. они объединены в серии-циклы ("Пестрота", ор. 20; 4 пьесы, ор. 25; "Характеристические пьесы", ор. 36, и др.). Из фп. произв. крупной формы выделяются концерт f-moll (1882), фантазия на темы И. Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-конц. стиле разрабатываются народные былинные темы. А. одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фп. (4 сюиты, лучшие из них 2-я и 3-я). Значительное место в творчестве А. занимают инструментальные ансамбли (2 фп. трио, 2 квартета, фп. квинтет), наиболее популярно среди них фп. трио d-moll (1894), посв. памяти виолончелиста К. Ю. Давыдова.
Операм А. недостаёт драматизма и целостности. В опере "Сон на Волге" (по А. Н. Островскому, 1888; А. дополнил и переработал переданное ему Чайковским либр. оперы "Воевода") более всего удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом одноактная опера А. "Рафаэль" (1894).
Склонность А. к лирич. камерности проявилась и в симфониях. В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова; 2-я (1889) характеризуется сжатостью формы, придающей симф. циклу черты лирич. поэмности. Из симф. сочинений А. чаще исполняется орк. сюита g-moll (1886).
Сочинения: оперы Сон на Волге (ор. 16, 1888, пост. 1890 (ст. стиль), Большой т-р, Москва), Рафаэль (ор. 37, пост. 1894, Москва, силами учащихся консерватории), Наль и Дамаянти (ор. 47, 1903, пост. 1904, Большой т-р, Москва); балет Ночь в Египте (Египетские ночи, ор. 50, 1900, пост. 1908, Париж, "Русские сезоны" С. П. Дягилева; 1909, Мариинский т-р, Петербург); кантаты Лесной царь (на текст И. В. Гёте, пер. В. А. Жуковского, ор. 3, 1882), На 10-летие коронования (на текст А. Крюкова, ор. 26, 1893); для голоса с орк. баллада Волки (на текст А. К. Толстого, ор. 58, 1902), баллада Кубок (с хором, на текст Ф. Шиллера, пер. Жуковсксго, ор. 61, 1902), сюита Воспоминание (на текст П. Б. Шелли, пер. К. Д. Бальмонта, ор. 71, 1904), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др.; для орк. 2 симфонии (h-moll, op. 4, 1883, и A-dur, op. 22, 1889), сюита g-moll (op. 7, 1886), Фантазия Маргарита Готье (ор. 9, 1886), Интермеццо (g-moll, для струн. орк., ор. 13, 1888-89), Сюита из балета "Египетские ночи" (ор. 50, 1900), Вариации на тему Чайковского (для струн. орк., ор. 35), марши; для фп. с орк. концерт (f-moll, op. 2, 1882), фантазия на темы Рябинина (ор. 48, 1899); концерт для скр. с орк. (a-moll, op. 54, 1901); камерно-инстр. ансамбли фп. квинтет (D-dur, op. 51, 1900), 2 струн. квартета (G-dur, op. 11, 1888, и a-moll, ор.35, 1894), 2 фп. трио (d-moll, op. 32, 1894, и f-moll, ор. 73, 1905), пьесы для скр. и фп., для влч. и фп. (ор. 12, 30, 56, 72); для фп. в 2 руки ор. 1, 5, 8, 19, 20, 24, 25, 28, 36, 41, 42, 43, 52, 53, 63, 67, 74; для фп. в 4 руки ор. 34, 66; для 2 фп. в 4 руки 4 сюиты (ор. 15, 1890; ор. 23, "Силуэты", 1892; ор. 33, 1894; ор. 62, 1902), Детская сюита (Каноны, ор. 65, 1903); хоры светские, в т.ч. a cappella (жен., 3 муж., смешанный), и духовные; романсы ор. 6, 10, 17, 21, 27, 38, 44, 60, 64, 70; вок. ансамбли 3 квартета (с влч.), 2 квартета (a cappella), 5 дуэтов (с фп.), дуэты ор. 29, 45 и др.; музыка к сценич. и лит. произв. к инсценировке поэмы "Бахчисарайский фонтан" Пушкина (ор. 46, 1899), к драме "Буря" Шекспира (ор. 75, пост. 1905, Малый т-р, Москва); перелож. собств. произведений.Литературные сочинения: Краткое руководство к практическому изучению гармонии, М., 1891, М., 1929; Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки, М., 1893-94, М., 1930; Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии, М., 1897, посл. изд., М., 1960; Музыкальная заметка (замечания к напевам И. Т. Рябинина), "Этнографическое обозрение", 1894, М 4.Письма: П. И. Чайковскому, в кн.: Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. III, M., 1903; С. И. Танееву, "СМ", 1937, No 6, также в сб.: С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952, с. 69-197; А. И. Зилоти, "РМГ", 1909, NoNo 40-42; А. П. Ленскому, в статье: Заметки А. П. Ленского и переписка с ним А. С. Аренского по поводу "Бури" Шекспира, "ЕИТ", 1909, вып. IV.Литература: Кашкин Н. Д., "Сон на Волге". Опера. Музыка А. Аренского, "Артист", 1891, No 12; Конюс Г. Э., "Рафаэль". Музыкальные сцены А. С. Аренского, "Артист", 1894, No 37; "Наль и Дамаянти" Аренского, "ЕИТ". 1903/1904, вып. XIV; О. В-ва, Антон Степанович Аренский, "РМГ", 1906, No 9; Последнее произведение А. Аренского "Буря", "РМГ", 1906, No 41; "ЕИТ", 1907-1908, вып. XVIII (некролог); Гнесин М. P., А. Аренский, "Ростовская речь", 1916, No 47; Цыпин Г., Аренский, М., 1966.Ю. Н. Хохлов.