Музыкальная энциклопедия - бородин а. п.
Связанные словари
Бородин а. п.
В 1856 Б. окончил петерб. Медико-хирургич. академию (МХА). Изучая медицину, продолжал заниматься химией под рук. H. H. Зинина. В 1858, защитив диссертацию, получил степень доктора медицины. Под влиянием дружбы с прогрессивными учёными (А. М. Бутлеровым, Д. И. Менделеевым и И. М. Сеченовым), писателями (Н. В. Успенским, М. А. Маркович Марко Вовчок и др.) и статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена сформировались передовые общественные взгляды Б. Многогранен его облик как просветителя-шестидесятника. Живя в Петербурге, Б. занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. Был профессором МХА (с 1864), зав. кафедрой химии (с 1874), академиком (1877), европейски известным учёным-экспериментатором и теоретиком, автором более 40 науч. трудов, активным участником прогрессивных реформ в МХА, одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов (1872-85).
Много времени уделял Б. музыке. Студентом он посещал любительские кружки, играл в ансамблях. В сочинениях 50-х гг. романсах, фп. пьесах, камерных инстр. ансамблях (струн. и фп. трио, струн. квинтет и секстет и др.), написанных под влиянием венских классиков и Ф. Мендельсона, ощущается рус. начало, идущее от гор. нар. песни и бытового романса, а также и от творчества М. И. Глинки. Фп. квинтет (1862), последнее произв. раннего периода творчества Б., свидетельствует о проф. композиторском мастерстве, в квинтете проступают черты нац.-эпического, "богатырского" стиля Б.
Осенью 1862 Б. познакомился с М. А. Балакиревым, стал членом "Могучей кучки". Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и др. "кучкистов" окончательно сложились муз.-эстетич. взгляды Б. как последователя Глинки, горячего приверженца рус. народно-нац. школы в музыке, определился самостоят. зрелый стиль композитора. Много дало Б. общение с А. С. Даргомыжским, Л. И. Шестаковой, О. А. и А. Я. Петровыми, сёстрами А. Н. и H. H. Пургольд. В 1862-69 Б. написал 1-ю симфонию, оперу-фарс "Богатыри" (пародия на псевдоисторич. оперы, искажавшие рус. старину) и неск. романсов (в т. ч. "Спящая княжна" и "Песня тёмного леса").
Ободрённый успехом 1-й симфонии (исп. 1869, дирижёр М. А. Балакирев), Б. приступает к работе над оперой "Князь Игорь" (сюжет предложен В. В. Стасовым) и одновременно 2-й симфонией (впоследствии названной Стасовым "Богатырской"), пишет романсы ("Море" и др.). Через 2 года музыка симфонии была полностью сочинена, но завершение партитуры затянулось до 1876 из-за большой занятости Б. науч., обществ. и педагогич. деятельностью. Серьёзно и требовательно относясь к композиторскому творчеству, не терпя дилетантизма, Б. признавал только сосредоточенные и систематич. занятия музыкой. Поэтому почти каждое крупное сочинение создавалось им в течение неск. лет. Особенно долго (18 лет) работал он над оперой "Князь Игорь" (не завершив её).
Последнее десятилетие жизни Б. характеризуется неуклонным ростом его композиторской известности и в то же время постепенным угасанием творч. активности. В 1879-81 Б. создал ряд крупных сцен "Князя Игоря", закончил 1-й квартет, написал симф. картину "В Средней Азии", 2-й квартет, романсы (в т. ч. "Для берегов отчизны дальной"), но последние 5-6 лет жизни из-за работы в академии и болезней Б. писал мало (неск. камерных произв., незадолго до смерти начал 3-ю симфонию). Во время поездок за границу (начиная с 1877) Б. сблизился с нем., франц., бельг. музыкантами. Высоко оценил талант рус. композитора Ф. Лист (встречам с Листом посв. интересные письма и воспоминания Б.). Произв. Б. исполнялись за рубежом. Для пропаганды творчества Б. особенно много сделали его бельг. почитатели: дирижёр Т. Жадуль, пианистка и меценатка Л. де Мерси-Аржанто.
Б. умер скоропостижно (от сердечного пристуца). После его смерти Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов дописали (по материалам автора) и дооркестровали оперу "Князь Игорь". Глазунов записал по памяти и оркестровал 2 части 3-й симфонии Б.
Творч. наследие Б. сравнительно невелико по объёму, но отличается высокими художеств. достоинствами и редким внутр. единством, вытекающим из цельности и науч. стройности его мировоззрения. Последователь эстетики А. С. Пушкина и М. И. Глинки, Б. воспринимал жизнь объективно и оптимистически, как источник силы и радости, веря в могущество человека, в торжество разума и красоты. Сильнейшая сторона его творчества утверждение положит. начал, высоких обществ. идеалов: идейных, этич., эстетических. Источником оптимизма Б. было осознание духовной мощи рус. народа (к к-рому он относил крестьянство и разночинную интеллигенцию, противопоставляя им вырождающуюся дворянско-помещичью среду и не менее антипатичную ему буржуазно-мещанскую). Русское богатырское, эпическое это и есть в первую очередь "бородинское" в музыке. При этом сила народа (в целом или его отд. героев) у Б. почти всегда одухотворённая и добрая: она созидает и защищает, а не разрушает.
Эпич. образы пришли в музыку Б. из рус. истории и нар. героич. эпоса. Подобно мн. рус. художникам 60-80-х гг. 19 в., Б. обращался к прошлому, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее.
С эпосом у Б. гармонично сочетается лирика объективная, мужественная, уравновешенная и в то же время наполненная внутренним теплом и страстностью, а порой горячая, пылкая, трепещущая. Подобно эпическим, лирические образы Б., отличающиеся силой, цельностью, этич. возвышенностью, близки по духу глинкинским.
Сочный юмор Б. свойствен некоторым образам оперы "Князь Игорь" (Скула и Брошка), скерцо симфоний и квартетов, вок. произведениям ("Спесь", "Серенада четырёх кавалеров").
С миром рус. образов у Б. соседствует столь же яркая и полнокровная сфера Востока. Следуя традициям Глинки, Б. воплощает то упоительный, полный неги, "знойный", то суровый, воинственный, экстатичный Восток, найдя для каждого из них новые, оригинальные краски. Вместе с тем он даёт широкий синтез разных сторон вост. характера (образ Кончака и Половецкие пляски в "Князе Игоре"). Проявляя глубокое уважение к вост. нац. культурам, Б. выражает исторически прогрессивную идею их единства с рус. культурой ("В Средней Азии" и др.).
Для стиля Б. (как и содержания творчества) характерна эпичность. Его музыка подобна неторопливо изложенной летописи, где мерной чередой проходят события, люди, картины природы. Осн. принцип муз. драматургии Б. сопоставление взаимно контрастных и внутренне цельных, завершённых образов. Излюбленный приём длительное развёртывание одного образа, долгое пребывание в одном эмоцион. состоянии. Развитие осуществляется путём сближения контрастных тем, итогом к-рого является их единство, достигаемое, обычно посредством мелодич. синтеза (взаимопроникновения) или контрапунктич. сочетания. Чаще всего Б. обращается к закруглённым, симметричным формам: сонатной (нередко без разработки), 3-частной, концентрической, с расположением материала в зеркальной последовательности. Широкие однородные пласты музыки цементируются приёмами мелодич. и ритмич. остинатности, органными пунктами, постепенно "сползающими" басами.
Мелодии Б. льются спокойно и плавно. По своему строению (непериодичность, рассредоточенность интонационной выразительности) и ладовой природе (диатоника) они родственны рус. крестьянским песням (обрядовым, эпическим, лирическим). Гармонич. язык в основе своей также диатоничен, хотя и не чужд изысканному хроматизму (здесь Б. соприкасается с композиторами-романтиками, особенно Г. Берлиозом и Ф. Листом). Гармония Б. отличается, с одной стороны, мелодич. насыщенностью (к-рая идёт от нар. полифонии), а с другой красочностью, достигаемой наложением неск. функций, сочетанием разных (гл. обр. натуральных) ладов, необычным строением аккордов (по квартам и секундам) и т. д. В этой области, как и в других, Б. выступает смелым новатором, предвосхитившим мн. позднейшие завоевания европ. музыки (К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский и др.). Опираясь на нар. музыку (рус. и вост.), Б. нигде не цитирует её. Его метод обобщённое воспроизведение наиболее характерных, устойчивых признаков фольклора, претворяемых в ориг. муз. образах.
Наиболее значит. произв. Б. опера "Князь Игорь", являющаяся образцом нац. героич. эпоса в музыке. Либретто (по "Слову о полку Игореве") сочинялось Б. одновременно с музыкой. Первонач. сценарий написал В. В. Стасов, представлявший себе будущую оперу как историч. драму в духе "Бориса Годунова" Мусоргского. Б. же соединил в "Князе Игоре" драм. черты с эпическими, выдвинув на первый план тему защиты Руси от завоевателей, являющуюся главной в древне-рус. эпосе.
В опере Б. продолжил традиции "Руслана и Людмилы", тяготея вслед за Глинкой к кантилене как основному средству характеристики образов, к широким и закруглённым оперным формам (ария, хор, ансамбль), к "крупному штриху". Вместе с тем он ввёл в оперу драматические диалоги (в духе Мусоргского), применил гибкие виды речитатива. В "Князе Игоре" объединились черты эпич. оперы и историч. народно-муз. драмы.
Б. один из создателей рус. классич. симфонии. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпич. направлению рус. симфонизма. Уже здесь проявились характерные особенности симф. мышления Б.: богатырский размах, связь с миром рус. нар. былин и сказок, верность классич. формам и своеобразная, основанная на контрастах и синтезе тем, драматургия. Ещё ярче они выступают во 2-й (Богатырской) симфонии (1876) вершине рус. эпич. симфонизма. По свидетельству Стасова, симфония навеяна образами древнерусских богатырей и легендарного сказителя Бояна. Содержание её утверждение величия, мощи и патриотизма рус. народа. Популярна симф. картина Б. "В Средней Азии" (1880), построенная на разработке двух контрастных тем: песни русского склада и восточного напева.
Среди камерно-инстр. сочинений Б. выделяются 2 квартета. В них преобладают лирич. настроения. Особенной проникновенностью и мелодич. яркостью привлекает 3-я ч. ("Ноктюрн") 2-го квартета (1881). Квартетное письмо Б. отличают оригинальность и высокое мастерство. Своеобразны его фп. миниатюры, среди к-рых наиболее популярны "В монастыре", "Грёзы", "Серенада" и "Ноктюрн" из "Маленькой сюиты", а также "Скерцо" As-dur. Новое слово сказал Б. и в камерно-вокальном жанре. Он первым ввёл в романс образы рус. богатырского эпоса, а с ними освободит. идеи 60-х гг. 19 в., выразив мечту о пробуждении дремлющих в народе могучих сил ("Спящая княжна") и нарисовав картину грозного разгула мятежной нар. стихии ("Песня тёмного леса"). Лучшие свойства бородинской лирики то порывисто-страстной (напоминающей здесь Р. Шумана), то задумчиво-созерцательной, воплощены в романсах "Отравой полны мои песни", "Из слёз моих", "Фальшивая нота". Сила, глубина трагич. чувства, мудрая сосредоточенность и благородство выражения, величие духа в страдании отличают элегию "Для берегов отчизны дальной" (1881). В камерно-вок., как и в др. жанрах, Б. продолжил и обновил традиции Глинки.
Творчество Б. составило одну из наиболее самобытных глав истории музыки и оказало плодотворное воздействие на рус. и зарубежных композиторов (А. К. Глазунов, В. С. Калинников, И. Ф. Стравинский, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Огромное значение имели традиции Б. для воплощения народно-эпических образов в рус. сов. музыке (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов и др.), а также для развития нац. муз. культур народов Закавказья и Ср. Азии.
Основные даты жизни и деятельности1833. 31 X. В Петербурге родился Александр Порфирьевич Б. Мать Б. петерб. мещанка Авдотья Константиновна Антонова (в замужестве Клейнеке), отец князь Лука Степанович Гедианов.
1842 или 1843. Б. пишет первое муз. произв. польку "Hйlиne" для фп. в 4 руки.
1850. XI. Б. принят вольнослушателем в Медико-хирургич. академию (МХА).
1852 или 1853. Пишет скерцо b-moll для фп. в 4 руки (первое у Б. произв. рус. характера).
1856. 3 III. Оканчивает МХА. Оставлен при академии. Знакомство с М. П. Мусоргским.
1858. 3 V. Защита диссертации на степень доктора медицины.
1859. 27 X. Отъезд из Петербурга за границу (Германия, Франция, Италия) в науч. командировку для усовершенствования в области химии.
1861. 15 V. Встреча в Гейдельберге с пианисткой В. С. Протопоповой (впоследствии женой Б.), сыгравшей большую роль в расширении муз. кругозора композитора.
1862. IX. Возвращение в Петербург. Избрание адъюнкт-профессором МХА по кафедре химии (с 1864 профессор по той же кафедре, с 1874 её заведующий).
1862. X-XI. Знакомство с М. А. Балакиревым, занятия с ним и работа под его рук. над 1-й симфонией.
1862-65. Возобновление знакомства с Мусоргским, сближение с Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, участие в творческих собраниях Балакиревского кружка.
1863. 17 IV. Женитьба на Е. С. Протопоповой.
1867. 6 XI. В Большом т-ре единств. раз показана опера-фарс Б. "Богатыри".
1868. 11 XII. В газ. "СПБ. ведомости" помещена первая из 3 критич. статей Б. о симф. концертах в Петербурге (остальные 2 напечатаны 8 II и 20 III 1869).
1869. 4 I. В Петербурге в концерте РМО под упр. Балакирева исп. 1-я симфония Б. (окончена в 1867). 18 IV. На муз. вечере у Л. И. Шестаковой Стасов подаёт Б. мысль написать оперу на сюжет "Слова о полку Игореве". Начало работы над оперой "Князь Игорь".
1870. X. Выход в свет журн. "Знание" No 1, одним из редакторов к-рого был Б. (до октября 1871).
1872. Б. участвует в организации Женских врачебных курсов; начинает читать здесь курс химии.
1875. VI-VIII. Период активной работы над оперой "Князь Игорь" (во время отдыха в Москве).
1876. 23 III. В Петербурге в концерте Бесплатной муз. школы под упр. Н. А. Римского-Корсакова исп. хор "Слава" из оперы "Князь Игорь".
1877. 26 II. В Петербурге в концерте РМО под упр. Э. Ф. Направника исп. 2-я симфония Б. VI-VIII. Поездка в Германию, знакомство и дружеские встречи с Ф. Листом (в Веймаре и Йене). Избрание в академики МХА.
1879. 16 I и 27 II. В Петербурге в концертах Бесплатной муз. школы под упр. Римского-Корсакова исп. ария Кончака, Половецкие пляски и заключит. хор из оперы "Князь Игорь"; 13 XI. Плач Ярославны, песня Владимира Галицкого и сцена Ярославны с девушками.
1880. 8 IV. В Петербурге в концерте певицы Д. М. Леоновой исп. под упр. Римского-Корсакова муз. картина для симф. орк. "В Средней Азии". 8 V. В Баден-Бадене на концерте Всеобщего нем. муз. союза исп. 1-я симфония Б. под управлением В. Вайсхаймера (первое публичное исполнение музыки Б. за границей).
1881. V-VII. Поездка в Германию, встречи с Листом (в Магдебурге и Веймаре). XI. Под впечатлением недавней смерти М. П. Мусоргского Б. пишет романс "Для берегов отчизны дальной".
1882. Знакомство с меценатом М. П. Беляевым, посещение его "пятниц".
1884. 17 III. В Льеже под упр. Т. Жадуля исп. муз. картина "В Средней Азии". Начало широкой пропаганды творчества Б. в Бельгии. 27 XI. Присуждение Б. Глинкинской премии (за 1-ю симфонию).
1885. VII-IX. Поездка за границу (Германия, Бельгия, Франция). Последняя встреча с Листом (в Веймаре). Знакомство с беьг. муз. деятельницей Л. де Мерси-Аржанто, пропагандисткой творчества Б. В Антверпене Б. присутствует на концертах рус. музыки, где исп. его 1-я и 2-я симфонии, "В Средней Азии", романсы.
1885. XII 1886. I. Поездка в Бельгию. Присутствует вместе с Кюи на фестивале русской музыки в Льеже и Брюсселе, где исп. по неск. раз 2-я симфония, "В Средней Азии" и каватина Владимира Игоревича из оперы "Князь Игорь".
1886. XII. Начало работы над 3-й симфонией.
1887. 15 II. Смерть Б. от сердечного приступа (во время костюмированного бала профессоров МХА).
Сочинения: оперы: Богатыри (опера-фарс, 1867, Большой т-р, Москва), Млада (опера-балет, 4-е д., 1872), Князь Игорь (либр. Б. по "Слову о полку Игореве", 1890, Мариинский т-р, Петербург); для орк. 3 симфонии (No 1, Es-dur, 1867; No 2, Богатырская, h-moll, 1876; No 3, a-moll, 1887, не окончена, 1-я и 2-я чч. записаны по памяти и оркестрованы А. К. Глазуновым), муз. картина "В Средней Азии" (A-dur, 1880); камерно-инстр. ансамбли струн. трио на тему песни "Чем тебя я огорчила" (g-moll, 1854-55), струн. трио (Большое, G-dur, до 1862), фп. трио (D-dur, до 1862), струн. квинтет (f-moll, до 1862), струн. секстет (d-moll, 1860-61), фп. квинтет (c-moll, 1862), 2 струн. квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881), Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное соч., 1886) и др.; для фп. в 2 руки Патетическое адажио (As-dur, 1849), Маленькая сюита (1885), Скерцо (As-dur, 1885) и др.; для фп. в 3 руки Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное соч. Б., Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878); для фп. в 4 руки Скерцо (E-dur, 1861), Тарантелла (D-dur, 1862) и др.; для голоса и фп. Разлюбила красна девица, Слушайте, подруженьки, песенку мою, Что ты рано, зоренька (50-е гг.), Красавица-рыбачка (1854-55); на сл. Б. Спящая княжна (1867), Морская царевна (1868), Песня тёмного леса (1868), Фальшивая нота (1868), Море (1870); Отравой полны мои песни (1868), Из слёз моих (1871), Арабская мелодия (1881); Для берегов отчизны дальной (сл. А. С. Пушкина, 1881), У людей-то в дому (сл. Н. А. Некрасова, 1881), Спесь (сл. А. К. Толстого, 1884-85), Чудный сад (Septain, 1885); вок. ансамбль мужской вок. квартет без сопр. Серенада четырёх кавалеров одной даме (сл. Б., 1868-72).Литературные сочинения и письма: Концерты Русского Музыкального Общества, "СПБ. ведомости", 1868, 11 дек., No 339 и 1869, 8 фев., No 39; Концерт Бесплатной музыкальной школы. Концерт Русского Музыкального Общества (7-й и 8-й) "СПБ. ведомости", 1869, 20 марта, No 78; Лист у себя дома в Веймаре, "Искусство", 1883, NoNo 11 и 12; Письма А. П. Бородина, Полн. собр., критически сверенное с подлинными текстами. С предисл. и примеч. С. А. Дианина, вып. 1-4, М. Л., 1927-50; А. П. Бородин. Новые письма (публикация В. А. Киселёва, В. Е. Сибирского и А. Н. Сохора), в кн.: Музыкальное наследство, т. III, М., 1970, с. 208-39.Литература: Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи (с предисл. и биографич. очерком В. В. Стасова), СПБ, 1889; Браудо Е., Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь и творчество, П., 1922; Глебов И., (Асафьев Б. В.), Письма о русской опере и балете (4-е)... "Князь Игорь", в сб.: "Еженедельник Петроградских государственных академических театров", 1922, No 6, с. 31-37; его же, Из забытых страниц русской музыки. "Богатыри", в кн.: Музыкальная летопись, статьи и материалы, под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 1, П., 1922; его же, Через прошлое к будущему: "Князь Игорь" опера Бородина, в кн.: Советская музыка, сб. 2, М., 1944; Xубов Г., А. П. Бородин, М., 1933; Кремлев Ю., А. П. Бородин, Л., 1934; Фигуровский H. A. и Соловьёв Ю. И., Александр Порфирьевич Бородин, М. Л., 1950 (библ., список работ Б. по химии и муз. соч.); Ильин М. и Сегал Е., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1953 (серия "Жизнь замечательных людей"); Дианин С. A., Бородин. Жизнеописание, материалы и документы, М., 1960 (список муз. соч., библ.); Сохор A. H., Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, муз. творчество, М. Л., 1965 (библ.); Воспоминания об А. П. Бородине (Е. С. Бородиной, Д. С. Александрова, А. К. Глазунова и др.), в кн.: Музыкальное наследство, т. III, М., 1970, с. 241-83; Киселев В. A., Первая постановка "Князя Игоря" (сценическая история), там же, с. 284-352; Яковлев В., Жизнь музыки Бородина, в его кн.: Избр. труды о музыке, т. 2, М., 1971; Головинский Г. Л., Камерные ансамбли Бородина, М., 1972; Abraham G. Е. H., Borodin, the composer, his music, L., (1927); Dianin S., Borodin, L., 1963.A. H. Coxop.