Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - бортнянский д. с.

Бортнянский д. с.

Дмитрий Степанович (1751, Глухов 28 IХ(10 X) 1825, Петербург) рус. композитор. По национальности украинец. С 1759 обучался пению и теории музыки в Придв. певч. капелле в Петербурге, участвовал в придв. концертах и спектаклях (в 1764 исполнил партию Адмета в опере "Альцеста" Раупаха на рус. либр. А. П. Сумарокова). Изучал композицию под рук. Б. Галуппи. В 1769-79 жил за границей. В Италии были пост. его оперы "Креонт" (1776, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция, либр. М. Кольтеллини, в оригинале "Антигона"), "Алкид" (1778, Венеция), "Квинт Фабий" (1779, Герцогский т-р, Модена). В те же годы Б. написал ряд вок. сочинений на католич. и нем.-протестантские религ. тексты. По возвращении в Россию был назначен капельмейстером, с 1796 директором вок. музыки и управляющим Придв. певч. капеллы. С его деятельностью связан расцвет капеллы. Работал также при дворе наследника Павла Петровича. Для придв. спектаклей написал 3 оперы на франц. тексты, исполненные под рук. Б. силами любителей: "Празднество сеньора" ("La fкte du seigneur", 1786, Павловск), "Сокол" ("Le faucon", 1786, Гатчина), "Сын-соперник, или Современная Стратоника" ("Le fils rival, ou La moderne Stratonice", 1787, Павловск). В 80-е гг. создал ряд клавирных сонат и ансамблей. Сб. романсов Б. на франц. тексты ("Recueil de romances et chansons... par D. Bortniansky...", St. Petersbourg, 1783) единственный образец камерно-вок. жанра в его творчестве. В дальнейшем работал почти исключительно в области хор. церк. музыки.

Б. один из крупнейших рус. композиторов 18 в. Его произв. отличаются стройной уравновешенностью, ясностью формы, технич. свободой, а также мелодич. выразительностью. В творчестве Б. сочетаются черты классицизма и сентиментализма. Муз. язык и стилистич. приёмы Б. близки раннеклассич. европ. иск-ву. Вместе с тем в его музыке претворены интонации рус. и укр. бытовой песни.

В сочинениях 70-х гг. Б. не выходит за пределы традиционных жанров зап.-европ., преимущественно итал. музыки 2-й пол. 18 в. Но в операх на франц. тексты (наиболее значительная из них "Сын-соперник") уже проявляется характерный склад творчества композитора. Камерно-инстр. произв. Б. принадлежат к первым образцам крупной циклич. формы в рус. музыке. Выделяются квинтет (для фп., арфы, скрипки, виолы да гамба и виолончели, 1787) и "Концертная симфония" (для тех же инструментов с добавлением 2-й скрипки и фагота, 1790).

В историю рус. музыки Б. вошёл прежде всего как автор хор. духовных композиций (сочинения др. жанров не получили известности за пределами узкого придв. круга). Выдающийся мастер хор. письма a cappella, глубокий, проникновенный художник, Б., преодолевая рамки церковности, воплощал в духовных произв. возвышенную философскую лирику, насыщенную тёплым человеческим чувством. Наряду с М. С. Березовским, Б. создал новый тип рус. хор. концерта, в к-ром использованы достижения оперы, полифонич. иск-ва 18 в., классич. форм инстр. музыки. Концерты Б. построены в циклич. форме, нек-рые из них содержат элементы сонатности. Б. принадлежат 35 концертов для 4-голосного смешанного хора, 10 концертов для 2 хоров, ряд др. церковных песнопений, а также светские хоры, в т. ч. патриотическая хоровая песня "Певец во стане русских воинов" на сл. В. А. Жуковского (1812).

Сочинения (изданные): Полн. собр. соч. Дм. Бортнянского. Изд. пересмотрено и исправл. П. Чайковским, т. 1-10 (духовные соч.), М., 1881-82; отрывки из опер, в кн.: История русской музыки в нотных образцах под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 1, М. Л., 1940, 1968; Концертная симфония B-dur (1790), в кн.: Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII века..., т. 2, М., 1953, Приложение: Квинтет, М. Л., 1951; Сонаты для чембало C-dur (в сб.: Музыкальная старина, СПБ, 1903), F-dur (в кн.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, вып.VII, М. -Л., 1929, Нотное приложение, No 143; Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России. Сост. Л. А. Баренбойм и В. И. Музалевский, М. -Л., 1949), B-dur (в кн.: Русская фортепианная музыка, Хрестоматия, вып. 1, М., 1954); Larghetto, в кн.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, вып. VII, М. Л., 1929, Нотное приложение, No 144; Увертюра к комич. опере "Le Faucon", там же, No 145.

Литература: Лебедев H. A., Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения, СПБ, 1882; Ф(индейзен) Ник., Предполагаемый масонский гимн Бортнянского "РМГ", 1917, No 29-30; его же, Очерки по истории музыки в России, т. 2, вып. VI, М. Л., 1929, с. 260-77; Асафьев Б., Об исследовании русской музыки XVIII в. и двух операх Бортнянского, в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927; Рабинович A., Русская опера до Глинки, М., 1948, гл. 5; Скребков С., Бортнянский мастер русского хорового концерта, в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств, II. Театр Музыка, М., 1948, с. 287-318; Доброхотов Б., Д. С. Бортнянский, М. Л., 1950; Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века..., М., 1953; Келдыш Ю., Русская музыка XVIII века, М., 1965, гл. 2; rозанов А. С., "Празднество сеньера", опера Д. С. Бортнянского, в кн.: Музыкальное наследство, т. III, М., 1970; Волинський И., Дмитро Бортнянський i Захiдна Украпна, в сб.: Украпнське музикознавство, кн. 6, Кипв, 1971; Xiврич Л., Фугатнi форми в хорових концертах Д. Бортнянського, там же.

Ю. В. Келдыш.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бортнянский д. с.
Значение слова бортнянский д. с.
Что означает бортнянский д. с.
Толкование слова бортнянский д. с.
Определение термина бортнянский д. с.
bortnyanskiy d. s. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины