Музыкальная энциклопедия - брукнер а.
Связанные словари
Брукнер а.
Б. один из крупнейших симфонистов 2-й пол. 19 в. Тесно связанный с австр. фольклором и традициями муз. классики, он возродил в своём творчестве монументальный симф. стиль. Наиболее значительны и характерны его зрелые симфонии, начиная с 3-й, посв. Р. Вагнеру (1873), и особенно 4-я ("Романтическая", 1874), 7-я (1883, 2-я ч. симфонии возникла под впечатлением смерти Вагнера), 8-я (т. н. "Трагическая", 1887), 9-я (т. н. "Готическая", 1894). Большинство симфоний перерабатывалось композитором, 9-я симфония не была закончена, 1-й предшествовали две симфонии, не исполненные при жизни композитора и не имеющие нумерации.
Для творчества Б. характерны этич. возвышенность, серьёзность и глубина намерений, здоровое жизнеощущение, теплота и искренность чувств. В симфониях композитор воплотил преклонение перед красотой и величием мироздания. Образы произв. Б. всегда конкретны, рождены впечатлениями реальной действительности. Мировоззрение Б. отличалось наивной религиозностью и пантеизмом. Иск-во Б. обращено к широкой аудитории, отсюда его эпический размах, крупные планы, "фресковость" письма. В музыке композитора воплощены противоречия эпохи. Они преломились в остроконфликтных образах ряда симф. аллегро, трагич. образах медленных частей, саркастич. скерцо последних симфоний. В скерцо симфоний также слышны интонации крестьянских песен, ритмы лендлеров, вальсов. Стилистически музыка Б. лежит в русле позднего романтизма. Но, будучи современником Ф. Листа, И. Брамса, Р. Вагнера, Б. пошёл самостоятельным путём. Романтически возвышенный, гимнический, подчас экзальтированно приподнятый строй чувств Б. соединил с классич. принципами симф. формы. Он создал монументальный, эпически протяжённый четырёхчастный цикл, композиционные черты к-рого определяются целенаправленностью, постоянным возрастанием степени напряжённости. Для симфоний Б. характерны длительные волны нарастаний, постепенное накапливание динамики, приводящее к грандиозным кульминациям, после к-рых следует медленный, равномерный спад. Три из четырёх частей симфонии написаны обычно в насыщенной острыми конфликтами сонатной форме. Но пропорции и строение её по сравнению с классической нарушены. Основные темы разрастаются до трёх развёрнутых тематич. групп, причём особое значение приобретает заключит. партия; если у классиков она служит завершением экспозиции, то у Б. она самостоятельна и часто играет роль кульминации, после к-рой следует новая фаза развития. Наиболее органично муз. развитие в медленных частях. Обычно они построены на чередовании 2 тем. С каждым новым проведением темы усложняются, эмоциональная напряжённость всё более растёт, достигая вершины к концу части. Наиболее сложны по строению (как и по содержанию) финалы. При всём обилии тематич. материала и эпизодов, при кажущейся импровизационности изложения и здесь сохраняется сонатная схема.
Б. был присущ большой дар мелодич. изобретения. Муз. ткань его сочинений полифонична (господствуют приёмы имитац. полифонии). Гармония отмечена завоеваниями позднего романтизма (сопоставление далёких тональностей и др.). Оркестровка оригинальна (оркестровые группы нередко трактуются как регистры органа).
Основные даты жизни и деятельности1824. 4 IX. В Ансфельдене в семье сельского учителя Антона Брукнера родился сын Йозеф Антон.
1834. Первое сочинение органная прелюдия. Первый опыт работы в качестве церк. Органиста. Занятия музыкой с отцом (игра на скр. и фп.) и двоюродным братом И. Б. Вейсом (уроки игры на органе, гармонии и полифонии).
1837. Начало самостоятельной жизни. Работа в качестве хорового певчего в монастыре Сан-Флориан. Занятия игрой на органе у А. Каттингера и скрипке у Ф. Грубера.
1840-41. Поездки в Линц на лекции по гармонии и генерал-басу теоретика И. А. Дюрнбергера.
1841. Окончание курсов нар. учителей в Линце. Получение должности помощника сельского учителя в дер. Виндхаг.
1843. Перевод на работу в Кронсторф. Создание ранних хоровых сочинений Libera и Tantum ergo. Занятия гармонией с органистом Энса Л. Ценетти.
1845. Выдерживает с отличием экзамены на звание учителя. Получает место учителя в Сан-Флориане.
1848-55. Работа в качестве помощника органиста, а затем главного органиста Сан-Флориана. Создание ряда крупных сочинений, в их числе: Реквием, две мессы, Missa solemnis, Магнификат и др. Первая поездка в Вену. Начало заочного обучения у видного теоретика С. Зехтера. Победа Б. на конкурсе органистов в Линце (1853). Работа в качестве органиста в Линцском соборе.
1858.В вечерней "Венской газете" ("Wiener Zeitung") напечатана первая статья о Б. как о выдающемся органисте и импровизаторе.
1861. Экзамен в Венской консерватории и получение свидетельства о муз. образовании.
1861-63. Занятия по композиции с О. Кицлером.
1863. Первое знакомство с совр. музыкой (произв. Ф. Листа, Р. Вагнера). Пост. в Линце оперы Вагнера "Тангейзер"; увлечение Вагнером, длившееся всю жизнь.
1864. Исп. мессы No 1 в Линцском соборе. Первая хвалебная рецензия о творчестве Б. в линцской газете.
1865-67. Нервное перенапряжение с симптомами психич. заболевания.
1868. Переезд в Вену. Преподавание гармонии и контрапункта в Венской консерватории. Исп. в Линце 1-й симфонии под управлением автора. Хвалебная статья Э. Ганслика в "Wiener Zeitung" о творчестве Б.
1869. Гастрольная поездка Б. в качестве органиста во Францию. Триумфальный успех концерта Б. в Нотр-Дам (Париж).
1870. Начало газетной травли со стороны Э. Ганслика и "брамсианцев".
1871. Гастроли в Англии (Лондон). Получение звания профессора Венской консерватории.
1873. Исполнение 2-й симфонии в Вене под упр. автора.
1874. Поездка в Байрёйт к Р. Вагнеру, посвящение ему 3-й симфонии.
1875. Работа в Венском ун-те (лекции по гармонии и контрапункту).
1877. Провал 3-й симфонии в Вене (исп. под упр. автора).
1881. 1-е исп. 4-й симфонии в Вене (дирижёр Х. Рихтер).
1883. 1-е исп. двух частей 6-й симфонии в Вене (дирижёр В. Ян).
1884. 1-е исп. 7-й симфонии под упр. А. Никиша в Лейпциге с триумфальным успехом. Запоздалое признание Б., интерес к его ранее написанным сочинениям.
1891. Присуждение Б. степени доктора honoris causa Венским ун-том.
1887-94. Работа над 9-й симфонией. Тяжёлая болезнь (водянка).
1892. Исп. 8-й симфонии в Вене (дирижёр Х. Рихтер).
1896. 11 X. Смерть композитора.
Сочинения: для солистов, хора иорк. Реквием (d-moll, op. 22, 1848-49), Месса No 1 (d-moll, op. 70, 1864; 2-я ред. 1876), Месса No 2 (e-moll, op. 78, 1866, исп. 1869; новая ред. 1882), Месса No 3 (f-moll, op. 79, 1868, исп. 1872, Вена; 2-я ред. 1876), Missa solemnis (h-moll, op. 42, 1854), Te Deum (C-dur, op. 108, 1884, исп. 1885, Вена), 150-й псалом (op. 121, исп. 1892, Вена), Ave Maria (op. 48, 1856), Ave Maria (op. 52, 1861), Ave Maria (F-dur, op. 107, 1882), Магнификат (op. 34, 1852), Tantum ergo (D-dur, op. 7, 1843), 5 tantum ergo (op. 15, ок. 1846), Tantum ergo (A-dur, op. 25, ок. 1848), Tantum ergo (h-moll, op. 39, 1854), Germanenzug (op. 65, сл. Я. А. Зильберштейна, исп. 1863), Das Hohe Lied (op. 97, 1876), Trдumen und Wachen (op. 118, 1890), Helgoland (op. 122, 1893, сл. Зильберштейна); для орк. увертюра (g-moll, op. 62, 1863); симфония (f-moll, 1863), симфония (d-moll, No 0, op. 67, Die Nullte, 1863-1869); симфонии: No 1 (c-moll, op. 77, 1865-66; 2-я ред. 1891), No 2 (c-moll, op. 93, 1871-72; 2-я и 3-я ред. 1876 и 1877, изд. 1895), No 3 (d-moll, op. 94 Richard Wagner, 1873; 2-я ред. 1877; 3-я ред. 1889), No 4 (Es-dur, "Романтическая", 1874; 2-я ред. 1878-1880), No 5 (B-dur, op. 96, 1875-77; 2-я ред. 1878, исп. 1894), No 6 (A-dur, op. 105, 1879-81, исп. 1899, Вена), No 7 (Е-dur, op. 109, 1881-83, исп. 1884), No 8 (с-moll, op. 117, 1884-87; 2-я ред. 1888-1890, исп. 1892), No 9 ("Au bon Dieu", d-moll, 1894, не оконч., исп. 1903); камерно-инстр. произв. струнный квинтет (F-dur, оp. 102, 1879).Издания соч. : Sдmtliche Werke. Kritische Gesamtausgabe im Auftrage der Nationalbibliothek in Wien und der Internationalen Bruckner-Gesellschaft, hrsg. von R. Haas und A. Orel, Bd 1-22, W. Lpz., 1930-65 (вышло 15 томов).Письма и лит. соч. : Gesammelte Briefe, hrsg. von F. Grдflinger, Regensburg, 1924; Gesammelte Briefe, Neue Folge, hrsg. von M. Auer, Regensburg, 1924; Harmonielehre und Kontrapunkt. Vorlesungen an der Universitдt Wien, hrsg. von E. Schwanzara, W., 1950.Литература: Раппопорт Л., Антон Брукнер, M., 1963; Louis R., Anton Bruckner, Mьnch. Lpz., 1905; Morоld M., Anton Bruckner, Lpz., 1912, Lpz., 1920; Hоlm A., Die Symphonie Anton Bruckners, Mьnch., 1914; Deсsey E., Bruckner. Versuch eines Lebens, B., 1919; Gцlleriсh A., Auer M., Anton Bruckner. Ein Lebensund Schaffensbild, Bd 1-4, Regensburg, 1922-38; Auer M., A. Bruckner. Sein Leben und Werk, W. Lpz. Z., 1923; 1949 (список произв. и библ.); Кurth Е., A. Bruckner, Bd 1-2, В., 1925; Haas R., A. Bruckner, Potsdam, 1934; Laux К., A. Bruckner. Leben und Werk, Lpz., 1940, Wiesbaden, 1947; Machabey A., La vie et l'oeuvre de A. Bruckner, P., 1945; A complete bibliography of books on Bruckner, "Chord and Discord", publ. by the Bruckner Society of America, ed. G. Engel, 1948, v. XII, No 5; Doernberg E., The life and symphonies of Anton Bruckner, L., 1950; его же, A. Bruckner. Leben und Werk, Mьnch. W., 1963; Dennert M., A. Bruckner. Ver such einer Deutung, Lpz., 1958; Abendorth W., Bruckner, Eine Bildbiographie, Mьnch., 1958; Bruckner-Studien Leopold Novak zum 60. Geburtstag, hrsg. von S. Grasberger, W., 1964; Lanсelоt M., Anton Bruckner. L'homme et son oeuvre, P., 1964; Simpson R., The essence of Bruckner..., L., 1967.Л. Г. Раппопорт.