Музыкальная энциклопедия - даллапиккола л.
Связанные словари
Даллапиккола л.
Ранние композиторские опыты Д. относятся к 1918. В начале творч. пути он был близок неоклассич. направлению Дж. Ф. Малипьеро и И. Пиццетти, стремившихся возродить традиции староитал. мастеров. В 1935-36 появляются додекафонич. опусы Д. Однако он не отказывается от тональной системы, использует наряду с додекафонной техникой диатонику, напевную мелодику. Музыка его своей выразительностью близка музыке А. Берга. Д. один из создателей нового камерного стиля, основанного на сочетании голоса с своеобразными инстр. ансамблями. Мн. произв. Д. возникли как выражение протеста против политики фашизма и национал-социализма в Италии, Германии и Испании. Широкую известность принесли Д. одноактные оперы "Ночной полёт" (по повести А. де Сент-Экзюпери, либр. Д., 1940) и "Заключённый" ("Узник", по новелле "Пытка надеждой" Вилье де Лиль-Адана и роману "Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке" Ш. де Костера, либр. Д., 1948), кантата "Песни узников" для солирующих голосов в сопр. инструментов (на тексты молитвы Марии Стюарт перед казнью, фрагмента из трактата Боэция и последней проповеди Дж. Савонаролы, 1938-41).
Сочинения: оперы Ночной полёт (Volo di notte, 1940, Флоренция; 1960, Париж), Заключённый (Узник, Il prigioniero, 1944-1948, радиопремьера, 1949, пост.1950, Флоренция), Улисс (насюжет из "Одиссеи" Гомера, 1959-68, пост. 1968, Берлин); балет Марсий (1943, пост. 1948, Венеция); представление в 1 д. Иов (для чтеца, солистов, хора и орк., 1950, Рим); для солистов, хора и орк. (также хора a cappella) 2 канцоны (для меццо-сопрано, жен. хора и камерного орк., 1927), С моей земли (Dalla mia terra, для меццо-сопрано, хора и орк., 1928), 2 хора из "Калевалы" (для тенора, баритона, хора, 4 струн. и ударных инструментов, 1930), 6 хоров из Микеланджело Буонаротти (1-я серия для хора a cappella, 1933; 2-я для солистов, жен. хора и 17 инструментов, 1935; 3-я для хора и орк., 1936), Песни узников (Ganti di prigionia, для хора и орк., 1941), Песни освобождения (Canti di liberazione, для хора и орк., 1955) и др.; для инструмента с орк. Маленький концерт для Мюриель Кувро (для фп. и камерного орк., 1941), Тартиниана (для скр. и камерного орк., 1-я, 1951; 2-я, 1955), Диалоги (для влч. и орк., 1960), 3 вопроса и 2 ответа (3 Questions with 2 Answers, 1962); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. Музыка для 3 фп. (1935); для фп. Каноническая сонатина (1943) и др.; для голоса с орк. (и ансамблем инструментов), в т.ч. 3 этюда (для сопрано и камерного орк., 1932), Греческая лирика (Liriche greche, 5 фрагментов из Сафо, для сопрано и 15 инструментов, 1942; 6 стихотворений Алкея для сопрано и 11 инструментов, 1943; 2 стиха из Анакреона, для сопрано и 4 инструментов, 1945), Призывы (Preghiere, для баритона и камерного орк., 1962); для голоса с фп. (и др. инструментами) Ронсеваль (1946), 4 поэмы на текст А. Мачадо (1948), Песни на стихи Гёте (для меццо-сопрано и 3 кларнетов, 1953), Подобно тени (Sicut umbra, для меццо-сопрано и 12 инструментов, исп. 1970); транскрипция оперы Монтеверди "Возвращение Улисса" (1942), и др.Литературные сочинения: The genesis of the Canti di prigionia and Il prigioniero. An autobiographical fragment. "MQ", 1953, July, p. 355-72.Литература: Интервью с Луиджи Даллапиккола, пер. с англ., "СМ", 1967, No 4; V1ad R., L. Dallapiccola, Mil., 1957; Nathan H., The Twelve-Tone compositions of L. Dallapiccola, "MQ", 1958, July, p. 289-310.O. T. Леонтьева.