Музыкальная энциклопедия - давыдов к. ю.
Связанные словари
Давыдов к. ю.
Игре на виолончели учился у А. И. (Генриха) Шмита, а также К. Ю. Шуберта. С 14 лет участвовал в публичных концертах как солист. Уже в юности сочинял музыку (оперы "Рудокопы" и "Калигула"). В 1859 в Лейпциге брал уроки композиции у М. Гауптмана. С успехом концертировал в Германии (в 1859 исп. свой 1-й виолончельный концерт). В 1860-62 профессор Лейпцигской консерватории и одновременно концертмейстер оркестра Гевандхауза. В 1862-82 солист оркестра Итал. оперы в Петербурге, до 1887 участник квартета Петерб. отделения РМО (во главе с Г. Венявским, с 1868 с Л. С. Ауэром). В 1862-87 профессор Петерб. консерватории (руководил виолончельным, а также камерным, орк. и оперным классами; в 1876-87 директор). Он способствовал совершенствованию уч. процесса и приближению его к практич. задачам. Прогрессивные взгляды Д. вызывали недовольство реакц. офиц. кругов (этим в значительной степени объясняется его уход из консерватории).
Д. с успехом концертировал в России (в 1887 совм. с В. И. Сафоновым выступил в 32 городах) и за границей. Среди его партнёров пианисты А. Г. Рубинштейн, А. Н. Есипова, С. И. Танеев, Ф. Лист, К. Сен-Санс, X. Бюлов. Конц. деятельность Д. носила просветительский характер, в его репертуаре были лучшие произв. рус. и заруб. авторов, в т.ч. сонаты Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, А. Г. Рубинштейна, концерты Р. Шумана, Сен-Санса, а также собственные. Художеств. взгляды Д. основывались на реалистических принципах рус. классич. муз. культуры; он был творчески и дружески связан с П. И. Чайковским, А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым. Исполнительское иск-во Д. отличалось высокой культурой, тонким вкусом, полнотой и выразительностью звучания, мастерской техникой. Чайковский отмечал у Д. "счастливое сочетание артистических свойств, ставящих его во главе всех существующих виолончелистов".
Среди сочинений Д. симф. поэма "Дары Терека", струн. квартет и секстет, фп. квинтет, романсы и многочисл. виолончельные произв., в т.ч. 4 концерта и "Фантазия на русские песни". Сочетание выразительной кантилены и виртуозной техники, основанное на глубоком понимании природы виолончели, способствует сохранению ряда произв. Д. в педагогич., а частично и в конц. репертуаре. Ему принадлежат также транскрипции пьес Бетховена, Шумана, Шопена, С. Монюшки, Ц. А. Кюи.
Крупнейший педагог, Д. возглавил рус. классич. виолончельную школу 2-й пол. 19 в., воспитал плеяду первоклассных виолончелистов. Среди его петерб. учеников А. В. Вержбилович, Д. С. Бзуль, С. Л. Морозов, Н. Н. Логановский, А. Е. Воробьёв, А. В. Кузнецов, А. Э. Глен, Ф. В. Мулерт, П. П. Фёдоров, В. П. Гутор; у Д. учились также иностр. виолончелисты Й. Григ, Г. Виган, К. Фукс, Л. Стерн и др. В 1888 в Лейпциге была издана 1-я ч. его "Школы для виолончели", осн. на принципе единства художеств. и технич. развития ученика (в 1947 впервые издана в Москве с восстановленным рус. текстом под ред. и с доп. С. М. Козолупова и Л. С. Гинзбурга).
Литература: Гинзбург С. Л., К. Ю. Давыдов, Л., 1936; Гинзбург Л. С., К. Ю. Давыдов, М.-Л., 1950; его же, История виолончельного искусства. (Книга третья) Русская классическая виолончельная школа (I860-1917), М., 1965, с. 17-121; Гутор В. П., К. Ю. Давыдов как основатель школы виолончельной игры. Предисл., ред. и прим. Л. С. Гинзбурга, М.-Л., 1950; Gutor W., Carl Davidoff und seine Art das Violoncell zu behandeln, Moskau, 1899.Л. С. Гинзбург.