Музыкальная энциклопедия - давиденко а. а.
Связанные словари
Давиденко а. а.
Александр Александрович (1 (13) IV 1899, Одесса 1 V 1934, Москва) сов. композитор. Рано потерял родителей, был отдан в духовное уч-ще, где получил муз. навыки, пел в хоре, с 13 лет руководил хором. Затем (до 1917) учился в духовной семинарии. Участвовал в Гражд. войне в рядах Красной Армии (1919). Теории музыки и композиции обучался в Одесской консерватории (1918-19) у В. И. Малишевского, Харьковском муз. ин-те (1921-22), Моск. консерватории (1922-29) у Р. М. Глиэра и А. Д. Кастальского (у него же одновременно нек-рое время в Моск. хоровой академии). В 1925 возглавил созданный по его инициативе "Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории" ("Проколл"). В 1929 вошёл в РАПМ (см. Российская ассоциация пролетарских музыкантов). Активная работа с хор. кружками, тесная связь с муз. самодеятельностью, руководство массовым пением, изучение нар. песен помогли Д. ощутить художеств. потребности масс и определили характер его творчества. С 1925 Д. писал гл. обр. хор. музыку, стремясь к созданию произв., воплощающих образы новой действительности, близких и доступных широкой аудитории. В противовес упрощённому решению творч. задач в т. н. агитмузыке тех лет Д. добивался сочетания доходчивости и художеств. полноценности муз. образов. Большой популярностью пользовались его песни на слова H. H. Асеева ("Конница Будённого", "Первая конная", "Винтовочка"), А. А. Жарова, М. А. Светлова, Д. Бедного ("Нас побить, побить хотели") и др. Сочинения Д., отмеченные пластичностью голосоведения, образной трактовкой полифонич. приёмов, содержащие элементы симфонизма, способствовали формированию сов. хор. классики. Используя в своих хорах и массовых песнях интонации старого и совр. рус. и укр. фольклора, частушек, трудовых попевок, революц. гимнов, Д. творчески перерабатывал их, органически сочетая мужеств. простоту, эпич. напевность, революц. устремлённость. В поисках средств реалистич. выражения композитор обращался к речитативно-ораторским приёмам (плакат для баса соло "Про Ленина" и др.), мелодике бытового романса (баллада "Мать", романс "Письмо"). В центре творчества Д. образ нар. массы в её борьбе, труде и праздничном ликовании. Особенно выделяются композиции Д. для смешанного хора "На десятой версте" и "Улица волнуется", запечатлевшие эпизоды революц. движения. Они вошли в "музыкальное действие" (ораторию) "Путь Октября" (1927) коллективное сочинение "Проколла", созданное по инициативе Д. Сцена "Подъём вагона" (картина субботника) из оперы "1919 год" первый опыт отражения в музыке социалистич. труда. Д. принадлежат хор. обработки старых рус. революц. песен, франц. революц. песни "Зa ira" (рус. пер. "Все вперёд"), нем. революц. песни "Маленький барабанщик", хоровые и фп. обработки чеченских песен и мелодий.Сочинения: оперы 1919 год (1931, Т-р рабочей оперы в заводском клубе, Москва), 1905 год (совм. с Б. С. Шехтером, к-рый завершил оперу после смерти Д., исполнялся монтаж, 1935, радио); хоры Бурлаки (сл. Н. А. Некрасова), Узник (сл. А. С. Пушкина), Колодники (сл. А. К. Толстого), Море яростно стонало, Казнь, Рабочий дворец, Песня о Степане Разине, Броненосец "Потёмкин", Сюита на чеченские народные темы и др.; массовые хоры и песни Конница Будённого, Все мы теперь краснофлотцы (первонач. назв. Все мы сегодня матросы), Песня о Наркоме и его друзьях, Первая Конная, Винтовочка, Нас побить, побить хотели, Чапаевская и др.; детские песни; обр. революц. песен; романсы, баллады и др. произв. для голоса с фп.; Сборник чеченских мелодий и песен, записанных и обработанных для фп. в 2 руки (М., 1926); коллективные сочинения муз. действие в 3 звеньях Путь Октября (1927), массовые хор. песни, в т.ч. Песнь о героях (с М. В. Ковалём и Б. С. Шехтером, 1930); Собр. соч. (ред.-сост. и автор вступит. статей Л. Лебединский) Хоры, М., 1959; Песни и массовые хоры, М., 1962; Сольные вокальные произведения, М., 1962.Литература: "Музыкальная самодеятельность", 1934, No 7 (номер посв. Д.); Лебединский Л., А. Давиденко, Материалы для творческой биографии, "СМ", 1935, No 4; Житомирский Д., Из прошлого советской музыки, в сб.: Ежегодник Института истории искусств АН СССР, т. 2, М., 1948; Белый В., Творчество Александра Давиденко, "СМ", 1952, No 9; Дмитревская К., Массовая песня А. Давиденко, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Ляшко Б., Александр Давиденко, М., 1965; Шостакович Д., Александр Давиденко, "МЖ", 1959, No 6; Александр Давиденко. Воспоминания. Статьи. Материалы, Л., 1968 (сост. Н. Мартынов).Б. С. Штейнпресс.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое давиденко а. а.
Значение слова давиденко а. а.
Что означает давиденко а. а.
Толкование слова давиденко а. а.
Определение термина давиденко а. а.
davidenko a. a. это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):