Музыкальная энциклопедия - гаде н.
Связанные словари
Гаде н.
Г.крупнейший дат. композитор 19 в., яркий представитель романтич. направления в дат. музыке. Юность его прошла в атмосфере нац. подъёма и увлечения нар. искусством. Г. испытал влияние писателя-сказочника X. К. Андерсена и поэта-романтика А. Эленшлегера. Большое воздействие на него оказал также его учитель композитор и фольклорист, составитель сб. нар. песен Берггрен. Г. первым ввёл сканд. мотивы в европ. музыку 19 в. Одновременно Г. увлекался творчеством композиторов нем. романтич. школы, особенно Мендельсона.
Уже в ранних произв. Г., проникнутых мягким, "северным" колоритом, определились оригинальные, самобытные черты его стиля. В увертюре "Отзвуки Оссиана" и 1-й симфонии воплотились образы северной, скандинав, поэзии. Успехом пользовался балет Г. "Народная сага" (1853; совм. с И. П. Э. Хартманом, пост. балетмейстером А. Бурнонвилем). Тяготел гл. обр. к ннстр. музыке; среди произв. для оркестра выделяются (помимо 1-й) 5-я и 6-я симфонии, сюита "Хольбергиана", концерт для скрипки с оркестром, а также камерные ансамбли и 3 сонаты для скрипки с фп. В фп. творчестве он продолжал романтич. традицию, создав ряд миниатюр программного и нар.-жанрового характера (циклы пьес "Акварели", "Идиллии", "Фантастические пьесы", "Народные танцы"). Опираясь на нар. исполнит. культуру сев. стран, связанную с деятельностью любит. хор. об-в, Г. писал и хор. произв. (гл. обр. песни для мужского хора и ряд кантат на тексты дат. поэтов, в т.ч. "Дитя эльфов"). Расцветом творчества Г. были 1850-е гг. Обладая широкой муз. эрудицией, он создал сочинения, отличающиеся высоким профессионализмом, конструктивной ясностью и стройностью формы. Однако со временем стиль его приобрёл академич. черты и, утратив прежнюю яркую самобытность, стал консервативным. В трактовке нар. материала Г. следовал принципам школы Мендельсона, традиционно используя муз. фольклор, в противоположность композиторам след. поколения (Э. Григ, Р. Нурдрок, Ю. Свенсен и др.), искавшим в нар. музыке пути к обновлению муз. языка.
Полувековая деятельность Г. как композитора, дирижёра, талантливого организатора и деятеля муз. образования имела основополагающее значение для развития нац. музыки Дании. Написал автобиографич. заметки.
Сочинения: опера (зингшпиль) Мариотта (Копенгаген, 1850), балеты Музы отечества (Faedrelandets Muser, совм. с И. Ф. Фрёлихом, 1839, Копенгаген), Неаполь (1842, там же), Народная сага (Et Folkesagn, совм. с И. П. Э. Хартманом, 1854, там же); для солистов, хора и оpк. 11 кантат, в т.ч. Комала (из Оссиана, 1846), Весенняя фантазия (Frьhlingsbotschaft, 1852), Дитя эльфов (Elverskud, 1853), Смерть Бальдера (Baldars Dшd, 1858), Крестоносцы (Korsfarerne, 1873), Психея (1882) и др., хоры a cappella и с орк.; для оpк. 8 симфоний (1842, 1843, 1847, 1850, 1852, 1857, 1865, 1871), сюита Хольбергиана (Holbergiana, 1884), увертюры Отзвуки Оссиана (Nachklдnge von Ossian, 1840), В Шотландии (Im Hochlande, 1844), Гамлет (1861), Микеланджело (1861) и др., Новеллетты (Novelletter, для струн. орк., 1878, 1883) и др.; концерт для скр. с орк. (1880); камерно-инстр. соч. струн. ансамбли октет (1848), секстет (1863), 2 квинтета (1845 и 1851), квартет (1889), фп. трио (1863), 3 сонаты для скр. с фп.; инстр. пьесы, танцы и др.; для фп. соната, циклы Акварели (Aquareller, 1850), Арабески (Arabeske, 1854), Идиллии (Idyller, 1857), Нар. танцы (Folkedanse, 1855), Фантастич. пьесы (Fantastykker, 1862), фп. миниатюры и др.; для органа хоральные прелюдии и др.; романсы и циклы песен (3 тетради на cл. X. К. Андерсена, К. Винтера и др. поэтов); музыка для т-ра к пьесам: Аладдин А. Эленшлегера (1843), Агнета и водяной X. К. Андерсена (1843).Литература: Thranе С., Danske komponisten, (Kbh.), 1875; Spitta Ph., Zur Musik, В., 1892; Wasielewsky J. W., Lebenserinnerungen, Kbh., 1897; Вehrend W., Niels W. Gade, Lpz., 1918; Gade D., Niels W. Gade: Optegnelser og breve, Kbh., 1892 (нем. пер., 1894, Basel, 1912); Кjerulf C., Niels W. Gade i hundredaare, Kbh. Oslo, 1917.О. E. Левашова.