Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - копенгаген

Копенгаген

(Kobenhavn) столица Дании. 1318 тыс. жит. (с пригородами, 1972). Один из старейших культурных центров Сев. Европы. С 15 в. при корол. дворе служили проф. трубачи. Позже был создан придв. ансамбль (в составе органиста, трубача и скрипача), из к-рого возник оркестр Корол. капеллы; при ней сформировался хор (к нач. 17 в. ок. 30 певцов). Капеллой руководили первые дат. музыканты М. Борхгревинк, М. Педерсен, X. Нильсен, Я. Эрн, X. Брахрогге; с нею выступали также приезжавшие в К. иностр. композиторы англичанин Дж. Дауленд и немец Г. Шюц. Во 2-й пол. 16 в. в К. выходят первые сб. духовных песнопений и музыки для дух. инструментов. С нач. 17 в. регулярно давались придв. театр. представления с музыкой и балетом (по франц. образцу), к-рые положили начало богатой хореографич. традиции Дании и подготовили почву для развития оперного т-ра. Первые оперные спектакли пост. в 1655; в 1689 построен т-р для оперных представлений (сгорел после второго спектакля).

Значит. расцвет муз. жизни наступает в 18 в. В 1713 было построено спец. здание, в к-ром выступали приезжие оперные труппы. Спектакли ставились также во дворцах знати. В 1722-28 в К. работал нац. т-р "Датская сцена"; в открывшемся вновь в 1748 оперном т-ре (с 1770Королевский т-р) гастролировала гамбургская труппа, затем (до 1756) итал. оперная труппа П. Минготти. Её капельмейстерами и композиторами были крупные иностр. музыканты, в т.ч. К. В. Глюк (1749), П. Скалабрини, Дж. Сарти (последний сыграл важную роль в укреплении труппы и её связей с придв. капеллой, оркестр к-рой стал участвовать в оперных спектаклях). С 1770 основу репертуара составляли итал. оперы, а также (в последние десятилетия 18 в.) зингшпили работавших в К. нем. и дат. композиторов И. Э. Хартмана, И. А. П. Шульца, Ф. Л. Э. Кунцена. В кон. 18 в. центром муз. жизни К. становится Корол. т-р (назв. получил в 1770); с 1775 здесь ставятся балеты, с 1786 оперы, преим. франц. композиторов, нем. и австр. зингшпили.

В 18 в. создаются муз. объединения, в т.ч. Датское муз. об-во (рук. Хольберг), Муз. об-во (осн. в 1744, рук. Й. А. Шейбе), конц. организация под рук. Р. Иверсена и др. В кон. 18нач. 19 вв. получили распространение муз. клубы, в т.ч. "Конгенс клуб" (рук. К. Шалль, дирижёр оркестра Корол. т-ра).

В нач. 19 в. высокого уровня достигли Корол. т-р и капелла. В 1841 были объединены придв. т-р и оркестр. Балетная труппа приобрела известность за пределами Дании благодаря деятельности выдающегося балетмейстера А. Бурнонвиля, осуществившего в К. в 1830-60-е гг. пост. ряда нац. балетов Й. Ф. Фрёлиха, Н. Гаде, Й. П. Э. Хартмана и др. Репертуар оперной труппы с 1870-х гг. стал пополняться произв. дат. композиторов. Муз. представления давались также в Казино и в Нар. т-ре (открыты в 1848 и 1857).

В нач. 19 в. старые муз. об-ва прекращают своё существование, возникает ряд новых, опирающихся на более широкие демократич. круги. В первые десятилетия 19 в. конц. жизнь ограничивалась гл. обр. эпизодическим исполнением кантат и ораторий силами Корол. капеллы и артистов т-ра (в помещении Корол. т-ра и в Придв. церкви). В это время выдвигаются комп. и дирижёр К. Э. Ф. Вайсе, работавший органистом в соборе и руководивший исполнением кантат и симф. произв., а также живший в К. (1810-32) нем. композитор (позднее придв. камер-музыкант, профессор) Ф. Кулау, зингшпили к-рого часто шли в Корол. т-ре (наряду с операми композиторов 18 в.).

В К. гастролировали крупные европ. музыканты; в 1820 здесь состоялось первое публичное исполнение увертюры К. М. Вебера к его опере "Вольный стрелок" в присутствии автора.

К сер. 1830-х гг. конц. жизнь становится более интенсивной, изменяются её формы. В 1836 было основано Муз. объединение ("Музикфоренинген"), к-рое вначале пропагандировало совр. дат. музыку, приглашая оркестр Корол. капеллы, а вскоре превратилось в ведущую конц. организацию, сформировало собств. симф. оркестр (существовало до 1931). С 1843 функционировал созданный комп. X. К. Люмбью проф. оркестр лёгкой музыки в летнем т-ре парка Тиволи. В 1851-1934 работало об-во "Сесилия", осн. по инициативе X. Рунга, культивировавшее хор. музыку 16-18 вв. С 1839 функционировало Студенч. певч. объединение, с 1843 хор. об-во ремесленников "Хондвэркерфоренинген", с 1845 Скандинавский хоровой союз, исполнявший музыку народов Скандинавских стран, с 1868 Об-во камерной музыки, осн. чеш. виолончелистом и композитором Ф. Нерудой.

Во 2-й пол. 19 в. решающее влияние на муз. жизнь К. оказала деятельность крупнейшего представителя датской музыка Н. Гаде, к-рый возглавлял Муз. объединение (1850-90), дирижировал мн. симф. концертами об-ва (исполнял гл. обр. сочинения нем. романтиков). По приглашению Гаде в К. гастролировали И. Брамс и др. известные музыканты. В это же время создавались муз. объединения, популяризировавшие новую музыку, среди них "Симфония" (здесь впервые были исполнены мн. сочинения К. Нильсена), "Эвтерпа", Копенгагенское конц. об-во (1874-93). Развитию муз. жизни К. способствовала деятельность И. Свенсена, возглавлявшего в 1883-1908 Корол. т-р. По его инициативе репертуар т-ра обогатился произв. Р. Вагнера, Дж. Верди и др. Оркестр начал регулярно выступать с симф. концертами (позже им руководил К. Нильсен). Конц. деятельность развивали также Датское конц. об-во и Филармонич. об-во (с 1901). Помимо проф. музыкантов, в концертах принимали участие любительский Академич. оркестр (осн. 1899) и любит. хоры.

В 19 в. в К. были осн. первые дат. муз. уч. заведения, возникшие на базе школы при Корол. капелле и класса пения (существовал с 1773 при Корол. т-ре). Один из руководителей этого класса итальянец Д. Сибони основал муз.-драм. школу, пользовавшуюся известностью за пределами Дании (работала в 1827-42), Однако лишь в 1866 было осн. на средства меценатов первое постоянное муз. уч. заведение, преобразованное в 1867 в Корол. дат. консерваторию музыки. Под рук. Н. Гаде и К. Нильсена деятельность консерватории к кон. 19 в. достигла высокого уровня. В 1898 открыто Муз.-педагогич. об-во с разл. муз. классами. В 1896 в Копенгагенском ун-те начал читать лекции по истории музыки А. Хамерик (в 1924 создана постоянная кафедра). В 1920-30-е гг. все муз. об-ва, не имея материальной базы (опирались на сравнительно узкие круги любителей музыки), распадаются. Создаются коллективы при Гос. радио симф. оркестр (осн. в 1928, с 1934 давал еженедельные открытые концерты), Большой хор и Хор мадригалистов (осн. в 1937); организуются симф. оркестры Копенгагенского конц. об-ва (осн. в 1937) и парка Тиволи (стал самостоят.); важную роль в подъёме художеств. уровня оркестров сыграли работавшие в К. иностр. дирижёры Н. А. Малько и Ф. Буш, дат. музыканты И. Андерсен, Ф. Шнедлер-Петерсен, С. X. Фелумб. Деятельность этих коллективов определяла характер конц. жизни К. и после 2-й мировой войны 1939-45. Высокий профессионализм отличал Корол. капеллу, к-рая к 1960-м гг. участвовала в театральных спектаклях и давала самостоят. концерты. Среди хоров выделялись "Бель канто" (1906), "Датские музыканты" (с 1918), им. Палестрины (1922-35), муж. хор и хор мальчиков под рук. М. Вёльдике (с 1924). В 1943 осн. камерный оркестр "Коллегиум музикум". В К. работают неск. организаций, пропагандирующих новую музыку, в т.ч. Об-во молодых музыкантов с собств. симф. оркестром (осн. в 1920 на базе Дат. конц. об-ва, 1901), а также Филармония, об-во (1920-34), хор и оркестр Дат. радио (с 1925).

После 2-й мировой войны муз. жизнь К. интенсивно развивается. Сюда приезжают мн. гастролёры. Помимо концертов и спектаклей Корол. т-ра, ставятся оперетты и муз. пьесы в небольших т-рах.

К. сохраняет значение крупнейшего центра хореография, иск-ва. Ежегодно проводятся Копенгагенский балетный фестиваль (в марте апреле) и Корол. дат. фестиваль музыки и балета (в мае). Периодически проводится также Междунар. конкурс дирижёров им. Н. А. Малько (с 1965), Фестиваль камерной музыки об-ва "Коллегиум музикум".

В совр. К. сосредоточена б. ч. муз. организаций и уч. заведений Дании. Работают Корол. т-р, при к-ром в 1909 осн. оперные классы, Корол. дат. консерватория (с 1948 Гос. консерватория). Датское муз. об-во (с 1903; в 1954 преобразовано в Датское музыковедч. об-во), Дат. союз музыкантов (с 1911), Датское хор. об-во (с 1911), Союз дат. композиторов (с 1913); проф. союзы орк. музыкантов (с 1874), Ассоциация муз. педагогов (с 1898), исполнителей-солистов (с 1921), Оперная академия (1956) для подготовки оперных певцов, Ин-т музыковедения при ун-те и др. Богатыми собраниями книг, нот и фономатериалов обладают Корол. б-ка, Публичная б-ка, Нац. фонотека. Коллекции муз. инструментов и материалов хранятся в Музее истории музыки (осн. в 1898 А. Хамериком) и собрании Карла Клаудиуса. Среди журналов "Dansk Musiktidsskrift" (1925-59).

Литература: Сталь Э., Заметки из Копенгагена, "СМ", 1964, No 5; в кн.: Festskrift i Anledning af Musikforeningens halvhundrede aarsdag, t. 1-2, Kbh., 1886; Auоmont A., Collin E., Det Danske Nationalteater 1748-1889, t. 1-3, Kbh., 1896-99; Hammerich A., Dansk Musikhistorie indtil ca 1700, Kbh., 1921; Kjerulf A., Hundrede еr mellem noder. Wilhelm Hansen, Musik-Forlag 1857-1957, Kbh., 1957; Lunn S., La vie musicale au Danemark, Cph., 1962. см. также лит. при ст. Датская музыка.

M. M. Яковлев.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое копенгаген
Значение слова копенгаген
Что означает копенгаген
Толкование слова копенгаген
Определение термина копенгаген
kopengagen это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины