Музыкальная энциклопедия - ганская музыка
Связанные словари
Ганская музыка
В нар. музыке Ганы существует как одноголосие, так и многоголосие. Распространено пение параллельными терциями (терцовый параллелизм широко применяют музыканты конкомба, кассена-нанкани, буилса), но заканчиваются песни унисоном.
Одна из особенностей Г. м.наличие "определенного" и "вольного" ритмов, к-рые возникают благодаря применению наряду с "главным" (метрическим) акцентом (появляется через определ. промежутки длительностей, придает музыке ритмич. строгость, стройность, подчеркивается притопыванием ноги, хлопком в ладоши, ударом барабана) регулярных и нерегулярных акцентов. В "вольном" ритме исполняются песни, инструментальные пьесы, танцы же требуют "определенного" ритма.
Многочислен муз. инструментарий Ганы. Наиболее богата ударно-шумовая группа. Существуют разнообразные типы, размеры барабанов. У народа эве семейство барабанов (асавуи) состоит из барабана-хозяина ацимеву, а также барабанов coгo, киди, каган, клодзио, клобото и др. У народа ашанти в семейство барабанов (твене) наряду с другими входит барабан этвие (леопард), названный так благодаря звуку, напоминающему рычание. Ритмич. фон в ганском оркестре создают трещотки, погремушки, колокольчики, кастаньеты, а также ганкогви (2 металлических безъязычковых колокольчика, по к-рым бьют деревянной палочкой), акзатце (полая тыква, окутанная сетью бус, нанизанных на мягкую проволоку) и др. Духовая группа представлена флейтами (изготовляются из бамбука, древесины), трубами (из бивней слонов, рогов животных). В Сев. Гане преобладают струн. инструменты: муз. луки, однострун. скрипки, инструменты типа лютни, цитры. В Ашанти имеются своеобразные 6-7-струн. арфы (сеперева) и музыкальные луки с резонатором (бэнта).
В 50-х гг. 20 в. под влиянием европ. и амер. воен. оркестров в муз. ансамблях Ганы стали применяться европ. инструменты. Распространился новый муз. стиль хайлайф, основанный на сочетании элементов афр. нар. и европ. иск-ва. К нач. 60-х гг. 20 в. в Гане насчитывалось неск. десятков оркестров хайлайф (их обычный состав: трубы, саксофоны, тромбоны, контрабасы, барабаны, бонго-барабаны, конго-барабаны и т.д.), среди к-рых выделяются оркестры под рук. Г. Воррена, С. Аквайе, Л. Никой, Э. Менса, А. Гайвори, Д. Данка. Оркестры гастролируют в др. странах Зап. Африки, благодаря чему хайлайф распространился почти по всей Африке.
С образованием независимого гос-ва Ганы открылись новые пути развития проф. музыки. В 1958 был создан Совет искусств, осн. задача к-рого сохранение и развитие афр. нар. Культуры. По инициативе Совета проводились нац. фестивали музыки и драмы, конкурсы традиц. и совр музыки. Проблемами муз. иск-ва занимается Ин-т по изучению Африки при ун-те Ганы (существует спец. сектор музыки и иск-ва). Сотрудники Ин-та ведут научно-исследоват. и пропагандистскую работу. При Ин-те организованы симфонический оркестр и хор. В Аккре создана Академия, курс обучения к-рой рассчитан на 2 года. При Академии имеются фонотека и коллекция муз. инструментов. Выдвинулись проф. композиторы Э. Аму, Ф. Гбехо и др. Широко распространены в Гане муз.-драм. спектакли, насыщенные песнями, танцами. Музыку к этим спектаклям пишет С. Аквайе. Популярность получила его муз. комедия "Обадзенг" (показана в СССР, 1961). Появился ряд работ по вопросам музыки, фольклора, в т. ч. труды о Г. м. Квабены Нкетия.
Литература: Xанга Л., Первый труд, "СМ", 1965, No 6; Современная музыкальная жизнь Африки, там же, 1972, No 3; Gbеhо rh., The Indigenous Gold Coast music, "United Empire", 1451, XLII, May-June; его же, Beat of the master drum, "West African Review", 1951, v. 22, No 290, Gadzekpo B., Making music in Eweland, там же, 1952, v. 23, No 299; Onwona-Osafo F., Talking drums in the Gold Coast, "Gold Coast Teachers Journal", 1957, No 2, Apr;, Nketia J. H. Кwabena, Changing traditions of folk music in Ghana..., "Journal of the International Folk Music Council", 1959, v. 11; его же, Festivals of Ghana, "The Ghanaian", 1958, No 2; его же, African music in Ghana, Accra, 1962; его же, Drumming in Akan communities of Ghana, Edinb.-L., 1963; его же, Folk songs of Ghana, L., 1963, Ghana's talking drums, "West African Review", 1959, May.Л. О. Голден.