Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - гайдн ф.

Гайдн ф.

(Haydn) Франц Йозеф (вероятно, 31 III (крещён l IV) 1732, Рорау, Ниж. Австрия -31 V 1809, Вена) австр. композитор. Один из основоположников венской классической школы. Наряду с К. В. Глюком и В. А. Моцартом Г. определил характерные особенности этой школы: оптимистич. утверждение жизни, отражение действительности в развитии, диалектич. соотношение образной многогранности и целостности содержания. Всё это содействовало расцвету симфонии, квартета, сонаты. В творчестве Г. эти жанры занимают центр. место. Им созданы 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 сонаты для фп., большое количество концертов и камерных ансамблей различных составов.

Г. прошёл длительный и сложный творч. путь от сочинения непритязательных дивертисментов и струн. трио к созданию развёрнутых квартетов и симфоний, от непосредств. использования нар. бытовых источников к свободному их претворению. В области симфонии Г. опирался на достижения итал., чеш., сев.-нем. и австр. мастеров, на традиции венской муз. культуры. В его ранних симфониях скрестились влияния духовной и светской музыки, восходящие к барокко и к галантному стилю. Начало известности Г. относится к 1750-м гг. Черты самобытности композитора проступили рельефнее всего в произв., связанных с бытовым музицированием, в дивертисментах и в выросшем из этого жанра струн. квартете. В этих сочинениях и в зингшпиле "Хромой бес" (пост. 1752, не сохранился), написанном по заказу комедийного актёра Й. Ф. Курца (Бернардона), выявились ростки важнейших черт зрелого творчества композитора: реалистич. образность, непринуждённость в использовании нар.-песенного и танц. фольклора, склонность к юмористич. эффектам. Существенным для упрочения стилистич. самостоятельности Г. явилось овладение принципом мотивно-тематич. разработки. Произв. Г. 60-х гг. в этом смысле ещё двойственны. Решающий сдвиг, отделяющий годы ученичества от периода кристаллизации собств. стиля, произошёл в кон. 1760-х гг., после того, как Г., служивший с 1761 у князей Эстерхази в качестве капельмейстера, накопил опыт в сочинении инстр. циклов, и прежде всего симфоний. В произв. этого времени симфонии NoNo 39 (ок. 1770), 44 (Траурная симфония, ок. 1771), 45 (Прощальная симфония, 1772), 49 (Страдание, 1768), квартеты ор. 17 (1771) и ор. 20 (1772) и др. отчётливо проявляются лирико-драматич. тенденции, сближающие Г. с течением "Бури и натиска" в лит-ре. При всём значении, к-рое имела для композитора непосредственность эмоц. высказывания, он далёк, однако, от преувеличения роли чувства. Открывая путь голосу души и сердца, Г. вместе с тем стремился к логически организованному воплощению замысла, стройности, продуманности высказывания. Ради этого Г. в отдельных случаях обращался к полифонич. форме (фуги в квартетах ор. 20, NoNo 2, 5, 6) так же, как впоследствии это делал Л. Бетховен. В способности композитора не терять из виду границ, очерчиваемых мыслью, заложено его превосходство над столь почитаемым им Ф. Э. Бахом, воздействие к-рого на Г. наиболее заметно сказалось именно в эти годы. Стилистич. переклички Г. с творчеством Баха особенно явственны в сонатах для фп. (D-dur, 1767; c-moll, 1771; F-dur, 1773), в медленных частях квартетов No 2 ор. 9 (ок. 1769), No 5 ор. 17 (1771) и др. Однако опытом Ф. Э. Баха Г. воспользовался вполне самостоятельно. Особенно плодотворной оказалась воспринятая им у Баха приверженность к тематич. единству сонатного аллегро. Г. развил приёмы модификации единой темы. Умение обнаружить заложенные в тематич. материале контрастные возможности и создать на их основе многогранную цепь преобразований огромное достижение композитора. Этим Г. окончательно определил сущность симфонизма как метода муз. композиции. Композитор сделал решительный шаг в сторону индивидуализации симфонии, добился дифференцированности и одновременно обобщённости её содержания. По словам И. Брамса, Г. первым определил ответственность, к-рая ложится на композитора, приступающего к созданию симфонии. С именем Г. связано завершение формирования совр. симф. оркестра. Он установил состав т.н. классического (малого) симф. оркестра, в к-рый вошли смычковый квинтет (первые и вторые скрипки, альты, влч., контрабасы) и группа духовых инструментов, построенная по признаку парности: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы и литавры.

Началом зрелого периода своего творчества Г. считал 1781, отмечая, что созданные им квартеты ор. 33 (так наз. "Русские") написаны "в совершенно новой манере". Эту манеру он оттачивал на протяжении двух последующих десятилетий ("Парижские" и "Лондонские" симфонии, поздние квартеты, сонаты для фп.). Отличие зрелых инстр. произв. Г. от предшествующих состоит в совершенном владении гибкой трансформацией тематич. материала в рамках стройного и логичного развития. Своими сочинениями Г. утвердил господство демократического интонационнообразного строя, порывающего с тенденциями изысканного галантного аристократич. иск-ва.

Обращение Г. к нар. творчеству определялось не только заимствованием ритмоинтонаций, но и проникновением в самую суть мышления народа, ощущением нар. смекалки, усвоением присущей народу неистощимой жизненной энергии. Это было по достоинству оценено современниками. Даже противники композитора, упрекавшие Г. в сближении с простонародной музыкой, верно улавливали осн. особенность творческого кредо композитора. Фольклорный кругозор Г. широк, он соответствовал многонациональной природе австр. муз. культуры, где в пёстром клубке сплеталось воздействие нар. иск-ва австрийцев, славян, венгров, итальянцев. Интонационные связи нек-рых тем Г. с хорватской нар. музыкой послужили даже основанием для отдельных исследователей (Ф. Кухач, В. Хэдоу) считать Г. хорватским композитором. Г. был склонен к активному, действенному претворению жизненных впечатлений. По определению советского музыковеда А. С. Рабиновича, в быстрых частях произведений Г. господствует стихия бега, а не прогулочного шага. Эта склонность порождена стремлением композитора утвердить оптимистический взгляд на жизнь, аккумулировать в своём творчестве запас энергии, из которого, по словам самого Г., "обременённый заботой или усталый от дел человек будет черпать отдохновение и бодрость".

Творчество Г. охватывает самые различные оттенки духовной жизни человека. "Никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн", писал В. А. Моцарт, младший современник Г., оказавший несомненное воздействие на позднее творчество Г. В свою очередь, Г. предвосхитил образные и стилистич. особенности творчества Л. Бетховена. В отдельных произв. Г. отражены возвышенные философско-сосредоточенные раздумья, по смыслу и по средствам воплощения непосредственно соприкасающиеся с творчеством Бетховена (Largo симфонии G-dur, 1787; Largo е sostenuto сонаты для фп. No 37 D-dur). На сравнение с творчеством Бетховена наталкивает и характер некоторых тем Г. Прообраз бетховенской темы судьбы возникает в 1-й ч. сонаты для фп. Es-dur (1789-90). Г. предварил и некоторые выразительные средства романтизма, особенно в области гармонии (Andante струн. квартета B-dur, 1803; вступление к оратории "Сотворение мира").

За исключением триптиха ранних симфоний ("Утро", "Полдень", "Вечер и буря", 1761, написанных, видимо, не без учета вкусов П. А. Эстерхази), симфонии No 26 ("Стенания"), инстр. пассиона "Семь слов спасителя на кресте", Г. не создал программных (в собственном смысле слова) произв. Вместе с тем мн. его сочинения получили впоследствии наименования, свидетельствующие о легкости возникновения на их основе более или менее оправданных сюжетных и предметных ассоциаций. В отдельных случаях они были подсказаны самим композитором, но, как правило, продиктованы наглядностью его образов, связанной с жанровым тематизмом. Впрочем, эта наглядность является лишь исходным посылом для обобщенного раскрытия содержания. В склонности Г. именно к такому типу мышления кроется, вероятно, причина его заметной стесненности в решении оперных замыслов. Хотя Г. уделял внимание этому жанру на протяжении всего своего творч. пути, встать в этой области в один ряд с К. В Глюком и В. А. Моцартом ему не удалось.

Выдающийся вклад внес Г. своими вок.-симф. произведениями, в т.ч. ораториями "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801). В них Г. продолжил и развил линию лирико-эпич. ораторий, намеченную еще Г. Ф. Генделем. Знакомство с творчеством Генделя было одним из самых сильных впечатлений, вынесенных из поездок Г. в Лондон в 1791-92 и 1794-95. Г. роднит с Генделем стремление к воспроизведению в музыке картин природы. Присущий Г. яркий колорит, восприимчивость к жанрово-бытовым впечатлениям придали его ораториям непривычную для того времени сочность, рельефность, нац. характерность. Особенно отчетливо эти черты проявляются в оратории "Времена года", написанной на бытовой сюжет. Идеализация нар. быта несколько сглаживает динамичность высказывания Г., но не снижает общего художеств. уровня, тем более, что в ряде разделов оратории Г. тяготеет к философской трактовке содержания. Такой подтекст присутствует в последней части оратории "Времена года" (в к-рой намечена параллель между сменой времен года и течением жизни человека), в оркестровых эпизодах и во вступлении к оратории "Сотворение мира". К наивысшим достижениям творчества Г. относятся его последние мессы, написанные в 1796-1802. Уступая ораториям в красочности, многогранности образов (канонический, неизменный текст мессы требовал меньшей детализации), мессы превосходят их в смысле драматургич. осмысления контрастов бытия, противопоставления света и тени, радости и страдания. Содержание месс отмечено большой собранностью, обобщенностью. Это придало им характер возвышенной сосредоточенности и просветленности, восходящий в конечном итоге не столько к культовой подоснове, сколько к глубочайшей убежденности в победе гуманистических идеалов. Эта концепция получила затем свое воплощение в Торжественной мессе Бетховена. Г., как впоследствии и Бетховен, установил параллель между отвлеченным содержанием мессы и событиями реальной жизни. В "Agnus Dei" мессы C-dur и в "Benedictus" мессы d-moll слышны отголоски войны; в мессе C-dur это отражено в самом названии "Месса времён войны". Это придало отдельным эпизодам месс черты картинности, содействовало более рельефному воплощению основной идеи. Несмотря на то, что мессы написаны непосредственно друг за другом (к тому же 4 из них в одной тональности B-dur), композитор нашёл для каждой из них индивидуальное решение. Значительна в этом отношении роль оркестровых средств, к-рыми Г. пользовался чрезвычайно гибко, предвосхищая подчас не только творчество Бетховена, но и композиторов-романтиков ("Incarnatus" последней мессы и др.).

При жизни Г. в издании его сочинений принимали участие 125 издателей. В 1800 фирма Брейткопф и Хертель (Лейпциг) стала издавать полн. собр. сочинений Г. В 20 в. собр. сочинений Г. стало выходить под ред. Э. Мандичевского, Г. Шульца, К. Пезлера и М. Фридлендлера. Издание продолжено И. П. Ларсеном и Г. Ч. Роббинс-Лендоном (Бостон, Вена, Лейпциг, Висбаден, Зальцбург). С 1958 издание осуществляется Ин-том Гайдна в Кёльне (изд-во в Мюнхене и Дуйсбурге).

Основные даты жизни и деятельности

1732. 31 III. В дер. Рорау (Ниж. Австрия, хорв. назв. Третник) у каретного мастера Матиаса Г. и его жены Анны Марии Коллер родился сын Франц Йозеф.

1738. Воспитание Г. в гор. Хайнбурге у дальнего родственника, школьного учителя и регента И. М. Франка. Г. поёт в хоре, приобретает начальные навыки игры на клавире и скрипке, обучается грамоте.

1740. Г.певчий капеллы собора св. Стефана в Вене (служил там до 1749). Совершенствуется в игре на клавире, органе, скрипке. Создаёт ряд произв., в т.ч. Salve regina на 12 гол., и др.

1749. Увольнение из капеллы. В бедственном положении Г. (в течение 10 лет) перебивается перепиской нот, уроками, случайными заработками в качестве органиста, скрипача, певца. Работает аккомпаниатором у итал. композитора и педагога пения Н. Порпоры. Самостоятельно изучает основы композиции по теоретич. трудам И. Фукса, И. Маттезона, Д. Кельнера; овладевает опытом предшественников и старших современников (в т.ч. Ф. Э. Баха).

1750. Создание мессы F-dur, ряда дивертисментов для разл. составов, струн. трио, концертов для клавира.

1752. Пост. в Вене зингшпиля Г. "Хромой бес".

1755. Создание первых струн. квартетов.

1759-1761. Служба у чеш. графа Морцина в имении Лукавице, близ Пльзеня, для капеллы к-рого Г. написал первые симфонии и др. произв.

1760. Женитьба на Марии Анне Келлер.

1761. Г. становится вице-капельмейстером князя П. А. Эстерхази в г. Эйзенштадте.

1762. Начало дружбы с композитором К. Диттерсдорфом.

1763. Произв. Г. впервые упомянуты в каталоге изд-ва Брейткопф и Хертель. Пост. оперы-сериа "Ацис и Галатея" в Эйзенштадте.

1764. Извещение о публикации произв. Г. в Париже.

1765. Первое упоминание о Г. в англ. прессе. Эстерхази указывает Г. на нерадивое выполнение им композиторских обязанностей (видимо, имелся в виду характер произв. Г.слишком серьёзный, драматически напряжённый).

1766. Г. вместе с Эстерхази переезжает в новую резиденцию Эстерхаза (на озере Нёйзидлер-Зе, вдали от культурных центров). Г. становится первым капельмейстером. Первые отклики на творчество Г. в нем. и австр. печати.

1768. Пожар в Эйзенштадте, уничтоживший ряд рукописей Г.Пост. оперы-буффа "Аптекарь" (Эстерхаза).

1770. Пост. опер-буффа "Аптекарь" во дворце Зуммерау в Вене, "Рыбачка" (Эстерхаза).

1772. Квартеты Г. исполнены у К. В. Глюка в Вене. И. Плейель становится учеником Г.

1773. Исполнение в Эстерхазе в честь императрицы Марии Терезы оперы-буффа "Обманутая неверность", оперы для т-ра марионеток "Филемон и Бавкида".

1774. Пост. в Пресбурге пьесы Реньера "Рассеянный" с инстр. антрактами Г.

1775. Завершение оратории "Возвращение Товия" и её исполнение Обществом музыкантов в "Кернтнертортеатре" (Вена) под упр. Г.Премьера оперы-буффа "Непредвиденная встреча" (Эстерхаза).

1776. Получение заказа от имп. двора на сочинение оперы-буффа "Истинное постоянство". Пост. пьесы "Рассеянный" с инстр. антрактами Г. в Венском гор. т-ре. В лексиконе И. де Лука "Учёная Австрия" опубликована биография Г.Второй пожар в Эйзенштадте, уничтоживший ряд рукописей Г.

1777. Пост. оперы-буффа "Лунный мир" (Эстерхаза).

1778. Г. подаёт прошение о приёме в Общество музыкантов в Вене.

1779. Начало деловых отношений Г. с изд-вом Артария. Первое исполнение симфоний Г. в Париже. Пост. оперы-сериа "Необитаемый остров" (Эстерхаза). Венское Общество музыкантов отказало Г. в приёме (Г. не согласился дать письменное обязательство о создании произв. для общества).

1780. Открытие нового т-ра в резиденции Эстерхаза оперой-буффа "Вознаграждённая верность".

1781. Лондонское изд-во У. Форстера устанавливает отношения с Г.

1782. Пост. героико-комич. оперы "Роланд-паладин" (Эстерхаза). Первое исп. симфоний Г. в Америке.

1784. Первое упоминание о Г. в письмах В. А. Моцарта Дирекция парижских концертов Олимпийской ложи предложила Г. написать 6 симфоний. Неудовлетворённость Г. вынужденным пребыванием в резиденции Эстерхаза (письмо к Артария). Исполнение оратории "Возвращение Товия" в Нац. придв. т-ре (Вена), оперы-буффа "Вознаграждённая верность" в "Кернтнертортеатре" (Вена), оперы-сериа "Армида" (Эстерхаза).

1785. Посещение в Вене дома В. А. Моцарта, где исполнялись квартеты Г.Встреча с Л. Моцартом. Вступление Г. в масонскую ложу. В. А. Моцарт посвятил Г. струн. квартеты. Исполнение оперы-сериа "Необитаемый остров" в Нац. придв. т-ре в Вене, оперы-буффа "Истинное постоянство" в Пресбурге.

1786. Исполнение пассиона для орк. "Семь слов спасителя на кресте" в Кадисе.

1787. Г. дирижировал концертом (академией) в Граце.

1788. Начало деловых отношений с изд-вом Лонгмен и Бродерип (Лондон).

1789. Изд-во Брейткопф устанавливает постоянные отношения с Г.

1790. Пост. оперы-буффа "Истинное постоянство" в т-ре "Ан дер Ландштрассе" в Вене в присутствии Г. Г. тяготит пребывание в резиденции Эстерхаза (вдали от Вены). Князь А. Эстерхази распускает капеллу; за Г. сохраняются звание капельмейстера, оклад и пенсия. Г. уезжает в Лондон и по дороге посещает Бонн, где, возможно, состоялась его встреча с Л. Бетховеном.

1791-92. Пребывание Т. в Лондоне. Исполнение произв. Г. в Абонементных концертах скрипачом И. П. Заломоном и в Профессиональных концертах Скрипачом В. Крамером. Г. знакомится с творчеством Г. Ф. Генделя. Исполнение под упр. Г. пассиона для оркестра "Семь слов спасителя на кресте". Г. присуждена степень почётного д-ра Оксфордского ун-та. В "Т-ре ан дер Вин" (Вена) пост. оперы "Роланд-паладин". Концерт в честь Г. в венском парке "Аугартен". Исполнение опер-буффа "Вознаграждённая верность" (Грац), "Истинное постоянство" (Брюнн). В ноябре 1792 учеником Г. становится Л. Бетховен.

1794-95. Вторая поездка в Англию. Выступления в концертах. В августе возвращение в Вену. Л. Бетховен исполняет у князя Лихновского сонаты для фп., посвящ. Г.

1796. Исполнение мессы "С литаврами" в Эйзенштадте.

1797. Исполнение оперы-сериа "Армида" в "Т-ре ан дер Вин" (Вена) в пользу оркестра. Общество музыкантов принимает Г. в свои ряды.

1798. Г. дирижирует в концерте Общества музыкантов ораторией "Семь слов спасителя на кресте". Г. становится членом Шведской корол. академии.

1799. Первое открытое исполнение оратории "Сотворение мира" ("Кернтнертортеатр", Вена).

1800. Исполнение оратории "Сотворение мира" в Будапеште (под упр. Г.), в Петербурге, Москве и Париже.

1801. Общество заслуг (Голландия) избирает Г. своим почётным членом. Г. избран чл. Ин-та Франции. Завершение оратории "Времена года", исполнение оратории в Вене сначала в закрытом, потом в открытом концертах.

1803. Исполнение оратории "Сотворение мира" в "Бург-театре" и вручение Г. золотой медали гор. Вены.

1804. Г. избран почётным гражданином гор. Вены и почётным чл. муз. об-ва гор. Лайбаха (ныне г. Любляна).

1805. Г. составляет список своих сочинений ("Перечень всех произведений, которые и в состоянии сейчас вспомнить, созданных мною между 18-м и 73-м годами моей жизни" -каталог Эльслера). Л. Керубини вручил Г. диплом члена Парижской консерватории.

1808. Последнее появление Г. в концерте на исполнении оратории "Сотворение мира" в зале Старого ун-та (Вена). Г. избран почётным чл. Филармонич. об-ва в Петербурге.

1809. 31 V. Смерть композитора.

Сочинения: оперы 24 оперы, в т.ч. зингшпиль-Хромой бес (Der krumme Teufel, либр. И. P. Курц Бернардон) по сюжету пьесы А. Р. Лесажа "Le Diable Boiteux", 1751?, пост. 1752, "Кернтнертортеатр", Вена; под назв. Новый хромой бес Der neue krumme Teufel, пост. 1758, там же); оперы-сериа Ацис и Галатея (либр. Дш. Б. Мильявакка, 1762, пост. 1763, Эйзенштадт), Необитаемый остров (L'Isola disabitata, либр. П. Метастазио, пост. 1779, Эстерхаза), Армида (либр. Дуранди по поэме "Освобождённый Иерусалим" Тассо, 1783, пост. 1784), Душа философа (L'Anima del filosofo, либр. К. P. Бадини, 1791, пост. 1951, Флоренция); оперы-буффа Певица (La Canterina, 1766, пост. 1767, Эстерхаза; возобновлена в 1939 под назв. Die kleine Sдngerin, Билефельд), Аптекарь (Lo Speziale, либр. К. Гольдони, пост. 1768, там же), Рыбачки (Le Pescatrici, либр. К. Гольдони, 1769, пост. 1770, там же), Обманутая неверность (L'Infedelta delusa, пост. 1773, там же), Непредвиденная встреча (L'Incontro improviso, либр. К. Фриберта по пьесе Ф. Данкура, пост. 1775, там же), Лунный мир (Il Mondo della luna, либр. К. Гольдони, пост. 1777, там же), Истинное постоянство (La Vera costanza, 1776, пост. 1779, там же), Вознаграждённая верность (La Fedelta premiata, по пьесе "L'Infedelta fedde" Лоренци, пост. 1780, там же); героикo-комическая опера Роланд-паладин (Orlando Paladino, либр. Н. Порта по сюжету поэмы "Неистовый Роланд" Ариосто, пост. 1782, Эстерхаза); нем. кукольные oпepы (названные Г. комическими операми) Филемон и Бавкида (исп. 1773, Эстерхаза; позже зингшпиль), Совет богов (Der Gцtterrat oder Jupiters Reise auf die Erde, пролог к "Филемону и Бавкиде", исп. 1773, Эстерхаза), Наказанная жажда мести, или Сгоревший дом (Die bestrafte Rachgier, oder Das abgebrannte Haus, 1773), В канун субботы (Herebschabbas, 1773), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, либр. И. фон Пауэрсбаха, исп. 1777, Эстерхаза), Четвёртая часть Геновефы (Genovevens vierter Teil, либр. И. фон Пауэрсбаха, исп. 1777); для хора и голосов с орк. оратории Возвращение Товия (El Ritorno di Tobia, текст Дж. Г. Боккерини, 1774-1775), Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlцsers am Kreuze, текст И. Фриберта, переложение одноим. оркестровой пьесы Г., 1794; новый текст Й. Гайдна и Г. ван Свитена, ок. 1796), Сотворение мира (Die Schцpfung, текст Г. ван Свитена по поэме "Потерянный рай" Мильтона, 1798), Времена года (Die Jahreszeiten, текст Г. ван Свитена по поэме Дж. Томсуна, 1801); 14 месс, в т. ч.: малая месса (Missa brevis, F-dur, ок. 1750), большая органная месса Es-dur (1766), месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772), месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773), малая органная месса (B-dur, 1778), Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782), месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796), месса с темой "Свят, свят" (Heiligmesse, B-dur, 1796), Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798), месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799), месса с темой из оратории "Сотворение мира" (Schцpfungsmesse, B-dur, 1801), месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802); кантаты, в т.ч. Рукоплескание (Applausus, 1768); кроме того: 2 Те Deum, Stabat Mater, 2 Salve regina, Ave regina, 2 Offertorio, мотет и др. духовные произв.; разные хоровые произв., в т. ч. Избрание капельмейстера (Die Erwдhlung eines Kapellmeisters, для солистов, хора и орк., ок. 1790), Буря (The Storm, для солистов, хора и орк., 1792), Хор датчан (Chor der Dдnen, 1796); сольные кантаты и арии для голоса с орк. Его больше нет с нами (на смерть короля Фридриха II, 1786), 22 арии; для оpк. 104 симфонии, в т. ч.: No 6, Утро (Le Matin, D-dur, 1761), No 7, Полдень (Le Midi, C-dur, 1761), No 8, Вечер и буря (Le Soir e la tempesta, G-dur, 1761), No 22, Философ (Der Philosoph, Es-dur, 1764), No 26, Стенания (Lamentatlone, d-moll, ок. 1765), No 30, Аллилуйя (Alleluja, C-dur, 1765), No 31, С наигрышем рога, или На тяге (Mit dem Hornsignal, oder Auf dem Anstand, D-dur, 1765), No 43, Меркурий (Es-dur, до 1772), No 44, Траурная симфония (Trauersymphonie, e-moll, до 1772), No 45, Прощальная симфония (Abschiedssymphonie, называется также Симфония при свечах, fis-moll, 1772), No 48, Мария Тереза (C-dur, 1773?), No 49, Страдание (La Passione, f-moll, 1768), No 53, Величественная (L'Imperiale, D-dur, ок. 1775), No 55, Школьный наставник (Der Schulmeister, Es-dur, 1774), No 59, Пламя (Feuersymphonie, A-dur, до 1769), No 60, Рассеянный (Simfonia per la commedia intitolata "Il Distratto", C-dur, не ранее 1775), No 63, Рокселана (La Roxelane, C-dur, 1777?), No 69, Лаудон (Laudon, C-dur, 1778-79), No 73, Охота (La Chasse, D-dur, 1781), No 82, Медведь (L'Ours, C-dur, 1786), No 83, Курица (La Poule, g-moll, 1785), No 85, Королева (La Reine de France, B-dur, 1785-86), No 92, Оксфордская (Oxford, G-dur, 1788?), No 94, С ударом литавр, или Сюрприз (Mit dem Paukenschlag, The Surprise, G-dur, 1791), No 100, Военная (Die Militдrsymphonie, G-dur, 1794), No 101, Часы (Die Uhr, A-dur, 1794), No 103, С тремоло литавр (Mit dem Paukenwirbel, Es-dur, 1795), No 104, Соломон (D-dur, 1795). Кроме того, симфонии: B-dur (ок. 1760), B-dur (первоначальная ред. струн. квартета ор. 1, No 5, 1754 или 1762), симфония-концерт для скр., влч., гобоя, фагота и оркестра (B-dur, op. 84, 1792), 16 увертюр, в т.ч. к 11-и операм, 3-м ораториям и увертюры (C-dur и D-dur), пассион для орк. Семь слов спасителя на кресте (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 фаготов, 4 валторн, 2 труб, ударных и струнных; по заказу кафедрального собора в Кадиксе, Испания, 1785, переложение для струн. квартета ор. 51, 1787; в ораторию ок. 1796); танцы св. 100 менуэтов для орк.; св. 30 нем. танцев; 6 маршей, в т.ч. венгерский нац. марш; концерты для одного и нескольких инструментов с орк. 35 концертов, в т.ч. 11 для клавира, 4 для скр., 4 для влч., 3 для валторны, 2 для баритона (смычкового), по одному для контрабаса, флейты, трубы, 2 баритонов, 2 валторн, 5 для 2-колёсных лир, 13 дивертисментов с клавиром; для ансамбля инструментов 47 дивертисментов для разного состава инструментов, в т.ч. 8 ноктюрнов для 9 инструментов, 9 скерцо и 6 сюит для 8 инструментов, Детская симфония; 83 струн. квартета для 2 скр., альта и влч., в т.ч. с названиями: 6 солнечных (Sonnenquartette, op. 20, No 4 Ссора в Венеции The Row in Venice, D-dur, 1772), 6 русских (Die russischen Quartetten, op. 33, называются также Девичьи Jungfernquartette, No 3 Птичий квартет Vogelquartett, C-dur, 1781), 6 прусских (Die preussischen Quartetten, op. 50, No 6 Лягушечий квартет Froschquartett, D-dur, 1787), Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlцsers am Кreuzе, op. 51, переложение одноим. пассиона для орк., 1787), Жаворонок (Lerchenquartett, D-dur, op. 64, 1790), Всадник (Reiterquaitett, c-moll, op. 74 No 3, 1793), 6 Эрдёди-квартетов (Erdцdy-Quartette, op. 76; No 2 квартет с менуэтом ведьм Quintenquartett mit dem Hexenmenuett, d-moll, No 3 Императорский Kaiserquartett, C-dur; No 4 Восход солнца The Sunrise, B-dur, oк. 1797), Неоконченный (op. 103, B-dur, 1803), для 3 инструментов трио 41 трио для клавира, скр. (или фл.) и влч., 21 трио для 2 скр. и влч., 126 трио для баритона (смычкового), альта (скр.) и влч., 11 трио для смешанных духовых и струн. инструментов, для 2 инструментов 25 дуэтов для баритонов (смычковых) и влч. с басом или без 6 дуэтов для скр. и альта, для фп. в 2 руки 52 сонаты для фп., 12 пьес для фп., в т.ч. анданте с вариациями (f-moll 1793), ариетта с 18 (20) вариациями (A-dur до 1768), 6 легких вариаций (C-dur, 1790), 91 танец для клавира (в т.ч. 53 менуэта, 24 нем. танца, 5 контрдансов 8 в цыганском стиле, l кадриль и l англ. танец), для фп. в 4 руки 2 пьесы, в т.ч. вариации (Учитель и ученик Il Maestro e lo scolare), 32 пьесы для муз. шкатулки, для голоса и голосов с сопровождением фп. 13 ансамблей, в т.ч. 9 квартетов (1799) и 4 терцета (1796), 4 дуэта (1796-1800) 47 песен для голоса с фп.; 55 канонов и рондо; обработки шотл., ирл. и валлийских песен для 1-2 голосов с фп. или с трио (скр., влч. и фп., всего ок. 439 песен в т. ч.: 150 шотл. песен, изд. У. Непиром, 1792-1794; 187 шотл., ирл. и валлийских песен на сл. R. Бернса, В. Скотта и др., изд. Томпсоном, впервые в 1802; 65 разных песен, изд. У. Уайтом, 1804 и 1807, кроме того, 26 неопубл. нар. песен, указанных Г. в перечне сочинений), музыка к спектаклям к итал. комедиям: Удивительная маркиза (La Marchesa Nespola), Вдова (La Vedova), Врач (Il Dottore), Cгaнарелло (все соч.: в 1762, пост. в Эйзенштадте, 1762); к пьесам: Пожар (Die Feuerbrunst, 1774), Рассеянный (Der Zerstreute, по одноим пьесе Ж. P. Реньяра, пост. 1774, Пресбург) Альфред, или Король-патриот (по пьесе "The Patriot King or Alfred and Elvira" Бикнелла, 1796); отдельные арии: Г. включены в оперы др. композиторов "Школа ревнивых" Сальери (1780, Эстерхаза), "Ифигения в Тавриде" Траэтты (1786 Вена) "Редкое дело" Солера (1786, Вена), "L'amor artigiano" Гасмана (1794 Лондон).

Тематич и библиографич указатели: Аrtаria F., Verzeichnis der musikalischen Autographen von Joseph Haydn, W., 1893; Saint-Foix G. de, Les manuscripts et les copies d'oeuvres de Joseph Haydn а la Bibliothиque du Conservatoire, "Revue de Musicologie", XV, 1931; Laurencie L. de la, L'apparition des oeuvres de Haydn а Paris, "Revue de Musicologie", XVI, 1932 (Tome XIII), Lachmann R., Die Haydn-Autographen der Staatsbibliothek zu Berlin, Sonderdruck aus der "Zeitschrift fьr Musikwissenschaft", XIV, 1931/32; Koch L., Joseph Haydn 1732-1809. Bibliographie Festgabe der Budapester Stadtbibliothek, Bdpst, 1932; Hoboken A. von, Joseph Haydn Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis, Bd l Instrumentalwerke, Mainz, 1957; Vecsey J., Haydns Werke in der Musiksammlung der National Szйchйnyi Bibliothek in Budapest, Bdpst, 1960.

Письма, материалы: Musikerbriefe, hrsg. von L. Nohl, Lpz., 1867, 1873 L., 1867, R., 1867; La Mara (M. Lipsius), Musikerbriefe aus fьnf Jahrhunderten (Nach den Urhandschriften erstmals hrsg.), Bd. 1-2, Lpz., 1886; Joseph Haydns handschriftliches Tagebuch aus der Zeit seines zweiten Aufenthaltens in London, 1794 und 1795, hrsg. von J. E. Engl, Lpz., 1909; Orel A., Wiener Musikerbriefe aus zwei Jahrhunderten, W., 1925; Drei Haydn-Kataloge in Faksimile. Mit Einleitung und ergдnzenden Themenverzeichnissen von J. R. Larsen, Kph., 1941; Rutz H., Joseph Haydn. Dokumente seines Lebens und Schaffens, Mьnch., 1953; Barbaud P., Haydn, R., 1957; Joseph Haydn, Gesammelte Briefe und Aufzeichnungen, hrsg. v. D. Bartha, Kassel, 1965.

Литература: Сepoв A. H., Письмо к одной даме по случаю оратории Гайдна "Die Schцpfung", "Пантеон", 1852, No 3, то же, Избранные статьи, т. 2, M., 1957, с. 81-88; Ла-Mapa, Музыкально-характеристические этюды, пер. с нем., т. 2, M., 1889, с. 229-314; Ник P. (Финдейзен H. P.), Музыка Гайдна в России, "РМГ", 1909, No 20-21; Рабинович А. С., Гайдн, Л., 1930, 1937; Стендаль, Письма о прославленном композиторе Гайдне, Собр. cоч., т. 8, Л., 1959; Альшванг А., Й. Гайдн, M., 1947; Вольман Б., Наследие Гайдна в России, "СМ", 1959, No 6; Кремлёв Ю., Путь Гайдна, там же; Штейнпресс Б., Музыка Гайдна в России при жизни композитора, в кн.: Музыкальное исполнительство. Шестой сборник статей, M., 1970; Кремлев Ю. А., Йозеф Гайдн Очерк жизни и творчества, M., 1972; Griesinger G. A., Haydn. Biographische Nachrichten, "Allgemeine musikalische Zeitung", XI, 1808-09, его же, Biographische Notizen ьber Joseph Haydn, Lpz., 1810, W., 1954; Mayr S., Brevi notizie della vita e delle opere di Giuseppe Haydn, Bergamo 1809; Dies A. Chr., Biographische Nachrichten von Joseph Haydn nach mьndlichen Nachrichten desselben, W., 1810, neue Aufl., neu hrsg. von H. Seeger, B., 1959; Carpani G., Le Haydine..., Mil., 1812, Padova, 1823; Вьrkli G., Biographie von Joseph Haydn, в сб.: Neujahrsstьcke der Allgemeinen Musikgesellschaft, H. 18-19, Z., 1830-31; Karajan Th. G. von, Joseph Haydn m London 1791 und 1792 W., 1861; Wurzbach С. von, Joseph Haydn und sein Bruder Michael, W., 1862; Rohl С. F., Joseph Haydn, Bd l-3, В. Lpz., 1875-1927 (с использованием материала автора закончено Г. Ботштибером), Кuhac Fr. X., Josip Haydn i hrvatske narodne popievke, Zagreb, 1880; Sehneriсh A., Der Messentypus von Haydn bis Schubert, W., 1892; его же, Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. Lpz., 1909, его we, Joseph Haydn. Leben und Wirken des grossen Meisters, W., 1922, Z Lpz. -W., 1926; Hadow W. H., A Croatian composer. Notes toward the study of Joseph Haydn, L., 1897, L., 1928 (in Collected essays); Wendschuh L., Ьber Joseph Haydns Opern, Halle, 1896; Schmidt L., Joseph Haydn, B., 1898, 1906; Sandberger A., Zur Geschichte des Haydnsclien Streichquartetts, в кн. Gesammelte Aufsдtze, I, Mьnch, 1921, его же, Zur Entstehung von Haydns "Sieben Worte des Erlцsers am Kreuze" там же; Artаria F. und Botstiber H., Joseph Haydn und das Verlagshaus Artaria, W., 1909; Вrenet M., Haydn, R., 1909, Oxf., 1926; Hase H. von, Joseph Haydn und Breitkopf und Hдrtel, Lpz., 1909; Wyzewa Th de, A propos du Centenaire de Haydn, "Revue des deux mondes", 1909 15. VI; Major E., Ungarische Tanzmelodien in Haydns Bearbeitung, "ZfMw", II, 1920; Blume Fr., Joseph Haydns kьnstlerische Persцnlichkeit in seinen Streichquartetten, "JbP", XXXVIII, Lpz., 1931; Sсоtt M. M., Haydn's "83", a study of the complete edition, "ML", XI 1930; её же, Haydn's opus two and opus three, "Proceedings of the Royal Musical Association", LXII, 1935/36; её же, Haydn and folksong, "ML", XXXI, 1950, Adler G., Haydn and the viennese classical school, "MQ", XVIII, H. 2, 1932; Geiringer K., Joseph Haydn, Potsdam, 1932 (на англ. яз., N. Y., 1941); его жe, Haydn A. creative life in music, N. Y., 1946, 1963 (совм с Irene Geiringer); его же, Haydn's sketches for "The Creation", "MQ", XVIII, 1932; его же, Haydn and the folksong of the British Isles, "MQ", XXXV, 1949, Коbald K., Joseph Haydn, W., 1932, Strunk W. O., Haydn's divertimenti for baryton, viola and bass, "MQ", XVIII, No 2, 1932; Deutsch O. E., Haydns Kanons, "ZfMw", XV, 1932; Schmid E. Fr., Joseph Haydn Ein Buch von Vorfahren und Heimat des Meisters, Bd. 1-2, Kassel, 1934; Larsen J. P., Die Haydn-Ьberlieferung, Kph., 1939; Hopkinson C., Oldman С. В., Thomson's collections of national song..., Edin., 1940; Wirth H., Joseph Haydn als Dramatiker, Wolfenbьttel B., 1940; Therstappen H. J., Joseph Haydns sinfonisches Vermдchtnis, Wolfenbьttel B., 1941; Brand С. W., Die Messen von Joseph Haydn, В. Wьrzburg, 1941 (Diss.); Radcliffe Ph., The piano sonatas of Joseph Haydn, "MR", VII, 1946; Reich W., Joseph Haydn. Leben. Briefe. Schaffen, Luzern, 1946; его же, Joseph Haydn. Chronik seines Lebens in Selbstzeugnissen..., Z., 1962; Jасоb H. E., Joseph Haydn. His arts, times and glory, L., 1950 (на нем яз., Hamb., 1952); Hughes R. S. M., Haydn, L. N. Y., 1950 L., 1963; Nowak L., Joseph Haydn, W. Lpz. Z., 1951, W., 1959; Sandheimer R., Haydn. A historical and psychological study based on his quartette, L., 1951, 1959; Landon H. С. R., The symphonies of Joseph Haydn, L., 1955; его же, Supplement to the symphonies of Joseph Haydn, L., 1961; Worbs H. Chr., Die Sinfonik Haydns, Herdenau /Sa., 1956, Вartha D., Sоmfai L., Haydn als Opernkapellmeister, Bdpst, 1960; Seeger H., Joseph Haydn, Lpz., 1961; Das Haydn-Jahrbuch Hrsg. von H. С. R. Landon, Bd 1-5, W., 1962-67; Haydn-Studien Bd. 1-2, Mьnch Kцln, 1965-69; Steinpress B., Haydns Oratorien in RuЯland zu Lebzeiten des Komponisten, в кн. Haydn-Studien, Bd. 2, H. 2, Kцln, 1969.

П. А. Вульфиус.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гайдн ф.
Значение слова гайдн ф.
Что означает гайдн ф.
Толкование слова гайдн ф.
Определение термина гайдн ф.
gaydn f. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины