Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - гнесин м. ф.

Гнесин м. ф.

Михаил Фабианович (21 I (2 II) 1883, Ростов-на-Дону 5 V 1957, Москва) сов. композитор, педагог, муз. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1927). Доктор искусствоведения (1943). С 1901 учился в Петерб. консерватории у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова (композиция), к-рую окончил в 1909 (в 1905 был исключён из консерватории за участие в забастовочном движении студентов; восстановлен в 1906). С 1908 вёл большую педагогич. и муз.-просветит. работу. Будучи студентом, руководил муз. рабочими кружками в Петербурге, затем в Ростове-на-Дону и Екатеринодаре (ныне Краснодар), преподавал в муз. школах, уч-щах и кружках; в Ростове-на-Дону основал муз. школу (ныне его имени), об-во "Музыкальная библиотека им. Н. А. Римского-Корсакова"; читал публичные лекции. В связи с интересом к фольклору народов Востока в 1910-20 посетил Палестину и др. страны. С нач. 20-х гг. участвовал в строительстве социалистич. культуры. В 1920-21 зав. муз. секцией Донского отдела нар. образования, один из создателей и директор нар. консерватории в Ростове-на-Дону, профессор Донского археологич. ин-та. В 1925-36 профессор композиции Моск. консерватории и с 1923 уч-ща им. Гнесиных, в 1935-44 Ленингр. консерватории, в 1944-51 зав. кафедрой композиции Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (среди учеников Г. Б. Л. Клюзнер, А. С. Леман, Г. А. Мушель, Н. В. Нариманидзе, А. Л. Степанян, А. Г. Тер-Гевондян, Т. Н. Хренников, А. И. Хачатурян, С. А. Юдаков и др.). В 1941-42 зав. муз. частью Марийского драматич. т-ра в Йошкар-Оле.

В начале творч. пути Г. был преим. автором камерных инстр. произв. и романсов. Его ранние сочинения явились откликом на поэзию нач. 20 в. (К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, В. М. Волькенштейн и др.). Первые циклы романсов и симф. фрагмент "Из Шелли" (1906-1908) были исполнены на "Вечерах современной музыки" и симф. концертах А. И. Зилоти. В 1912-14 Г. написал музыку к античным трагедиям "Антигона" и "Царь Эдип" Софокла, "Финикиянки" Еврипида, а также песни к драме А. А. Блока "Роза и крест" и вок. сочинения на его стихи. С 1917 основой творчества Г. становится муз. фольклор народов Сов. Союза, он записывает и обрабатывает азерб., адыгейские, арм., евр., казах., марийские, черкесские, чуваш, и др. нар. песни. Один из первых сов. композиторов воплотил революц. тематику в оркестровой музыке, в 1925 создал к 10-летию Великой Окт. социалистич. революции симф. монумент "1905-1917" для оркестра и хора на слова С. А. Есенина. Для позднего творчества Г. характерно углубление философских мотивов. Вершина творчества Г.фп. трио "Памяти наших погибших детей" (1943) и соната-фантазия для фп. квартета (1945, Гос. пр. СССР, 1946). Был видным мастером евр. музыки. В этой области им был создан в числе др. произв. вок. цикл "Повесть о рыжем Мотеле" (1929, сл. И. П. Уткина). Авторкурса практической композиции, статей о своих современниках и др.

Литературные сочинения: О природе музыкального искусства и о русской музыке, "Музыкальный современник", СПБ, 1915, No 3; Черкесские песни, "Народное творчество", 1937, No 12; Максимилиан Штейнберг, "СМ", 1946, No 12; Начальный курс практической композиции, М., 1941, 1962; О русском эпическом симфонизме. Очерки, "СМ", 1948, No 6, 1949, No 3, 1950, No 12; Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956, и др.

Сочинения: опера-поэма Юность Авраама (собств. либретто, 1921-23); дляорк. с хором симф. монумент 1905-1917 (ел. С. А. Есенина, 1925); кантата Красной Армии (1942-43); симф. прелюд с хором В Германии (1937, ел. М. А. Светлова); для голоса с орк. симф. дифирамб Врубель (1911, сл. В. Я. Брюсова, пр. им. Глинки, 1912); для орк. симф. фрагмент Из Шелли (К освобождённому Прометею, 1906-08), сюита из музыки к пьесе Н. В. Гоголя "Ревизор" Еврейский оркестр на балу у городничего (1926), симф. фантазия (в еврейском роде, 1918-19); камерно-инстр. ансамбли Реквием (для фп., 2 скр., альта и влч., 1912), Вариации на еврейскую тему (для струн, квартета, 1916), Песни странствующего рыцаря (для струн, квартета и арфы, 1924), Адыгея (для струн, квартета, валторны, кларнета и фп., 1933), Элегия-пастораль (памяти поэта О. Шварцмана, для фп. трио, 1940), трио Памяти наших погибших детей (1943), Соната-фантазия (для фп. квартета, 1945), 3 пьесы на одну тему для струн, квартета (1953); пьесы для скр., влч. с фп.; романсы (в т.ч. вок. цикл Повесть о рыжем Мотеле, сл. И. П. Уткина, 1929); дуэты, хоры и песни (среди них евр. песни); обр. нар. песен (азерб., адыгейские, арм., евр., казах., марийские, молд., мордовские, черкесские, чуваш, и др.); музыка к спектаклям и фильмам.

Литература: Дроздов Ан., Михаил Фабианович Гнесин, М., 1927; его же, М. Ф. Гнесин и его творчество, "Музыка и революция", 1927, No 10; Рыжкин И., О творческом пути Михаила Гнесина, "СМ", 1933, No 6; Глезер Р., Музыкант-гражданин, "СМ", 1957, No 5; М. Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы, М., 1961.

Р. В. Глезер.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гнесин м. ф.
Значение слова гнесин м. ф.
Что означает гнесин м. ф.
Толкование слова гнесин м. ф.
Определение термина гнесин м. ф.
gnesin m. f. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины