Музыкальная энциклопедия - голейзовский к. я.
Связанные словари
Голейзовский к. я.
В 1910 переведён в Москву в Большой т-р. Исполнял партии: Голубая птица ("Спящая красавица"), Мотылёк ("Золотая рыбка" Минкуса), бог Камон ("Саламбо" Арендса). Принимал участие в новаторских работах Фокина и А. А. Горского. В 1916 балетмейстер Мамоновского т-ра миниатюр и т-ра "Летучая мышь", в 1918-1919 руководитель Студии танца (пост. балеты для детей "Макс и Мориц", "Белоснежка" и др.
), реорганизованной в 1920-22 в Моск. камерный балет (пост. одноактные балеты "Саломея" па музыку Р. Штрауса, "Фавн" на музыку Дебюсси). Музыкальность и богатая фантазия в области хореографич.форм определили самобытность творчества Г. Утверждая собств. стиль, он обращался к произв. С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Ф. Шопена в поисках балетных соответствий с эмоциоиальпо-пластич. выразительностью музыки. Его балеты "Арлекинада" на музыку Шаминад (1920) и "Трагедия масок" Бера (1923), а также конц. программы привлекли внимание зрителей и критики.
На сцене Экспериментального т-ра (Москва) Г. в 1925 пост. по своим сценариям балеты "Иосиф Прекрасный" Василенко и "Теолинда" на музыку Ф. Шуберта в инструментовке Рогаль-Левицкого, в 1926 "Смерч" Вера, заявив себя сложившимся и крупным художником. Он пластически осовременивал классич. танец, обращался к характерности, гротеску ("Испанские танцы" и "Эксцентрические танцы" на музыку Дунаевского, танцы герлс и др.). С сер. 1930-х гг. работал в разных нац. театрах республик Сов. Союза: "Спящая красавица", Харьков, 1935; "Бахчисарайский фонтан", Минск, 1939; Львов, 1948; "Ду гуль" Ленского, Душанбе, 1941.В 1953 поставил "Половецкие пляски" в опере "Князь Игорь" (Большой т-р). В 1960-61 создал конц. программы на муз. Скрябина и Листа, в 1962 балет "Скрябиниана", в 1964 "Лейли и Меджнун" Баласаняна (Большой т-р). Г. автор мн. полемич. статей о балете и книги "Образы русской народной хореографии" (М., 1964).
Литература: Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950.В. М. Красовская. .