Музыкальная энциклопедия - голосоведение
Связанные словари
Голосоведение
Особенности Г. зависят от стилистич. принципов композитора, целых композиторских школ и творч. направлений, а также от того, для какого состава исполнителей написано данное сочинение. В широком плане Г. подчинено как мелодич., так и гармонич. закономерностям. На ведении отд. голоса сказываются местоположение его в муз. ткани (верхний, нижний, средний и т.п.) и исполнит. возможности инструмента, к-рому поручено его исполнение.
По соотношению голосов различают Г. прямое, косвенное и противоположное. Прямое (разновидность параллельное) движение характеризуется единым восходящим или нисходящим направлением движения во всех голосах, косвенное оставлением одного или нескольких голосов на неизм. высоте, противоположное разл. направлением движущихся голосов (в чистом виде возможно только в двухголосии, при большем числе голосов обязательно сочетается с прямым или косвенным движением).
Каждый голос может двигаться поступенно или скачком. Поступенное движение обеспечивает наибольшую плавность и связность созвучий; секундовые смещения всех голосов способны сделать естественным даже последование гармонически-удалённых друг от друга созвучий. Особая плавность достигается при косвенном движении, когда выдерживается общий тон аккордов, прочие же голоса движутся на близкие расстояния.
В зависимости от типа взаимосвязи одновременно звучащих голосов различают Г. гармоническое, гетерофонно-подголосочное и полифоническое.
Гармоническое Г. связано с аккордовой, хоральной (см. Хорал) фактурой, к-рую отличает единство ритма всех голосов. Оптимальное исторически сложившееся число голосов четыре, что соответствует голосам хора: сопрано, альту, тенору и басу. Голоса эти могут удваиваться. Соединение аккордов при косвенном движении носит название гармония., при прямом и противоположном мелодич. соединения. Часто гармонич. Г. подчинено сопровождению ведущей мелодии (обычно в верхнем голосе) и относится к т.н. гомофонно-гармонич. складу (см. Гомофония).
Гетерофонно-подголосочное Г. (см. Гетерофония) характеризуется прямым (часто параллельным) движением. В разл. голосах звучат варианты одной и той же мелодии; степень вариантности зависит от стиля и нац. своеобразия произведения. Гетерофонноподголосочное Г. характерно для ряда муз.-стилистических явлений, напр. для григорианского хорала (Европа 11-14 вв.), ряда пар. муз. культур (в частности, для рус. протяжной песни); встречается в сочинениях композиторов, в той или иной степени использовавших подголосочные традиции нар. музыки (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, С. В. Рахманинов, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский и другие).
А. П. Бородин. Хор поселян из оперы "Князь Игорь".
Полифоническое Г. (см. Полифония) связано с одноврем. проведением нескольких более или менее самостоят. мелодий.
Р.Вагнер. Увертюра к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры".
Характерной особенностью полифонич. Г. является самостоятельность ритма в каждом из голосов при косвенном их движении.
Это обеспечивает хорошую узнаваемость каждой мелодии на слух и позволяет следить за их сочетанием.
Музыканты-практики и теоретики начали проявлять внимание к Г. уже со времён раннего средневековья. Так, Гвидо д'Ареццо выступил против паралл. органума Хукбальда и в своей теории occursus сформулировал правила соединения голосов в каденциях. Последующее развитие учения о Г. непосредственно отражает эволюцию муз. искусства, его осн. стилей. До 16 в. правила Г. для разл. голосов были разными в присоединявшемся к тенору и дисканту контратеноре (для инстр. исполнения) допускались скачки, перекрещивание с др. голосами. В 16 в. благодаря вокализации муз. ткани и применению имитаций происходит значит. "выравнивание" голосов. Мн. правила контрапункта были по существу правилами Г. противоположное движение голосов как основа, запрещение паралл. движения и перечений, предпочтение уменьшенных интервалов увеличенным (поскольку после скачка естественным представлялось мелодич. движение в др. сторону) и т.д. (правила эти в известной степени сохранили значение и в гомофонной хоральной фактуре). Уже с 17 в. установилось различие т.н. строгого и свободного стилей. Строгий стиль характеризовался в числе прочего неизм. числом голосов в произведении, в свободном стиле оно постоянно менялось (наряду с т.н. реальными голосами появлялись дополняющие голоса и звуки), допускались многие "вольности" Г. В эпоху генерал-баса Г. постепенно освобождается от строгих правил контрапункта; в то же время наиболее мелодически развитым становится верхний голос, тогда как остальные занимают подчинённое положение. Подобное соотношение во многом сохраняется и после того, как генерал-бас перестал применяться, особенно в фп. и оркестровой музыке (по преимуществу "заполняющая" роль средних голосов), хотя с нач. 20 в. значение полифонического Г. вновь возросло.
Литература: Скребков С., Полифонический анализ, М., 1940; его же, Учебник полифонии, М., 1965; его же, Гармония в современной музыке, М., 1965; Mазель Л., О мелодии, М., 1952; Берков В., Гармония, учебник, ч. 1, М., 1962, 2 под назв.: Учебник гармонии, М., 1970; Протопопов Вл., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западно-европейская классика XVIII-XIX веков, М., 1965; Способин И., Музыкальная форма, М., 1964; Тюлин Ю. и Привано Н., Теоретические основы гармонии, М., 1965; Степанов А., Гармония, M., 1971; Степанов А., Чугаев А., Полифония, М., 1972.Ф. Г. Арзаманов.