Музыкальная энциклопедия - граммофонная пластинка
Связанные словари
Граммофонная пластинка
До изобретения Г. п. носителем механич. записи звука был восковой валик, на поверхности к-рого по винтовой линии располагалась звуковая канавка, полученная выдавливанием. Этот способ был предложен Т. Эдисоном в 1877 (см. Фонограф, Звукозапись). Произведённая таким способом запись выдерживала небольшое количество проигрываний и не поддавалась размножению.
В 1888 Э. Берлинер в США предложил заменить валик цинковым диском, покрытым тончайшим защитным слоем воска. После записи диск обрабатывался кислотой цинк протравливался в тех местах, где резцом по спирали был снят защитный восковой слой. Через несколько минут на поверхности цинкового диска образовывалась звуковая канавка, и он становился пригодным для проигрывания на граммофоне и для размножения записи. С него снимали гальванич. путём металлич. копию матрицу, к-рой затем прессовали пластинки. Первые пластинки были целлулоидными; в 1896 Берлинер применил для изготовления Г. п. шеллак (смола естеств. происхождения) с разл. наполнителями и добавками. Однако эти пластинки при проигрывании сильно "шипели". В 1897 Э. Р. Джонсон усовершенствовал способ Берлинера, применив в качестве носителя звука толстый тщательно отшлифованный восковой диск без цинковой подложки. После записи такой диск покрывался графитным порошком, к-рый образовывал необходимый для гальванич. процесса токопроводящий слой. Затем с него снимали металлич. копию матрицу. Полученная с её помощью пластинка отличалась меньшим уровнем "шипения". Берлинер использовал для записи поперечные колебания резца, вырезавшего извилистую по плоскости канавку неизменной глубины. Хотя на ранней стадии развития Г. п. производились опыты и глубинной записи (в виде строго спиральной канавки меняющейся глубины), она всё же не получила широкого распространения.
В 1893 Берлинер основал "Граммофонную компанию Соединенных штатов" с дочерними компаниями в Лондоне (благодаря своей этикетке была известна как фирма "His master's voice") и Ганновере ("Deutsche Grammophon-Gesellschaft"). В первые же десятилетия 20 в. появляются и другие компании по производству Г. п. ("Columbia" в США, "Pathй" во Франции, "Fonotipia" в Италии и др.). Вскоре Г. п. получили широкое распространение во мн. странах мира. Первые Г. п. Берлинера имели в диаметре 6 см, затем 12, 15 и 18 см и достигали одно время даже 50 см. Они были односторонними и проигрывались от середины к краю. На самых ранних образцах в середине были два симметрично расположенных отверстия (которым соответствовали два выступа на диске граммофона). Двухсторонние пластинки появились лишь в 1903. Разные фирмы выпускали Г. п., рассчитанные на разл. число оборотов 75, 80 и 82 об/мин, и только в 1925 было установлено стандартное число оборотов 78.
Репертуар Г. п. в то время во многом определялся несовершенным качеством воспроизведения звука. Из выпущенных к нач. 20 в. трёх тысяч наименований почти половину занимали записи речи декламации, рассказы и т. п. Др. половину составляли гл. обр. записи несложных инстр. произведений, прежде всего маршей, в исполнении дух. оркестра. В 1904-05 появилось огромное количество Г. п. с записью вальсов, заметное место в репертуаре Г. п. заняли песни и романсы. В 1-е десятилетие 20 в. за рубежом на Г. п. были записаны такие выдающиеся певцы, как Э. Кальве, Н. Мелба, А. Патти, Ф. Таманьо, Э. Карузо, Л. Тетраццини, Э. Шуман-Хейнк и др. Лишь немногие крупные певцы того времени отказывались от записи своего исполнения (Я. Решке). Среди ранних фп. записей за рубежом: записи исполнения Э. Грига, В. Пахмана, Р. Пюньо. Фп. долгие годы звучало в грамзаписи как ксилофон. Лучше удавались записи скрипки, к-рую можно было держать у самого рупора звукозаписывающего аппарата; было записано исполнение Й. Иоахима, Ф. Крейслера, Я. Кубелика, П. Сарасате и др. выдающихся скрипачей. В 1913 англ. фирма "His master's voice" впервые выпустила на 8 односторонних дисках 5-ю симфонию Л. Бетховена в исполнении оркестра Берлинской филармонии под упр. А. Никиша. В 1917 был записан Филадельфийский оркестр под упр. Л. Стоковского, в 1921 оркестр т-ра "Ла Скала" под упр. А. Тосканини.
С переходом в 1927-30 на электромеханич. запись исчезли трудности в записи любых музыкальных инструментов. Улучшению качества звучания Г. п. способствовали и появившиеся вскоре аппараты для электрич. воспроизведения записи. Фирмы по произ-ву Г. п. начали перезапись классич. репертуара новым методом. В 1931 англ. граммофон, компания выпустила 1-ю серию пластинок, распространявшуюся по подписке, альбом об-ва Хуго Вольфа. Последующими сериями явились грамзаписи 48 прелюдий и фуг И. С. Баха, трёх опер В. А. Моцарта, 32 фп. сонат Л. Бетховена, семи симфоний и скрипичного концерта Я. Сибелиуса, симфоний Г. Малера. Появились альбомы записей исполнения Н. К. Метнера, а также музыки М. А. Балакирева, А. Н. Скрябина и С. М. Ляпунова.
До конца 40-х гг. Г. п. выпускались одного типа с т. н. "широкой канавкой" 140-180 мк и плотностью от 33 до 42 канавок на 1 см при диаметре Г. п. 25-30 см. Такие Г. п. характеризуются низким качеством звучания и малой длительностью записи (3-5 минут), но выдерживают значит. механич. нагрузку, что позволяет проигрывать их на граммофоне. Они выпускаются и в наст. время (1974) для граммофонов и патефонов. Резкое увеличение длительности записи и одновременно повышение качества звучания были достигнуты в конце 40-х гг. с изобретением т. н. "долгоиграющих" пластинок. Ещё до этого для изготовления Г. п. вместо дорогостоящего шеллака стали использовать синтетич. материалы полихлорвинил и винилит в смеси с разл. наполнителями и добавками. Постепенно выяснилось, что винилит можно применять и без твёрдого наполнителя, причём в этом случае открывается возможность значительного сужения канавки. Благодаря уменьшению ширины канавки в среднем до 70 мк плотность записи увеличилась примерно в 21/2 раза (около 100 канавок на 1 см) и при скорости вращения 33 1/3 об/мин и прежних размерах пластинки до 25 и 30 см длительность звучания стала почти в 6 раз большей, чем у Г. п. того же формата на 78 об/мин (отсюда назв. "долгоиграющая"). На этикетках Г. п. для упрощения число оборотов часто обозначается цифрой 33 без дроби 1/3. Первые долгоиграющие пластинки были выпущены фирмой "Коламбия" (США) в 1948, затем их производство начали и др. фирмы.
Долгоиграющая Г. п. имеет ещё ряд преимуществ: 1) значительно расширена полоса записываемых частот (30-18000 гц), что полностью сохраняет тембр звука. 2) Увеличен динамич. диапазон записи (до 50-57 дб вместо прежних 30-40 дб). 3) Благодаря отсутствию твёрдого наполнителя пластинка обладает значительной гибкостью и эластичностью (прежние пластинки из шеллака с наполнителями были бьющимися). 4) По тем же причинам и в связи с особенностями нового материала резко снижен уровень шумов. 5) При использовании звукоснимателя с приведённым к игле весом 0,03-0,05 н (1 н равен 102 г) её можно проиграть свыше 100 раз без заметного ухудшения качества звучания. Значит. часть совр. мирового ассортимента Г. п.долгоиграющие записи. Обладающие высоким качеством долгоиграющие Г. п. сделали широкодоступными выдающиеся произв. искусства в исполнении лучших артистов и художеств. коллективов.
К концу 40-х гг. претерпела значит. изменения и техника записи на Г. п. Сначала покрытие воскового диска графитом было заменено серебрением воска (химич. путём), что позволило получать пластинки с меньшим уровнем "шипения". Дальнейшее повышение качества пластинок дала замена восковых дисков лаковыми.
Впоследствии звук стали записывать на диск, покрытый спец. лаком с гладко отшлифов. поверхностью. По окончании записи на диск наносят тонкий слой серебра, после чего гальванич. путём наращивают толстый слой др. металла, затем лак удаляют и получают первый негативный отпечаток, называемый первым оригиналом. Он служит в качестве матрицы, если тираж пластинок невелик, а в большинстве случаев для изготовления гальванич. путём последующих копий, называемых оригиналами. Все нечётные оригиналы имеют негативный рельеф записи, а все чётные-позитивный. Для прессования пластинок используют третьи или пятые оригиналы. Ради увеличения прочности, а следовательно и тиражности, матрицы, применяемые для прессования обычных Г. п. (78 об/мин), покрывают слоем хрома. Постепенно большинство заводов Г. п. полностью перешло на никелевые нехромируемые матрицы, первоначально использовавшиеся лишь для прессования долгоиграющих Г. п.
С распространением магнитофона первичную запись стали производить преим. на магнитной ленте, что позволяло осуществлять монтаж записи. Напр., ранее неудача в исполнении какого-либо места делала негодной всю запись, теперь же можно было записать заново только неудавшийся отрывок и вмонтировать его в прежнюю запись. Отрицат. сторона этого метода утрата подлинной целостности интерпретации.
Развитие техники звукозаписи позволило реставрировать несовершенные старые записи и значительно улучшить качество их звучания. Работа в этом направлении проводится во всё более широких масштабах, и реставрированные записи составляют заметную часть продукции разл. фирм Г. п.
Новым крупным завоеванием в области грамзаписи была разработка метода стереофонич. записи на Г. п. Стереофонич. Г. п. впервые демонстрировались в 1958 на Лондонской выставке звукозаписывающей аппаратуры. Вскоре они вошли в обиход. Внешне стереофонич. Г. п. не отличаются от обычных долгоиграющих Г. п. Они изготавливаются тех же форматов и для тех же скоростей, что и монофонические долгоиграющие Г. п., однако запись на них ведётся по системе 2 раздельных каналов т. о., что сигналы от каждого канала записываются раздельно: на внешней стенке канавки, расположенной со стороны края диска, записываются сигналы правого канала, а на внутренней стенке канавки, расположенной ближе к центру диска, сигналы левого канала. Проигрывание стереофонич. Г. п. осуществляется на спец. стереофонич. проигрывателях; для получения большего стереоэффекта во время проигрывания Г. п. слушатель должен находиться на линии симметрии между двумя громкоговорителями, расположенными на нек-ром расстоянии друг от друга и передающими сигналы правого и левого каналов.
Преимущество стереофонич. Г. п. заключается в том, что при проигрывании их на стереофонич. проигрывателях слушатель ощущает относит. местоположение разл. источников звука воссоздаётся пространственная перспектива звука. При передаче оркестровой музыки локализуются отдельные инструменты, звучание приближается к натуральному, создаётся "эффект присутствия".
Стереофонические Г. п. можно проигрывать и на обычных проигрывателях, однако при этом утрачивается стереофонический эффект, кроме того, из-за несоответствия заточки иглы (см. Звукосниматель) может быть повреждена канавка.
Выпускаются три типа Г. п.: 1) стереофонические (условное обозначение С) долгоиграющие, рассчитанные на электроакустическое воспроизведение и скорости 331/3 и 45 об/мин. За границей применяют также скорость 162/3 об/мин, предусмотренную и в ГОСТах; 2) монофонические с узкой канавкой (МУ) долгоиграющие, также для электроакустич. воспроизведения и скоростей 331/3 и 45 об/мин; 3) монофонические с широкой канавкой (МШ) на 78 об/мин, предназначенные гл. обр. для воспроизведения на граммофонах и патефонах.
В конце 30 нач. 40-х гг. высказывались предположения о том, что в быту Г. п. постепенно будут вытеснены записями на магнитной ленте, но пока они не оправдались. Это объясняется лёгкостью массового производства и простотой Г. п., большим удобством их эксплуатации по сравнению с записями на магнитной ленте, выпускаемыми для магнитофонов бытового назначения, высоким качеством звучания Т.п., удобством их хранения. Благодаря этому Г. п. получили широкое распространение в быту и произ-во их неуклонно развивается.
В России произ-во Г. п. началось несколько позднее, чем за рубежом, однако рус. артисты записывались на Г. п. еще до этого. В 1897 группа артистов Мариинского т-ра ездила для записи на Г. п. в Ганновер; первым из русских артистов записал своё исполнение известный певец И. В. Тартаков. В 1899 Берлинер организовал в Петербурге студию грамзаписи, к-рая записала исполнение ряда выдающихся оперных певцов, в том числе И. В. Ершова, Г. А. Морского и др. В 1901 впервые было записано на Г. п. исполнение Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, а затем супругов Н. Н. и М. И. Фигнер.
Первая в России фабрика Г. п. была открыта в Риге в 1902 англ. акц. об-вом "Граммофон". В 1907 производство Г. п. в России организовала фирма Пате, ввозившая матрицы из-за границы (с 1922 "Фабрика им. пятилетия Октября"). С 1910 начала выпуск Г. п. и фабрика "Метрополь-Рекорд" на ст. Апрелевка под Москвой, построенная нем. предпринимателями (позднее носила названия "Апрелевская фабрика", "Апрелевский завод", "Московский завод", ныне "Апрелевский ордена Ленина завод"). В 1915 вступил в строй завод "Пишущий амур" в Москве (был создан на базе эвакуированной из Риги фабрики; существовал до 1918). В России насчитывалось 6 фабрик Г. п., выпускавших 20 млн. шт. в год; кроме того, 5-6 млн. производилось по импортным матрицам. В 1902-15 были осуществлены записи на Г. п. исполнения мн. выдающихся музыкантов, в том числе Ф. И. Шаляпина. Одна только фирма "Пишущий амур" предлагала 31 наименование грамзаписей исполнения Шаляпина программу целого его концерта русских нар. песен. Было записано исполнение Шаляпиным арий из опер "Борис Годунов", "Фауст" и др. Множество русских песен и цыганских романсов напели на пластинки Н. В. Плевицкая, В. В. Панина. Приобрели популярность Г. п. с записями виртуозов-балалаечников В. В. Андреева, Б. С. Трояновского.
Через два года после Великой Октябрьской социалистич. революции производство Г. п. было национализировано. Одной из первых сов. Г. п. была пластинка с записью речи В. И. Ленина "Обращение к Красной Армии". В 1919-20 отдел Центропечати "Советская пластинка" выпустил более 500 тыс. пластинок. По условиям времени это были преим. речевые записи выступления видных партийных и обществ. деятелей. Однако вскоре начали выпускаться и муз. записи записи песен, хоров, маршей, а также оперной, симфонич., камерной музыки. В 1922-25 произ-во Г. п. было возобновлено на большинстве старых предприятий, в 30-е гг. приступили к строительству новых. С 1938 начал работу Всесоюзный дом звукозаписи в Москве (ныне Государственный дом радиовещания и звукозаписи). В 1957 была основана Всесоюзная студия грамзаписи. В 1964 была создана всесоюзная фирма "Мелодия", объединившая отечеств. заводы, дома и студии грамзаписи.
В числе первых сов. электромеханич. записей на Г. п. оперные арии, фрагменты из балетов П. И. Чайковского, марш из оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", "Кавказские эскизы" Ипполитова-Иванова, эстр. песни и др. В 1935 на Г. п. были записаны образцы музыки 30 национальностей Сов. Союза. В 30-е гг. отечественная фонотека пополняется записями классики и лучших произведений советских композиторов. В 1940 тираж Г. п. в СССР составил 55 млн. штук.
Выпуск стереофонич. Г. п. в СССР начался в 1960. В числе первых отечеств. стереозаписей симфонии П. И. Чайковского, А. Дворжака, скрипичные концерты В. А. Моцарта, "Патетическая оратория" Г. В. Свиридова.
В 1973 было выпущено ок. 200 млн. штук долгоиграющих Г. п. (моно и стерео). Г. п. отечественного производства впервые экспонировались за рубежом в 1939 на Нью-Йоркской всемирной выставке, через год в Филадельфии об-во "Modern Music Lovers" провело цикл вечеров прослушивания сов. грамзаписей. В наст. время (1974) сов. Г. п. экспортируются более чем в 60 стран. Кроме того, Г. п. с записью произв. рус. классиков, сов. композиторов, рус. нар. песен большими тиражами выпускаются разл. фирмами за рубежом по сов. записям.
За рубежом регулярно проводятся конкурсы на лучшие записи Г. п.; сов. пластинки фирмы "Мелодия" многократно отмечались на этих конкурсах почётными наградами, премиями, призами, медалями (во Франции, Испании, Японии и в др. странах). Согласно обычаю, мн. иностр. фирмы награждают артиста или артистич. коллектив, пластинки с записью исполнения к-рых разошлись в количестве 1 млн. экземпляров, почётной "золотой пластинкой". Такие "золотые пластинки" получили Д. Ф. Ойстрах и Краснознамённый им. А. В. Александрова ансамбь песни и пляски Советской армии; кроме того, фирма "Кэпитол" ("Capitol", США) наградила "золотой пластинкой" фирму "Мелодия" в связи с продажей 250-тысячной пластинки с сов. записью.
К 1973 на Г. п. записана значит. часть репертуарных произв. композиторов всех стран и эпох; наиболее популярные сочинения записаны в исполнении разл. артистов, ансамблей, оркестров. Установилась более тесная связь между нотопечатанием и выпуском Г. п. одновременно с изданием новых произведений нередко поступают в продажу и их записи на Г. п. Продолжается выпуск Г. п. в качестве приложения, к собраниям сочинений определённых композиторов (Ф. Куперена, Й. Гайдна и др.). Выпускаются серии Г. п. с записями всех сочинений данного композитора, относящихся к опредсл. жанру (напр., всех симфоний Л. Бетховена, всех квартетов В. А. Моцарта и т. п.). Эти серии обыкновенно распространяются по иодписие. К 200-летию со дня рождения Л. Бетховена (1970) фирмы "Этерна" (ГДР) и "Дойче граммофонгезелыпафт" (ФРГ) осуществили выпуск "Полного собрания сочинений" Бетховена в грамзаписи в исполнении лучших артистов и исполнит. коллективов. В 1972-73 фирма "Этерна" выпустила, в грамзаписи собрание сочинений Г. Шюца, в 1973 приступила к выпуску собрания сочинений Ф. Мендельсона. Виднейшие совр. заруб. фирмы Г. ц. "RCA Victor", "Deutsche Grammophon Gesellschaft", "Decca", "Columbia masterworks", "Muza. Polskie Nagrania", "Pathй", "Supraphon", "Philips", "Chant du monde", "Eterna".
В разл. странах периодически издаются каталоги Г. п. Каталоги долгоиграющих Г. п. были впервые выпущены в 1950 фирмами "Декка", "Кэпитол", "Телефункен". В 1951 компания Никса начала публикацию каталогов разл. амер. фирм. В СССР сводный каталог Г. п. выпускает раз в 2-3 года всесоюзная фирма Г. п. "Мелодия" (посл. выпуск 1972). В промежутках между выпусками сводных каталогов издаются каталоги-листовки новых записей. Информация о новых Г. п. периодически печатается в журн. "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", в спец. сборниках "Любителям грампластинки" (выпускаются с 1970).
В большинстве стран мира имеются систематич. собрания Г. п.: нем. муз. фонотека в Зап. Берлине, муз. отдел б-ки Конгресса в Вашингтоне, Брюссельская междунар. фонотека, архивы фонозаписей старейших концернов "RCA Victor" (США), "His master's voice" (Англия), фонотеки Центр. гос. архива кинофотофонодокументов, Моск. музея муз. культуры им. Глинки и Ленингр. консерватории (СССР) и др.
Литература: Регирер Б. И., Грампластинка, М.-Л., 1940; Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, M.-Л., 1964; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964; Хазанджи В., Производство граммофонных пластинок, М., 1965; Вuick T. L., The romance of the gramophone, L., 1927; Goeuroy A. et Jardilller R., Histoire de la musique avec l'aide du disque, P., 1931; Schulz-Koehn D., Die Schallplatten auf dem Weltmarkt, В., 1940; Gaisberg F. W., Music on record, L., 1946; Hurst P. G., The golden age recorded: a collector's survey, L., 1947; Berten W. M., Musik und Mikrofon, Dьse., 1951; Das Schallplatten-Buch, hrsg. von W. Facius, Dьsseldorf, 1956; The Batton's book. The story of sound recording, L., 1956; Mackenzie С, My record of music, N. Y., 1957; Spencer R. J., High fidelity: a bibliography of sound reproduction, L., 1958; Ecke Chr., Ewiger Vorrat klassischer Musik, Bd 1-3, Hamb., 1959 -1962 (Rowohlts Monographien XXXV, LXIX und LXX); Reineсke H.-P., Musikwissenschaft und Schallplatten. Kongress-Bericht, Bd 1, N. Y., 1961; Reichardt R., Die Schallplatten als kulturelles und цkonomisches Phдnomen, Z., 1962; Silbermann A., Schallplatten und Gesellschaft, Bertelsmanns Briefe..., Gьtersloh, 1963; Riess С., Knaurs Weltgeschichte der Schallplatten, Z., 1966.Энциклопедии и каталоги: Каталог долгоиграющих грампластинок, М., 1972; Сlоgh F. F. and Сuming G. J., The World's encyclopedia of recorded music, L., 1952-57; Bauer R., The new catalogue of historical records 1898-1908/9, L, 1947; Moses J. M., Collector's: guide to American recordings 1895-1925, N. Y., 1949; Schwann long-playing record catalog, Boston (изд. с 1949); Lebоw В. and Fasset S., The American record index, N. Y. (изд. с 1952), Bielefelder Katalog (Bielefeld, с 1953).Журналы: "Граммофон и фонограф" (СПБ, 1902-04); "Свет и звук" (СПБ, 1905-06), "Граммофонная жизнь" (М., 1911-12); "Граммофонный мир" (СПБ, 1910-16); "The Gramophone" (L., с 1923); "Disques" (Р., с 1929); "Down Beat" (Chi., с 1934); "The American Record Guide" (N. Y., с 1935); "Cash Box" (N. Y., с 1941); "Diаpason" (Mailand, с 1950); "La Revue des disques et la haute fidйlitй" (Brьssel, с 1950); "Die Schallplatten" (Hdlb., с 1952); "Music Revy" (Stockh., с 1952), "The Gramophone" (Kenton, с 1954); "Fono forum" (Bielefeld, с 1956); "Der Musikmarkt" (Mьnch., с 1959); "Discoteca" (Milano, с 1959); "Audio and Record Review" (L., с 1961).H. С. Зильбербрандт.