Музыкальная энциклопедия - граун
Связанные словари
Граун
Иоганн Готлиб Г. (1702 или 1703, Варенбрюк27 X 1771, Берлин) скрипач и композитор. Учился в Дрездене сначала у кантора З. Грундига, в 1713-21 в дрезденской Крёйцшуле, затем игре на скр. у И. Г. Пизенделя, позднее в Падуе у Дж. Тартини. В 1726-28 капельмейстер в Мерзебурге, где его учеником был В. Ф. Бах. В 1732 работал при дворе Прусского кронпринца (будущего короля Фридриха II) в Рейнсберге. С 1740 концертмейстер корол. капеллы в Берлине. Был известен как автор многочисл. инстр. произв. (в т. ч. скрипич. концертов). И. Г. основоположник сев.-немецкой инстр. школы. Сочетал итал. гомофонное письмо с контрапунктическим.
Сочинения: для орк. симфонии (ок. 100), увертюры (17), concerti grossi (28); концерты с орк., в т. ч. для скр. (св. 60); камерно-инстр. ансамбли трио-сонаты (ок. 150), квартеты (24), квинтеты, сонаты для скр. и клавира (26), для 2 флейт или скр. с цифров. басом, для влч. или клавира (8) и др.; для хора с орк. кантаты (3 духовные, 8 светских), итал. пассионы; и др.Карл Генрих Г. (1703 или 1704, Варенбрюк 8 VIII 1759, Берлин) композитор и певец (тенор). В 1714-21 ученик Крёйцшуле в Дрездене (пел дискантом), изучал композицию под рук. капельмейстера И. К. Шмидта, игру на клавире у К. Петцольда. Был дружески и творчески связан с лучшими музыкантами Дрездена: П. Хейнихеном, И. Г. Пизенделем, И. И. Кванцем и С. Л. Вейсом. Начал муз. деятельность в Брауншвейге в качестве оперного певца (1725), писал оперную музыку. С 1727 вице-капельмейстер оркестра. С 1737 работал в Рейнсберге. С 1740 придв. капельмейстер Фридриха II в Берлине. Основатель (1742) и рук. Берлинского оперного т-ра, для к-рого написал 27 итал. опер (1-я пост. т-ра опера К. Г. "Клеопатра и Цезарь"). К. Г. следовал традициям итал. оперы (сотрудничал с А. И. Хассе), однако менее широко пользовался приёмами виртуозного письма и проявлял склонность к лирике. Наиболее значительны его духовные произв., в т. ч. кантата "Смерть Иисуса" ("Der Tod Jesu", 1755, исполнялась до конца 19 в.). Церк. соч. композитора более известны, чем его оперы.
Сочинения: оперы (36), в т. ч. Санцио и Синильда (1726), Роделинда (1741), Артаксеркс (1743), Демофонт, царь Фракийский (1746), Ифигения в Авлиде (1748), Сулла (1753), Монтецума (1755), Меропа (1756); кантаты ок. 100 светских (мн. в сб. "Избранные оды"), 27 духовных; культовые хор. произв. разных жанров, в т. ч. Те Deum laudamus (изд. 1757), 3 пассион-кантаты, неск. месс; концерты с орк. для чембало (ок. 30), для флейты, для валторны и др.; камерно-инстр. ансамбли неск. сонат и дуэтов для флейты, трио-сонаты (ок. 30), квартет, 3 квинтета; пьесы для органа; цикл песен на тексты Клопштока и др.Издания: К. G. Graun, "Montezuma", hrsg. von Mayer-Reinach, DDT, XV, Lpz., 1904; J. G. Graun Triosonaten Collegium musicum XXIV-XXVI (hrsg. von H. Riemann), Lpz., 1906; Bratschensonaten, в сб.: Kammersonaten, X, XI (hrsg. von H. Chr. Wolff), Lpz., 1937; Oboenkonzert, Fagottenkonzert (hrsg. von H. Tцttcher), Halb., 1953, 1954.Литература: Розенов Э. К., Граун, M., 1910; Mayer-Reinасh A., С. H. Graun als Opernkomponist, "SIMG", I, В., 1899-1900; Mennicke K., Zur Biographie der Brьder Graun, "NZfM", 1904, LXXI, No 8; его же, Hasse und die Brьder Graun als Symphoniker, Lpz., 1906; Kitzig В., Briefe C. H. Grauns, "ZfMw", IX, Jg. 1926-27; его же, С. H. Graun, Magdeburg, 1929; Schenk E., Zur Bibliographie der Triosonaten von J. G. und C. H. Graun, "ZfMw", XI, Jg. 1928-29.П. А. Вульфиус.