Музыкальная энциклопедия - гуно ш. ф.
Связанные словари
Гуно ш. ф.
, Влечение к композиции усилилось особенно после посещений оперного т-ра. Под влиянием оперы "Дон Жуан" формируются муз.-эстетич. воззрения молодого музыканта, пронёсшего через всю жизнь горячую любовь к иск-ву В. А. Моцарта. В 1836-1838 Г. учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви, Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра. Развитие яркого дарования Г. сковывал академизм, царивший в стенах консерватории. Нек-рые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критики: скерцо из симфонии, 3-гол. "Agnus Dei", свежее звучание к-рого отметил Г. Берлиоз. В 1839 Г. получил Рим. пр. (за кантату "Фернан"), давшую ему возможность провести на правах стипендиата более 2 лет в Италии и нек-рое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в совр. ему итал. оперном иск-ве, Г. сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины. Он также узнал и полюбил произв. И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шуберта (что позднее отразилось в его творчестве). По возвращении в Париж Г. в 1843-48 работал органистом и регентом в церкви Иностр. миссий.
Автограф Ш. Гуно.
В эти годы он сочинял только духовные произв. В его мировоззрении усилились религ.-клерик. умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере (слушал проповеди чл. доминиканского ордена адвоката А. Лакордера, в 1847-48 посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис, жил одно время в кармелитском монастыре, носил сутану аббата). В результате сложной внутр. борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к иск-ву.
На рубеже 40-50-х гг. Г. впервые обратился к опере, ставшей осн. сферой деятельности композитора. Он отмечал, что только т-р даёт возможность музыканту каждодневно общаться с публикой. В 1852-60 Г. был директором Парижского "Орфеона" (объединение хор. любительских об-в самая массовая в ту пору муз.-просветит. организация, чл. к-рой были гл. обр. рабочие Парижа и жители предместий). Под его руководством повысилась певч. культура этих хоров. Общаясь с "орфеонистами", Г. изучил особенности гор. муз. фольклора. В 1870-75 жил в Лондоне, где в 1871 основал об-во "Хор Гуно" (ныне Корол. хор. об-во). Возвратившись в Париж, занимался композиторской и муз.-критич. деятельностью.
Г. один из талантливейших представителей франц. оперы 19 в. Он оказал большое воздействие на творчество своих младших современников и композиторов последующих поколений, вплоть до К. Дебюсси и M. Равеля. Дебюсси проницательно заметил: "Искусство Гуно запечатлело мгновение французской чувствительности". Эта "чувствительность" в известной мере перекликается с т. н. "школой нервной чувствительности" бр. Гонкур. Творчество Г. способствовало развитию муз. т-ра, утверждению нового жанра лирической оперы, в основе к-рого лежало стремление к правдивому показу рядового, обыденного человека с его интимными, душевными переживаниями. Либр. первых опер Г. "Сафо" (либр. Э. Ожье, 1850) и особенно "Окровавленная монахиня" (Э. Скриба и Ж. Делавиня, 1854) не удовлетворяли композитора. Обе оперы, отмеченные мелодраматизмом, нек-рой вычурностью, не имели успеха. Следующее произв. оперного жанра комич. опера "Лекарь поневоле" (по Мольеру), с успехом поставленная на сцене "Театр лирик" (1858). Обратившись к живому комедийному сюжету, композитор блеснул виртуозным мастерством, создал меткие характеристичные зарисовки, лёгкую и прозрачную партитуру.
Параллельно Г. работал над давно задуманной и начатой ещё в 1856 оперой "Фауст". К тому времени сложилось эстетич. кредо Г. Он выступал за единство красоты и правды; за образно-эмоц. содержание, способное глубоко взволновать "каждую человеческую душу". Г. выдвинул на первый план проблему воплощения в музыке характера, притом не однозначного и не статичного; акцентировал роль деталей, утверждая тем самым значение камерности в оперном стиле. Опера "Фауст" (1859, "Театр лирик", Париж) знаменовала рождение нового направления франц. лирич. оперы. "Фауст" классич. образец франц. лирич. оперы со всеми её достоинствами и нек-рыми недостатками. Масштабность идей, философское содержание лит. первоисточника (в основу положена 1-я ч. одноим. трагедии И. В. Гёте) почти не нашли отражения в опере. Её сюжет (либр. Ж. Барбье и М. Kappe) трактован в лирико-бытовом аспекте. Любовная драма Маргариты занимает одно из центр. мест (отсюда в Германии оперу называют "Маргарита"). Г. отдал дань комич. опере, сохранив (в 1-й ред., 1859) разговорные диалоги. Одна из сильных сторон оперы яркая мелодичность. Её муз. язык основан на претворении мелодики гор. песни-романса и танца. В вок. партиях чутко отражены нек-рые особенности интонац. строя и просодии франц. речи, усилившие мягкую грацию ариозной лирич. мелодики и речитативных эпизодов. Зрители не сразу поняли новаторскую сущность оперы, но вскоре она стала одной из самых популярных (в 1869 пост. в т-ре "Гранд-Опера", разговорные диалоги заменены речитативами, добавлены балетные сцены).
Среди последующих сочинений Г. выделяются 2 оперы того же жанра: "Мирейль" (1863), "Ромео и Джульетта" (1865). При поэтичности ряда сцен "Мирейль" свойственна несколько искусств. трактовка жанрового муз. материала (действие происходит в Провансе; либр. написано по одноим. поэме провансальского поэта Ф. Мистраля). В опере "Ромео и Джульетта" лучшими являются лирич. сцены (4 дуэта: на балу, на балконе, в спальне Джульетты, в склепе). Однако образы, лежащие вне лирич. сферы, не получили убедит. муз. воплощения. Тем самым композитор скорее сузил, чем расширил рамки созданного им же жанра.
В 70-х гг. Г. вновь подпал под влияние клерик. умонастроений. Усилившаяся религиозность явилась главной причиной упадка творчества Г. Написав ряд неудачных опер (в т.ч. "Полиевкт", 1878), он отошёл от муз. т-ра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений 2 оратории: "Искупление" (1881), "Смерть и жизнь" (1884). Значительна деятельность Г. как муз. писателя и критика. Своими выступлениями в печати он поддерживал произв. К. Сен-Санса; Г. написал предисл. к изданию писем Г. Берлиоза, книгу ""Дон Жуан" Моцарта", автобиографию и др.
Основные даты жизни и деятельности1818. 17 VI. В Париже в семье худ. Франсуа Луи Г. и преподавательницы музыки Виктории Г. родился сын Шарль Франсуа.
1829-35. Занятия в лицее Сен-Луи.
1836. Поступление в Парижскую консерваторию. Занятия с Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэром, позже с Ф. Паэром (композиция).
1837. 2-я Рим. пр. за кантату "Мария Стюарт и Риччио" (разделил её с пианистом Л. Шолле). 23 XI. Исп. в концерте в т-ре "Атенеум" скерцо для оркестра Г. 1839. Рим. пр. за кантату "Фернан".
1840. 27 I. Прибытие в Рим (в качестве стипендиата). Сближение (на почве увлечения живописью) с худ. Ж. О. Энгром. Встреча и дружба с Ф. Хензель (сестрой Ф. Мендельсона), к-рая знакомит Г. с музыкой И. С. Баха, Л. Бетховена, Мендельсона.
1842. 21 VI. Отъезд из Рима в Вену (через Флоренцию, Падую, Венецию, Триест). 8 IХ.Исп. в Вене, в Карлскирхе мессы Г.
1843. 25 V. Возвращение в Париж. Встреча с Мендельсоном. Работа органистом и регентом в церкви Иностр. миссий в Париже.
1847 X-1848 II. Пребывание в кармелитском монастыре (носит сутану, подписывает письма как "аббат Гуно").
1851. 15 I. Исп. произв. Г. в Лондоне в конц. зале "Сент-Мартин-холл"; благоприятные отзывы в англ. печати. 16 IV. Пост. оперы "Сафо" в т-ре "Гранд-Опера" (с П. Виардо-Гарсиа в заглавной роли).
1852. 20 IV. Женитьба на А. Циммерман, дочери проф. Парижской консерватории. Назначение на пост директора парижского "Орфеона" и одновременно руководителя певч. классов в парижских школах.
1855. Знакомство с франц. драматургами Ж. Барбье и М. Kappe (впоследствии авторы либр. мн. опер Г.). Зарождение плана оперы на сюжет "Фауста" Гёте.
1856. 6 I. Награждение орденом Почётного легиона. Работа над оперой "Иван Грозный" по заказу дирекции т-ра "Гранд-Опера" (написанные фрагменты впоследствии использованы в операх "Фауст" и "Царица Савская").
1857. Работа над оперой "Фауст" по заказу "Театр лирик". X. Приступ нервного заболевания.
1859. 19 III. Первое исполнение оперы "Фауст" в "Театр лирик" (с М. Миолан-Карвальо в роли Маргариты).
1866. Избрание в чл. Института Франции.
1867. Либреттисты Барбье и Kappe ведут переговоры о пост. оперы "Фауст" в т-ре "Гранд-Опера" (в связи с закрытием "Театр лирик"). Сочинение для оперы "Фауст" балетных сцен (в т.ч. "Вальпургиева ночь") и переработка разговорных диалогов в речитативы. XII. Поездка в Рим с худ. А. Эбером.
1868. Встречи с Ф. Листом в Риме.
1869. Приступ нервного заболевания, вызванный мистич. настроениями.
1870. 13 IX. Переезд с семьёй в Англию (Ливерпул, затем Лондон) из-за начавшейся франко-прусской войны.
1871. 1 V. Исп. траурно-патриотич. мотета Г. "Галлия" на открытии Всемирной выставки в Лондоне. Знакомство с англичанкой Дж. Уэлдон певицей и преподавательницей пения, создательницей школы пения для сирот в Тэвисток-хауз (около Лондона). VI. Отказ от предложения занять место директора Парижской консерватории; жизнь в Лондоне, в семье Уэлдон.
1872. В Лондоне создан "Хор Гуно" (ныне Корол. хор. об-во). Поездка в Бельгию с Уэлдон.
1874. V. Возвращение в Париж, разрыв отношений с Уэлдон.
1882. 2 IV. Концерт "Фестиваль произведений Г." в Париже под упр. автора.
1887. 24 VII. Исп. мессы "Памяти Жанны д'Арк" под упр. Г. в Реймском соборе. 4 XI. Торжеств. 500-е исп. оперы "Фауст" в т-ре "Гранд-Опера" (дирижировал спектаклем Г.).
1888. 6 IV. Фестиваль произв. Г. в г. Анже. VII. Награждение Г. высшей степенью (Grand Officier) ордена Почётного легиона. 28 IV. Исп. оперы "Ромео и Джульетта" в новой ред. (с балетом) под упр. Г. в т-ре "Гранд-Опера" (в главных ролях А. Патти, Я. Решке).
1890. Составление "резюме католической доктрины". 6 XII. Письмо к епископу Гею (другу юности), в к-ром пишет, что хотел бы создать "музыкальный диптих на подобие картин примитивистов о святом Франциске Ассизском".
1891-92. Жизнь в Сен-Клу (под Парижем). Занятия с молодым комп. А. Бюссе.
1893. Создание Реквиема памяти умершего внука (неоконч.). 18 X. Смерть композитора в Сен-Клу.
Сочинения: оперы Сафо (1850, пост. 1851, т-р "Гранд-Опера", Париж; ред. в 2 д., 1858; ред. в 4 д., 1884), Окровавленная монахиня (La Nonne Sanglante, по роману "Монах" М. Г. Льюиса, 1852-54, пост. 1854, "Театр лирик", Париж), Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1856-57, фрагменты), Лекарь поневоле (Le Mйdecin malgrй lui, комич. опера, 1857, пост. 1858, "Театр лирик", Париж), Фауст (1857-59, пост. 1859, там же; 2-я ред. с речитативами и балетными сценами, 1869, т-р "Гранд-Опера", Париж), Филемон и Бавкида (1859, пост. 1860, "Театр лирик", Париж; 2-я ред. в 2 д., 1876, т-р "Опера комик", Париж), Голубка (La Colombe, по Ж. Лафонтену, 1859, пост. 1860, Баден-Баден; 1866, т-р "Опера комик", Париж), Царица Савская (La Reine de Saba, по сюжету араб. сказки Ж. де Нерваля, 1861, пост. 1862, т-р "Гранд-Опера", Париж), Мирейль (1863, пост 1864, "Театр лирик", Париж; 2-я ред., 1864, там же), Ромео и Джульетта (по трагедии У. Шекспира, 1864-65, пост. 1867, там же; 2-я ред. с балетными сценами, 1888, т-р "Гранд-Опера", Париж), Сен-Map (Cinq-Mars, по одноим. роману А. де Виньи, 1876-77, пост. 1877, т-р "Опера комик", Париж; 2-я ред. 1878, там же), Мэтр Пьер (1877, не оконч.), Полиевкт (по трагедии П. Корнеля, 1870-78, пост. 1878, т-р "Гранд-Опера", Париж), Дань Заморы (Le Tribut de Samora, 1878-80, пост. 1881, там же); оратории Товий (ок. 1866), Галлия (траурно-патриотич. мотет для сопрано, хора, орк. и органа, 1871), Искупление (La Rйdemption, духовная трилогия, сл. Г., 1868-81, исп. 1882, фестиваль в Бирмингеме; 1884, Париж), Смерть и жизнь (Mors et vita, духовная трилогия, сл. Г., 1884, исп. 1885, фестиваль в Бирмингеме; 1886, Париж); кантаты Мария Стюарт и Риччио (1837), Фернан (1839), патриотич. кантата На границе (A la Frontiиre, 1870) и др.; мессы, в т.ч. Торжественная месса в честь св. Цецилии (Messe solenelle а Sainte-Cйcile, 1855), Месса в память Жанны д'Арк (Messe а la mйmoire de Jeanne d'Arc, 1887) и др.; реквиемы и др. произв. для хора и орк.; для орк. Скерцо (1837), 2 симфонии (D-dur, 1854; Es-dur, 1855), Сальтарелло (1871), Римский марш (1872) и др.; камерно-инстр. ансамбли 3 струн. квартета (опубл. посмертно), фп. квинтет (ок. 1841), Размышление над первой прелюдией И. С. Баха (Mйditation sur..., для скр., фп. и органа, 1852), Маленькая симфония (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов, 1888); для фп. 45 пьес, в т.ч. вальсы, марши, серенады, ноктюрн, скерцо, прелюдии и др.; хоры с фп., в т.ч. Четырнадцать больших хоров (1884); хоры a cappella Стрекоза и муравей, Ворона и лисица, Волк и ягнёнок (на сл. басен Ж. Лафонтена, 1856, 1857, 1873), Мученики (Les Martyres, 1869); для голоса с фп. св. 200 романсов и песен, в т.ч. на сл. А. Ламартина, А. Тюрпена, П. Ж. Беранже, В. Гюго, А. Дюма-сына, А. Мюссе, англ., итал. поэтов; вок. дуэты; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. Мещанин во дворянстве (Мольера, 1852, т-р "Комеди Франсез", Париж), Улисс (трагедия Ф. Понсара, 1852, там же; 2-я ред., 1854), Священные драмы (Les drames sacrйs, лирич. драма А. Сильвестра и Э. Морана, 1892, пост. 1893, т-р "Водевиль", Париж) и др.Литературные сочинения: Autobiography, publ. par G. Weldon, L., 1875; La routine en matiиre d'art, в кн.: Autobiography, L., 1875; "Proserpine" de С. Saint-Saens, "Le Figaro", 1887, 17 mars; "Ascanio" de C. Saint-Saлns, "La France", 1890, 23 mars; Prйface de lettres intimes de Berlioz, "Nouvelle Revue", 1880, 15 juin; "Don Juan" de Mozart, P., 1890, на англ. яз. 1895; Mйmoires d'un artiste, P., 1896 (посмертно), 1909, на нем. и англ. яз., 1896, рус. пер. Записки артиста, пер. с франц. А. В. Оссовского, СПБ, 1904, Воспоминания артиста, пер. с франц. М. П. Волконского, вступит. ст. и прим. Б. В. Левика, М., 1962.Письма: Ch. Gounod. 17 lettres а H. Berlioz, M. Pigny et M. Lefuel, в кн.: Gounod Ch., Mйmoires d'un artiste, P., 1896, p. 211-70; Lettres de 1870-1871, "Revue de Paris", 1896, 1 fйvrier; Lettres а G. Bizet, там же, 1899, 15 decembre; Lettres а Richomme, publ. par A. Baunier; "Revue Hebdomadaire", 1908, 26 dйcembre et 1909, 2 janvier; Lettres de Rome et de Vienne, publ. par J. Prod'homme, "Revue bleue", 1910, 31 dйcembre et 1911, 5 janvier.Литература: Серов A. H., "Фауст", опера Гуно, на петербургской итальянской сцене, "Якорь", 1864, No 2 и 3; его же, Письмо к Редактору журнала "Русская сцена" об опере "Фауст", "Русская сцена", 1864, No 2; его же, Музыкальная хроника заграничная... "Ромео" Гуно..., "Музыка и театр", 1867, No 9; см. также: Серов А. Н., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; Кругликов С., Ш. Гуно, "Артист", 1893, No 31; Комбарье Ж., Амбруаз Тома и Шарль Гуно, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, пер. с франц., вступит. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938, с. 153-70; Berlioz H., "Faust", "Journal des Dйbats", 1859, 29 mars; то же, в кн.: Les musiciens et la musique, P., 1903 (рус. пер. в кн.: Берлиоз Г., Избр. статьи, пер. с франц., М., 1956, с. 141-50); его же, Gounod, в сб.: Les musiciens et la musique, P., 1903; Weldon G., Mon orphelinat et Gounod en Angleterre, v. 1-3, L., 1875-82; Pagnerre L., Charles Gounod, sa vie et ses oeuvres, P., 1890; Imbert H., Charles Gounod. Nouveaux profiles de musiciens, P., 1892; Ju11ien A., Gounod, в его кн.: Musiciens d'aujourd' hui, P., 1892, p. 128-88; Saint-Saens C., Charles Gounod et le "Don Juan" de Mozart, P., 1894; его же, Portaits et souvenirs, P., 1900; Voss P., Charles Gounod, Lpz., 1895; Tolhurst H., Gounod, L., 1904; Hillermacher P. L., Charles Gounod, P., 1906, 1914; Bellaigue C., Charles Gounod, P., 1910; Prod'homme J. et Dandelot A., Gounod, sa vie et ses oeuvres aprиs des documents inйdits, v. 1-2, prйface de Saint-Saлns, P., 1911; Pougin A., Gounod йcrivain, "RM", 1911, XVIII, No 4, 1911, XIX, No 2; Sоubies A. et Сurzon H., Documents inйdits sur le Faust de Gounod, P., 1912; Debussy C. A., Monsieur Croche, antidilettante, P., 1921; Landormy P., Faust de Gounod, йtude et analyse, P., 1922, 1944; его же, Gounod, P., 1942; Cooper M., Charles Gounod and his influence on French music, "ML", 1940, XXI; Boyer N., Trois musiciens francais: Gounod, Massenet, Debussy, P., 1946; Lalo C., Bach et Gounod, "RM", 1946; его же, De Rameau а Ravel. Portraits et souvenirs, P., 1947; Ferchant G., Faust, sa lйgende et ses musiciens, P., 1948; Demuth N., Gounod. Introduction to the music of Gounod, L., 1950; Вusser H., De Pelleas aux Indes Galantes, P., 1955; его же, Charles Gounod. Prйface de Darius Milhaud, Lyon, 1961; Hopkinson C., Notes on the earliest editions of Gounod's Faust, в кн.: Festschrift O. Е. Deutsch, Kassel, 1963.В. H. Александрова.