Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - хачатурян а. и.

Хачатурян а. и.

Арам Ильич ( 24 V (6 VI) 1903, Коджори, близ Тбилиси IV 1978, Москва, похоронен в пантеоне Еревана) сов. композитор, дирижёр, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1973). Акад. АН Арм. ССР (1963). Доктор искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1943. Деп. Верх. Совета СССР 5-го созыва и Верх. Совета Арм. ССР 2-го созыва.

Учился в коммерческом уч-ще г. Тбилиси. Своеобразная атмосфера иск-ва города, в к-рой скрещивалась вост. и зап. музыка, звучали груз., арм. и азерб. нар. мелодии, проходили состязания ашугов, оказала заметное влияние на формирование муз. вкуса X., в детстве не получившего спец. муз. образования. С 1921 жил в Москве, в 1922 поступил в Муз. техникум им. Гнесиных, к-рый окончил в 1929 по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1934 окончил Моск. консерваторию, где занимался по композиции сначала у M. P. Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского, по инструментовке у Р. М. Глиэра и С. Н. Василенко. В 1934-36 совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского. В 1926-28 X. был тесно связан с Моск. домом культуры Армении, где работал зав. муз. частью 2-й арм. драм. студии под рук. Р. И. Симонова. Здесь окрепли связи X. с арм. культурой, чему способствовало знакомство с композитором А. А. Спендиаровым, художником М. С. Сарьяном, певцом Ш. М. Тальяном, участниками квартета им. Комитаса и др. В годы Великой Отечеств. войны вёл активную муз.-обществ. деятельность. Работал в Воен. комиссии CK СССР, выступал с концертами перед воинами. С 1950 преподавал композицию в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных и в Моск. консерватория (с 1952 профессор). Среди учеников А. Я. Эшпай, Э. С. Оганесян, М. Л. Таривердиев, Р. Г. Бойко, Н. К. Габуния, А. Виеру (Румыния).

Выступал в качестве дирижёра своих произв. в городах Сов. Союза и за рубежом (с 1950; с авторскими концертами посетил св. 30 стран).

Зам. председателя Оргкомитета (1939-48), секретарь CK СССР (1957-78). Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Лат. Америки (с 1958). Чл. Сов. комитета защиты мира (с 1962). Почётный чл. академии "Санта-Чечилия" в Риме (1960), чл.-корр. Академии иск-в ГДР (1961), почётный проф. Мексиканской консерватории (1960). Ленинская пр. (1959), Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971), Гос. пр. Арм. ССР (1965). Имя X. присвоено Большому залу филармонии г. Еревана (1978). Осн. внимание X. уделял симф. и камерно-инстр. жанрам. Уже его консерваторские работы сюита для фп. с виртуозной динамичной "Токкатой", соната для скрипки и фп., трио для кларнета, скрипки и фп., воссоздающее характер звучания вост. нар. инстр. ансамблей (все 1932), "Танцевальная сюита" для оркестра (1933), представляющая собой колоритные жанровые зарисовки, основывающиеся на симф. разработке арм., азерб., узб., груз. танц. и песенных мелодий,привлекли внимание общественности. В полную силу дарование X. проявилось в 1-й симфонии, посв. 15-летию Сов. Армении (1934). Эпич. монументальность, картинность музыки, нар.-жанровый колорит сближают это соч. с традициями симфонизма "кучкистов", особенно А. П. Бородина. Вместе с тем романтически взволнованная музыка симфонии говорит об известной связи с лирико-драм. симфонизмом П. И. Чайковского (и отчасти Ф. Листа). Её муз. язык отличают ладогармонич. свобода, использование диссонирующих созвучий и политональных наложений, тонкая дифференцированность оркестрового письма. Характер 1-й симфонии в решающей степени определён традициями арм. ашуго-гусанской и вост. инстр. музыки (нац. своеобразие тематизма и принципы организации муз. материала).

В 1936 мировую известность принёс композитору концерт для фп. с оркестром, посв. Л. Н. Оборину, отмеченный светлым, жизнеутверждающим характером музыки, монументальностью стиля, эпич. величавостью и мощью. Образная сфера концерта овеяна дыханием героич. романтики: мужественная энергия сочетается со светлой, восторженной лирикой, драматизм со стихией стремительного, вихревого танца. Концерт ознаменовал новую ступень творч. эволюции композитора пору расцвета. При яркости колорита, пылкости темперамента, эмоциональной непосредственности иск-во X. стало строже. Связи с ашугским иск-вом в этом соч. выступили более опосредованно. В симф. "Поэме о Сталине" с заключит. песней ашуга, как и в предыдущих соч. композитора, раскрылась нар.-нац. природа его творчества. В отд. эпизоды поэмы введены мелодии не только Армении, но и Грузии, Азербайджана, чем подчёркивается идея нерушимой дружбы народов Сов. Союза. Концерт для скрипки с оркестром (1940, посв. Д. Ф. Ойстраху) стал одним из широко исполняемых муз. произв. Его отличают поэтичность, полнота чувств, виртуозный блеск, всепроникающая народность. При общем праздничном характере музыки в концерте встречаются скорбно-драм. образы, отличающиеся большой выразительностью. В вековых традициях нар.-проф. музыки Востока заложены истоки вдохновенной, бесконечно льющейся мелодики концерта, увлекающей богатством и прихотливостью орнаментального рисунка. В это же время X. много работал в области музыки для т-ра и кино. Особенно выделяется его бурная, романтически окрашенная музыка к "Маскараду" Лермонтова (1941) и эффектные колоритные муз. номера в "Валенсианской вдове" Лопе де Вега (1940), где использованы испан. мелодии и ритмы. Сюиты из музыки к этим спектаклям вошли в репертуар мн. оркестров мира. Принципиальное значение для развития арм. киномузыки имело участие X. в создании первых нац. звуковых фильмов экранизации классич. пьесы "Пэпо" Сундукяна (1935) и историко-революц. фильма "Зангезур" (1938). В киномузыке композитор применил симф. развитие муз. материала, ввёл в неё звучание нар. инструментов, мастерски использовав их тембровые возможности. Написанная в традициях ашугского иск-ва песня Пэпо и "Зангезурский марш" (инструментованный для духового оркестра) обрели большую популярность.

К 1-й Декаде арм. иск-ва в Москве X. написал балет "Счастье" (1939), ознаменовавший рождение арм. нац. балета. На его материале был создан балет "Гаянэ" (1942), в к-ром идеи сов. патриотизма, нового отношения к труду, дружбы народов нашли яркое художеств. воплощение. Музыка балета одна из вершин иск-ва X. До высоких ступеней художеств. обобщения поднята мелодика танцев, то лёгких и проникновенных, то стихийно темпераментных. Важное место в драматургии занимают развёрнутые симф. эпизоды, исполненные широкого драматич. размаха.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 X. написал ряд произв. на военно-патриотич. темы. Среди них песни: "Капитан Гастелло", "Балтийское море", марш для духового оркестра "Героям Отечественной войны", музыка к фильму "Человек No 217". В летопись крупнейших муз. событий вошла 2-я симфония X. (1943). В этой "трагической поэме борьбы" муз. образность развивается от тревожного, грозного колокольного набата, возвещающего о великом нар. бедствии, через раскрывающуюся в 1-й части симфонии стихию мужественной борьбы народа, полной ярости и силы, к торжеств. финалу с ликующими звучаниями фанфар. Как реквием героям воспринимается 3-я часть, в основе к-рой лежат выразительные мелодии нар. песни "Ворскан ахпер" ("Братец охотник") и ср.-век. католического песнопения "Dies irae". Как победная симфония в честь ознаменования окончания войны была задумана 3-я симфония X. (1947). Написанная для большого состава оркестра (тройной, с 15 трубами и органом), она своеобразно воскрешает традиции героико-патетич. симфонизма Г. Берлиоза. Концертом для виолончели с оркестром (1946) X. завершил триаду своих инстр. концертов.

В кон. 1940-х гг. и в 50-е гг. X. много внимания уделяет музыке для т-ра и кино, массовым жанрам. Глубиной чувств, гражданств. пафосом отмечена его музыка к документальному фильму "Владимир Ильич Ленин" (1948). На основе музыки к фильму была написана "Ода памяти Ленина". Из музыки к киноэпопее "Сталинградская битва" (1949) была составлена симф. сюита. Гуманистич. направленностью, правдивым воплощением мира больших человеческих страстей отличается "шекспириана" композитора музыка к спектаклям драм. т-ров "Макбет" (1955), "Король Лир" (1958), фильму "Отелло" (1955). Среди немногих вок. произв. выделяются 3 конц. арии для высокого голоса с оркестром ("Поэма", "Легенда", "Дифирамб") на слова О. Туманяна и М. Пешикташляна, массовые песни "Армянская застольная", "Песня о Ереване", "Марш мира", "О чём мечтают дети", гимническая "Ода радости", впервые прозвучавшая в дни 2-й Декады арм. иск-ва в Москве (1956).

Балет "Спартак" (1954) крупномасштабное, героико-эпич. соч., ознаменовал важный этап в развитии сов. балетного иск-ва. Музыка балета захватывает пламенностью чувств, взрывчатой экспрессией. Борьба народа за свободу и человеческое достоинство раскрывается в контрастном сопоставлении разл. интонационно-образных сфзр, лейтмотивных характеристик. На одном полюсе рабовладельческий Рим, показанный то в облике грозной, жестокой силы, то в картинах веселья и безудержных наслаждений, на другом мужественная сила, героич. порыв, этич. возвышенность образов Спартака, Фригии, гладиаторов. Обобщённость, приподнятая символичность характерны для образа Спартака и многих сцен, связанных с восстанием рабов. По спектаклю Большого т-ра в пост. Ю. Н. Григоровича сделана экранизация балета (1976).

В 60-е гг. X. создаёт концерты-рапсодии с оркестром для скрипки (1961), виолончели (1963) и фп. (1968). Их близость нар. истокам обнаруживается прежде всего в свободно-импровизационном развитии муз. материала, обогащённом тонкой вариантно-вариационной симф. техникой, а также в характере тематизма преим. песенного или танцевального. Особую роль играют развёрнутые сольные каденции, к-рые ассоциируются с импровизациями нар. исполнителей. Эти же принципы лежат в основе его сонаты для фп. (1961) и последних соч.сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976). В сб. "7 речитативов и фуг" для фп. (1928-66) сочетаются полифонич. и импровизац. формы, используется яркий пац. мелос.

Иск-ву X. свойственны масштабность и значительность тематики, большая обобщающая сила и поэтичность образов. Творчество композитора вобрало в себя опыт мирового муз. иск-ва, в особенности близкой ему рус. муз. школы, однако уже с первых своих соч. X. выступал как подлинно нац. художник, крепко связанный с жизнью Сов. Армении. Многое роднит его с Комитасом, А. А. Спендиаровым, Р. О. Меликяном, воздействие арм. нар. музыки обнаруживается почти во всех соч. композитора. Восток в соч. X. предстал в неведомом ранее облике: пробудившийся, свободный, охваченный могучим созидательным порывом. Именно этим в первую очередь определяется новаторская сущность творчества X. Оно обогатило арм. музыку новыми образами, формами, средствами муз. выразительности. В особой щедрости, красочности музыки, бьющем через край жизнелюбии композитора было нечто "ренессансное", как отметил Б. В. Асафьев. Достижения X. в области симфонизма оказали плодотворное влияние на развитие не только арм. музыки, но и муз. культур др. народов.

Исключительным был мелодич. дар X. Темы композитора рельефны, пластичны, им присуща внутр. динамичность. Светлой окрылённостью, страстностью, безудержным порывом отмечены мн. мелодии X. даже лирич. склада. Как и многие выдающиеся композиторы 20 в., X. видел осн. источник обновления совр. муз. языка в нар. творчестве. Истоки мелодич. стиля X. уходят в нар. творчество. Он широко использовал разл. источники арм. крестьянский и гор. фольклор, творчество ашугов, нар. инстр. музыку, мугамы. Отношение X. к нар. иск-ву было глубоко творческим. В своих соч. он редко цитировал нар. мелодии. Пользуясь интонациями и ритмами нар. музыки, X. подчёркивал их внутр. энергию и красоту. В потоке напряжённого муз. развития нар. интонации и ритмы обретали новую жизнь, новые качества.

Свежесть и оригинальность гармонич. языка X. также в значит. степени связаны с особенностями арм. фольклора. Совершенно новым оказался достигнутый композитором синтез тональной системы европ. музыки с ладовыми структурами арм. (и шире вост.) муз. культуры, к-рый открыл широкие возможности для более полного и органичного выявления самобытных черт вост. мелоса.

Огромную роль в иск-ве X. играет ритм. Разнообразие ритмич. рисунков, сложное сочетание остинатно пульсирующего ритмич. "остова" с резкими перебоями часто меняющихся синкопированных акцентов, использование полиритмич. эффектов создало неповторимую эмоционально накалённую атмосферу музыки X.

Композиционные структуры соч. X. в целом близки образцам европ. проф. музыки. Вместе с тем композитор нередко совмещал черты сонатной формы со свободно-импровизационным изложением муз. материала. Нередко муз. ткань его соч., как в нар. инструментальных импровизационных композициях, строится по принципу чередования небольших, обладающих известной замкнутостью структур, эпизодов-"блоков", то контрастных по характеру, то вариационно развивающих исходный тематич. материал (своеобразное "ступенчатое" развитие).

X. мастер оркестрового колорита. Его оркестровая палитра многоцветна, ослепительно празднична. По яркости и сочности оркестровых красок её нередко сравнивают с живописью Сарьяна.

Творчество X. получило широкое обществ. признание. Его произв. часто испслняются как в нашей стране, так и за рубежом, балеты постоянно ставятся на мн. сценах.

Основные даты жизни и деятельности

1903.24 V (6 VI). В Коджори (предместье Тбилиси), у владельца переплётной мастерской Егия (Ильи) Воскановича X. и его жены Кумаш Сергеевны родился сын Арам.

1911-13.Учёба в частном пансионе С. В. Аргутинской-Долгоруковой.

1913.Начало занятий в Коммерческом уч-ще (до 1921).

1921.VII. Поездка в Армению вместе с группой деятелей арм. культуры на агитпоезде для организации митингов и концертов-лекций.Переезд в Москву.

1922. IX. Поступление на биологич. ф-т Моск. ун-та и в Муз. техникум им. Гнесиных, где X. сначала занимался по классу игры на виолончели у С. Ф. Бычкова, с 1923 у А. А. Борисяка.

1925.Начало занятий по композиции в классе M. P. Гнесина. Прекращение занятий в ун-те.

1926. XI-XII. Начало работы во 2-й арм. Драм. студии (рук. Р. Н. Симонов) при Моск. доме культуры Армении в качестве зав. муз. частью.

1927.14 V. Премьера пьесы "Дядя Багдасар" с музыкой X. во 2-й арм. драм. студии при Моск. доме культуры Армении.

1928.Премьеры пьес "Хатабала" Сундукяна (1 II) и "Восточный дантист" Пароняна (16 IV) с музыкой X. во 2-й арм. драм. студии при Моск. доме культуры Армении.V. Поездка в Армению вместе со 2-й арм. драм. студией при Моск. доме культуры Армении.

1929.Окончание Муз. техникума им. Гнесиных.Поступление в Моск. консерваторию в класс композиции M. P. Гнесина.Первая публикация соч. X.: "Поэма" для фп., "Танец" и "Песня-поэма" (в честь ашугов) для скрипки и фп. (Армгосиздат).

1930.Переход в класс композиции Н. Я. Мясковского.

1931.14 IX. Первое исп. струн. квартета (квартет им. Комитаса, Москва).

1933.Первое исп. трио для кларнета, скрипки и фп. (А. Г. Семёнов кларнет, Г. К. Богданян скрипка, Н. М. Мусинян фп., Малый зал Моск. консерватории).Встреча с С. С. Прокофьевым.Исп. в Париже при содействии С. С. Прокофьева трио X. в концерте об-ва "Тритон".Женитьба на Н. В. Макаровой, студентке композиторского класса Мясковского.22 VI. Первое исп. 3 частей из "Танцевальной сюиты" (дир. Н. П. Аносов, Большой зал Моск. консерватории).

1934.Окончание с отличием Моск. консерватории.Поступление в аспирантуру там же (рук. Мясковский; окончил в 1936).

1935.23 IV. Первое исп. 1-й симфонии в Москве (оркестр Моск. филармонии, дир. Э. Сенкар).Выпуск на экраны кинофильма "Пэпо" с музыкой X.Встреча с М. Горьким и Р. Ролланом на даче у М. Горького.

1936.30 V. Первый авторский вечер в зале Моск. дома культуры Армении, исп. 1-й части концерта для фп. с оркестром (в перелож. для 2 фп.).

1937.12 VII. Первое исп. концерта для фп. с оркестром в Москве (оркестр Моск. филармонии, солист Л. Н. Оборин, дир. Л. П. Штейнберг, Парк культуры и отдыха "Сокольники").

1938.23 V. Выпуск на экраны кинофильма "Зангезур" с музыкой X.Присвоение звания засл. деят. иск-в Арм. ССР.29 XI. Первое исп. "Поэмы о Сталине" для симф. оркестра и хора (Гос. симф. оркестр СССР, дир. А. В. Гаук, Большой зал Моск. консерватории).

1939.Поездка в Армению в связи с работой над балетом "Счастье".Встречи с нар. музыкантами.IX. Первая пост. балета "Счастье" в Арм. т-ре оперы и балета (балетм. И. И. Арбатов).24 X. Исп. балета "Счастье" в Большом т-ре во время Декады арм. иск-ва в Москве.

1940.16 XI. Первое исп. концерта для скрипки с оркестром в Москве (Гос. симф. оркестр СССР, солист Д. Ф. Ойстрах, дир. А. В. Гаук, Конц. зал им. П. И. Чайковского).

1941.21 VI. Премьера драмы "Маскарад" Лермонтова с музыкой X. (Москва, Т-р им. Е. Б. Вахтангова).

1942.9 XII. Премьера балета "Гаянэ" в Перми в пост. Ленингр. т-ра оперы и балета (балетм. Н. А. Анисимова).

1943.3 X. Первое исп. 1-й сюиты из музыки к балету "Гаянэ" в Москве (Большой симф. оркестр Всес. радиокомитета, дир. Н. С. Голованов, Колонный зал Дома Союзов).30 XII. Первое исп. 2-й симфонии (Гос. симф. оркестр СССР, дир. Б. Э. Хайкин, Большой зал Моск. консерватории).

1944.6 III. Исп. в новой ред. 2-й симфонии (Гос. симф. оркестр СССР, дир. А. В. Гаук, Большой зал Моск. консерватории).

1946.XI. Первое исп. концерта для виолончели с оркестром (Гос. симф. оркестр СССР, солист С. Н. Кнушевицкий, дир. Гаук, Большой зал Моск. консерватории).

1947.26 VII. Премьера балета "Гаянэ" в Арм. т-ре оперы и балета (балетм. Анисимова).13 XII. Первое исп. 3-й симфонии (оркестр Ленингр. филармонии, дир. Е. А. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии).

1948.26 XII. Первое исп. "Оды памяти В. И. Ленина" (Большой симф. оркестр Всес. радиокомитета, дир. А. В. Гаук, Большой зал Моск. консерватории).

1949.9 XII. Выпуск на экраны кинофильма "Сталинградская битва" с музыкой X.

1950.VIII. Начало исполнит. деятельности в качестве дирижёра (исполнял только собств. соч.): первое выступление в авторском симф. концерте в Конц. зале сада "Эрмитаж" (Москва).Начало педагогич. работы в Муз. ин-те им. Гнесиных и Моск. консерватории (класс композиции).X. Первые гастроли в качестве дирижера в Рыбинске и Ярославле (оркестр Ярославской филармонии, солист Д. P. Ойстрах).9 XII. Первое исп. Торжественной поэмы (Большой симф. оркестр Всес. радиокомитета, дир. А. В. Гаук, Большой зал Моск. консерватории).Поездка в Италию в составе делегации деятелей сов. культуры, выступление в Риме в качестве дирижёра с симф. оркестром Римского радио.

1951.II. Авторские симф. концерты в Киеве, Одессе, Харькове (оркестры филармоний, солисты Д. P. Ойстрах, С. H. Кнушевицкий).IV. Поездка в Исландию и авторский симф. концерт в Рейкьявике.XI. Авторские симф. концерты в Ереване, Баку (оркестры филармоний, солисты Д. P. Ойстрах, А. Л. Каплан).

1952.V. Авторский симф. концерт в Москве в Колонном зале Дома Союзов (Большой симф. оркестр Всес. Радиокомитета, солист Л. Б. Коган).VIII-IX. Поездка в Болгарию и выступления в авторских симф. концертах.

1953.V. Авторский симф. концерт в Ленинграде.XII. Гастроли в Риге (оркестр Латвийского радио, солисты Д. P. Ойстрах и Л. H. Оборин).

1954.VI. Гастроли в Таллине (оркестр Эст. Радио, солисты Л. Б. Коган, С. H. Кнушевицкий).IX-X. Гастрольное турне по Армении (Гос. симф. оркестр Армении), 18 авторских симф концертов в городах, колхозах, совхозах.

1955.IV. Гастроли по городам Финляндии, встреча с Я. Сибелиусом.XI-XII. Поездка в Англию и авторские симф концерты в Лондоне, Ливерпуле, Манчестере (солисты M. Лимпани, Д. P. Ойстрах), встречи с композиторами А. Блиссом, А. Малькольмом.Первое исп. "Оды радости" в Большом т-ре в Москве (оркестр Арм. т-ра оперы и балета, дир. M. A. Тавризиан).27 XII. Премьера балета "Спартак" в Ленингр. т-ре оперы и балета (балетм. Л. В. Якобсон).

1957.22 V. Премьера новой ред. балета "Гаянэ" в Большом т-ре в Москве (балетм. В. И. Вайнонен).VIII-IX-X. Гастрольное турне по странам Лат. Америки.

1958.11 III. Премьера балета "Спартак" в Большом т-ре в Москве (балетм. И. А. Моисеев).V-VI. Гастрольная поездка вместе с комп. Д. Б. Кабалевским по Зап. Сибири, Кузбассу и Алтаю.Избрание деп. Верх. Совета СССР.

1959.Присуждение Ленинской пр. за музыку к балету "Спартак".

1960. I-IV. Гастрольное турне по странам Лат. Америки и Европы с авторскими концертами.Встреча в Гаване с Э. Хемингуэем.Встречи в Париже с Д. Мийо, О. Мессианом, А. Жоливе, P. Пуленком, M. Лонг.V-VI. Гастроли по Армении (оркестр Арм. филармонии, солисты С. H. Кнушевицкий, А. А. Вартанян).XII. Авторские симф. концерты в Бельгии.

1961.II-III. Гастроли в ГДР и Австрии.15 IV. Премьера балета "Спартак" в Ереване.V. Авторские симф. концерты в Египте и Ливане.Награждение в Египте Нац. орденом науки и иск-ва 1-й степени.XI. Авторские концерты в Ленинграде (солисты Д. Б. Шафран, Ж. Тер-Мергерян).Первое исп. сонаты для фп. в Москве (исп. А. Казаков, зап. Центр. дома композиторов).

1962.4 IV. Новая пост. балета "Спартак" в Большом т-ре в Москве (балетм. Л. В. Якобсон).IX. Авторские симф. концерты в Польше.7 X. Первое исп. концерта-рапсодии для скрипки с оркестром в Ярославле (оркестр Ярославской филармонии, дир. И. Б. Гусман, солист Л. Б. Коган).

1963.II-III. Гастрольное турне по городам Японии (солисты Л. H. Оборин, Л. Б. Коган), встреча с япон комп К Ямадой.Гастроли в Италии.X-XII. Цикл юбилейных концертов (в связи с 60-летием) в Москве; авторские симф. концерты в Ленинграде, Киеве, Харькове, Баку, Ереване, Ленинакане, Кировакане, Тбилиси.

1964.4 I. Первое исп. концерта-рапсодии для виолончели с оркестром в г. Горьком (оркестр Горьковской филармонии, дир. И. Б. Гусман).IV-V. Пребывание в Вильнюсе в связи с пост балета "Спартак".VIII. Гастроли в Нидерландах.IX. Поездка в Бухарест для участия в жюри Конкурса пианистов им. Дж. Энеску.XI. Гастроли в ГДР.

1965.V. Поездка в Швейцарию для участия в жюри конкурса скрипачей; встреча с Ч. Чаплином.VIII. Гастроли в городах Греции (солисты Я. В. Флиер, В. А. Пикайзен, H. H. Шаховская), в т. ч. концерт в афинском амфитеатре Ирода Аттикуса при шеститысячной аудитории.

1967.Гастрольная поездка по городам Поволжья.

1968.Гастрольное турне по городам США (солистка К. А. Георгиан.9 IV. Премьера балета "Спартак" в Большом т-ре в Москве в новой хореографич редакции Ю. H. Григоровича.16 XII. Первое исп. концерта-рапсодии для фп. с оркестром (Большой симф. оркестр Всес. радио и центр. Телевидения, дир. Г. H. Рождественский, солист H. A. Петров, Большой зал Моск. консерватории).

1969.Поездка в Югославию, встречи с югосл. Композиторами.XI. Авторские симф. концерты в Болгарии (солистка К. А. Георгиан).

1970.Поездка в ГДР и Зап. Берлин и выступления в авторских симф. концертах.

1971.II. Гастроли в Норвегии.III. Авторские концерты в Таллине.X-XI. Гастрольное турне по городам Нидерландов, ФРГ (солисты К. А. Георгиан, В. А. Пикайзен).XII. Участие в праздновании 100-летия со дня рождения А. А. Спендиарова (Ереван).Доклад в Большом т-ре на юбилейном вечере А. А. Спендиарова. 1972.III. Авторские концерты в Ереване (солисты К. А. Георгиан, Н. А. Петров).IV. Гастроли в Минске.Поездка в США.Участие в конгрессе "В защиту греческих патриотов" (Франция).Поездка в Чехословакию, авторский симф. концерт в Братиславе.

1973.X. Юбилейные авторские концерты в Москве (в связи с 70-летием со дня рождения).XII. Авторские концерты в Тбилиси, Баку, Ереване, Ленинакане, Кировакане.

1974.Концерты в Зап. Берлине.Чествование в Париже в связи с 70-летием со дня рождения; награждение орденом Франц. Республики.X. Науч. сессия Отделения обществ. наук АН Арм. ССР, посв. X., с участием музыковедов и композиторов Москвы, Ленинграда, Еревана, Ташкента, Тбилиси, Риги, Баку.

1975.V. Участие в фестивале "Закавказская музыкальная весна" в Тбилиси.-XI. Посещение Венгрии в составе делегации сов. музыкантов в связи с Днями сов. культуры; исп. в Будапеште сонаты для виолончели соло.

1977.Гастроли в Великобритании.

1978.1 V. Смерть X.6 V. Похороны в Ереване.

Сочинения: балеты Счастье (1939, Арм. т-р оперы и балета), Гаянэ (использована музыка балета "Счастье", 1942; Ленингр. т-р оперы и балета, Пермь, Гос. пр. СССР, 1943; 2-я ред. 1952; 3-я ред. 1957), Спартак (1950-54, пост. 1956, Ленингр. т-р оперы и балета, Ленинская пр., 1959, за музыку к балету; 1968, Большой т-р, Ленинская пр., 1970, за спектакль); для солистов, хора и орк. Поэма о Сталине (сл. ашуга М. Байрамова, 1938), 3 арии Поэма, Легенда, Дифирамб (сл. нар., О. Т. Туманяна, М. Пешикташляна, 1944-46), Ода радости (сл. С. В. Смирнова, 1956), Баллада о Родине (сл. А. Г. Гарнаркерьяна, 1961); музыка Гос. гимна Арм. ССР (1944); для орк. -3 симфонии (1934; 1943, Гос. пр. СССР, 1946; Симфония-поэма, 1947), сюиты Танцевальная (1933), Валенсианская вдова (из музыки к спектаклю, 1940), Гаянэ (3 сюиты из балета, 1943), Маскарад (из музыки к спектаклю, 1944), Сталинградская битва (из музыки к фильму, 1949), Спартак (3 сюиты из балета, 1955; симф. картины из балета, 1955), Лермонтов (из музыки к спектаклю, 1959), Русская фантазия (1944), Ода памяти В. И. Ленина (1948), Торжественная поэма (1950), Приветственная увертюра (1958); для инструментов с орк. концерты для фп. (1936), для скр. (1940, Гос. пр. СССР, 1941), для влч. (1946), концерты-рапсодии для скр. (1961), влч. (1963, Гос. пр. Арм. ССР, 1965), фп. (1968; Гос. пр. СССР за триаду концертов-рапсодий, 1971); для дух. орк. 2 походных марша (1929-30), Плясовая (1932), марш No 3 (1932), Танец (1932), марш Героям Отечественной войны (1942), марш Московской Краснознамённой милиции (1973), Праздничные фанфары (для труб и барабанов, 1975); камеrно-инстр. ансамбли соната (1932), Танец (1926) и Песня-поэма (1929) для скр. и фп., трио для кларнета, скр. и фп. (1932), двойная фуга для струн. квартета (1931); для фп. соната (1961), сонатина (1959), Поэма (1926), 7 речитативов и фуг (1928-66), сюита (Токката, Вальс-каприз, Танец, 1932), 3 пьесы (Остинато, Романс, Фантастический вальс, 1945), Детский альбом (1-я тетрадь, 1926-47; 2-я тетрадь, 1965); для скр. соло соната (1975); для альта соло соната (1976); для влч. соло соната (1974); для голоса и фп. песни: На бульваре Гоголя (сл. С. В. Михалкова, 1935), В бой, комарадос (сл. Л. Смоляна, 1936), Романс Нины (из музыки к спектаклю "Маскарад", 1941), Капитан Гастелло (сл. А. Лугина, 1941), Море Балтийское (сл. Я. Родионова, 1941), Могучий Урал, Уральцы бьются здорово (сл. А. Л. Барто, 1942), Уралочка, Я жду тебя (обе на сл. Г. Славина, 1943), Слава нашей Отчизне (сл. В. И. Лебедева-Кумача, 1943), Песня о Красной Армии (совм. с Д. Д. Шостаковичем, сл. М. Голодного, 1943), Песня о Ереване, Армянская застольная, Ковёр счастья, Песня о девушке, Песня (все на сл. А. Граши, 1948-52), Песня сердца (сл. Михалкова, 1949), Моя Родина (сл. И. И. Садофьева, 1950), Присяга миру (сл. Г. Рублёва, 1950), Песня защитниц мира (сл. С. Г. Острового, 1951), Весенний карнавал (сл. П. М. Градова, 1956), Нам сегодня весело (сл. С. А. Васильева, 1963), Вам, арабские друзья (сл. Г. Г. Регистана, 1964); для хора и фп. Комсомольская-шахтёрская (сл. В. Снитковского, 1931), 3 пионерские песни (для дет. хора, сл. Н. Владимирского, Михалкова, 1933), О чем мечтают дети (для дет. хора, сл. В. В. Винникова, 1949), Вальс дружбы (сл. Г. Рублёва, 1951); для муж. хора a cappella Походная песня (из фильма "Адмирал Ушаков", сл. А. А. Суркова, 1953), Песня русских матросов (из фильма "Корабли штурмуют бастионы", сл. Суркова, 1953); обр. нар. песен 5 армянских (1931), туркм. (1931), 2 венг. (сл. А. Гидаша), турецкая Джавуз идим (1931), узб. (сл. Т. С. Сикорской, 1935), 2 таджикские (сл. А. А. Лахути, 1939); музыка к спектаклям драм. т-ров "Багдасар ахпар" ("Дядюшка Багдасар", 1927, 2-я арм. драм. студия при Моск. доме культуры Армении), "Восточный дантист" Пароняна (1928, там же), "Хатабала" Сундукяна (1928, там же), "Долг чести" Микитенко (совм. с H. H. Рахмановым, 1931, МХАТ 2-й), "Макбет" Шекспира (1933, Т-р им. Сундукяна, Ереван), "Разорённый очаг" Сундукяна (1935, 2-я арм. драм. студия при Моск. доме культуры Армении), "Большой день" Киршона (1937, Центр. т-р Красной Армии, Москва), "Баку" Никитина (совм. с А. Я. Пейсиным, 1937, Ленингр. театр-студия под рук. С. Э. Радлова), "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (1940, Т-р им. Ленинского комсомола, Москва), "Маскарад" Лермонтова (1941, Т-р им. Вахтангова, Москва), "Кремлёвские куранты" Погодина (1942, МХАТ), "Глубокая разведка" Крона (1943, там же), "Последний день" Шкваркина (1945, Т-р им. Вахтангова), "Южный узел" Первенцева (1947, Центр. т-р Советской Армии, Москва), "Сказка о правде" Алигер (1947, там же), "Илья Головин" Михалкова (1949, МХАТ), "Весенний поток" Чепурина (совм. с Н. В. Макаровой, 1953, Центр. т-р Советской Армии в Москве), "Ангел-хранитель из Небраски" Якобсона (1953, МХАТ), "Лермонтов" Лавренёва (1954, там же), "Макбет" Шекспира (1955, Малый т-р, Москва), "Король Лир" Шекспира (1958, Т-р им. Моссовета, Москва); музыка к кинофильмам "Пэпо" (1935), "Зангезур" (1938), "Сад" (1939), "Салават Юлаев" (1941), "Человек No 217" (1945), "Русский вопрос" (1948), "В. И. Ленин" (1948), "Сталинградская битва" (1949, Гос. пр. СССР, 1950), "У них есть Родина" (1950), "Секретная миссия" (1950), "Адмирал Ушаков" (1953), "Корабли штурмуют бастионы" (1953), "Салтанат" (1955), "Отелло" (1955), "Костёр бессмертия" (1956), "Поединок" (1957), "Набат мира" (1962).

Литературные сочинения: Как я работал над балетом "Счастье", в кн.: Государственный театр оперы и балета Армении, М., 1939; Музыка в киноискусстве и на кинопроизводстве, "Искусство кино", 1947, No 5; В Армении, "СМ", 1949, No 8; Италия в эти дни, там же, 1951, No 3; Как я понимаю народность в музыке, там же, 1952, No 5; Десятая симфония Д. Шостаковича, там же, 1954, No 3; Дмитрий Шостакович, "Советская культура", 1954, 1 июня; Правда о советской музыке и советском композиторе, "СМ", 1954, No 4; Встречи с финскими друзьями, там же, 1955, No 8; Несколько мыслей о Прокофьеве, в сб.: С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания, М., 1956; Н. Я. Мясковский, "СМ", 1961, No 4; Вдохновенный художник, замечательный человек (о Спендиарове), там же, 1961, No 11; Незабвенный учитель, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965; Воспоминания, в сб.: Сурен Хачатурян, Ер., 1969; Чародей армянской музыки (о Комитасе), "Коммунист", (Ер.), 1969, 21 ноября; Из воспоминаний, "СМ", 1973, No 6; О музыке наших дней, "Известия" (Московский вечерний выпуск), 1974, 1 апр.; Слово к молодёжи, "СМ", 1977, No 5.

Литература: Шавердян A., Тематика советской Армении в песнях А. Хачатуряна, "За пролетарскую музыку", 1931, No 20; его же, А. Хачатурян и его балет, "Советское искусство", 1939, 18 окт.; Дельсон В., Исполнение фортепианного концерта А. Хачатуряна, "СМ", 1937, No 9; Xубов Г., Арам Хачатурян. Эскиз характеристики, М., 1939; его же, Арам Хачатурян, М., 1962, 1967, на арм. яз. Ер., 1977; Hестьев И., О скрипичном концерте А. Хачатуряна, "СМ", 1940, No 11; Глебов И. (Асафьев Б. В.), Три имени, в сб.: Советская музыка, вып. 1, М., 1943, то же, в его кн.: Избр. труды, т. 5, М., 1957; Кабалевский Д., А. Хачатурян и его балет "Гаянэ", "Правда", 1943, 5 апр.; его же, Трижды богатый, "СМ", 1973, No 6; Ливанова Т., А. Хачатурян и его критики, там же, 1948, No 5; Шостакович Д., Самобытный художник, "Советское искусство", 1953, 10 июня; его же, Арам Хачатурян, в сб.: Дружба, М., 1957; его же, Яркий талант, "СМ", 1959, No 6; его же, Праздничное искусство, там же, 1973, No 6; Шапорин Ю., Авторский вечер А. Хачатуряна, там же, 1953, No 12; Житомирский Д., "Спартак" А. Хачатуряна, в сб.: Советская музыка, вып. 1, М., 1956; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956, с. 78-104; Мартынов И., Арам Хачатурян, М., 1956; Копен В., Современность, как история, "СМ", 1957, No 5; Шнеерсон Г., Арам Хачатурян, М., 1958; Глезер Р., Арам Хачатурян, М., 1959; Щедрин Р., Пир музыки, "Советская культура", 1959, 23 апр.; Тигранов Г., Балеты А. Хачатуряна, М., 1960, Л., 1974; его же, А. И. Хачатурян, (Л., 1978); Андроников И., Вальс Арбенина, "Огонек", 1960, No l; Карагюлян Э., Симфоническое творчество А. Хачатуряна, Ер., 1961; Корев Ю., Встреча с героем Хачатуряна, "СМ", 1961, No 10; Арутюнян М., Арам Хачатурян, Ер., 1962 (на арм. яз.); Геодакян Г., Арам Хачатурян, "Литературная Армения", 1963, No 6; его же, Традиционное и новаторское в музыке А. Хачатуряна, в сб.: Музыкальный современник, вып. 3, М., 1979; Шахназарова Н., А. Хачатурян и музыка Советского Востока, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963; ее же, Арам Хачатурян, в сб.: Музыка республик Закавказья, Тб., 1975; Оганесян Э., С любовью к жизни, "СМ", 1963, No 6; Гинзбург Л., Неисчерпаемая жизненная сила, там же, 1964, No 5; его же, Виолончельный концерт А. Хачатуряна, в его кн.: Исследования. Статьи. Очерки, М., 1971; его же, На уровне глубоких обобщений, "СМ", 1976, No 8; Варутчева Э., Музыка Хачатуряна к трагедиям Шекспира, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; её же, Лермонтов в театральной музыке Хачатуряна, в сб.: Из истории музыки XX века, М., 1971; Арутюнов Д., О роли гармонии и фактуры в музыке А. Хачатуряна, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; его же, Симфоническая форма в произведениях А. Хачатуряна, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 1, М., 1968; его же, Роль оркестровой драматургии в формообразовании 2-й симфонии А. Хачатуряна, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972; его же, О тонально-гармоническом развитии в музыке А. Хачатуряна, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975; СадовниковЕ., А. Хачатурян. Нотографический и библиографический справочник, М., 1967; Уланова Г., "Спартак", "Известия" (Московский вечерний выпуск), 1968, 10 апр.; Meдведев A., Спартак eroico, "СМ", 1968, No 10; Чеботарян Г., Полифония в творчестве А. Хачатуряна, Ер., 1969; Xанбекян A., О диссонирующих аккордах у А. Хачатуряна, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 2, М., 1973; её же, Народная диатоника и ее роль в политональности А. Хачатуряна, в сб.: Музыка и современность, вып. 8, М., 1974; Арам Хачатурян, (сб., сост., ред. и вступит. ст. Г. Геодакяна), Ер., 1972; Хренников Т., Певец социалистической действительности, "СМ", 1973, No 6;Тигранян И., Лирические образы в творчестве А. Хачатуряна, Ер., 1973; Хараджанян Р., Фортепианное творчество А. Хачатуряна, Ер., 1973; Арам Ильич Хачатурян, Сб. ст., (сост. и ред. С. Рыбакова), М., 1975; Ванслов В., Художественное совершенство. О триаде сонат Арама Хачатуряна, "СМ", 1977, No 7; Кухарский В., Величие и щедрость, там же, 1978, No 8; Демирчян К., Блистательный классик культуры социалистического реализма, там же; Персон Д., А. Хачатурян. Ното-библиографический справочник, М., 1979.

Г. Ш. Геодакян.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое хачатурян а. и.
Значение слова хачатурян а. и.
Что означает хачатурян а. и.
Толкование слова хачатурян а. и.
Определение термина хачатурян а. и.
hachaturyan a. i. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины