Музыкальная энциклопедия - хаслер х. л.
Связанные словари
Хаслер х. л.
С 1585 служил органистом и капельмейстером в Аугсбурге (в 1600, наряду с Я. Бауманом, руководитель городских трубачей); в 1601-08 был главой музыкантов Нюрнберга; с 1605 жил в Ульме (где его приняли в цех купцов); с 1608 придв. музыкант в Дрездене. Будучи органистом и купцом, X. много путешествовал, часто бывал при дворе в Праге. X. выдающийся мастер хорового письма.
Выступил продолжателем традиций А. и Дж. Габриели, а также Орландо Лассо. В его творчестве отчётливо прослеживаются формирование мажорного и минорного ладов и типичный для того времени переход от мензуральной нотации к современной, включающей деление на такты. Среди произв. X. особенно значительны "Новые немецкие песни" ("Neue Deutsche Gesang", для 4-8 голосов, сб.
, 1596, 2-е изд., 1604, 3-е изд., 1609) и "Весёлый сад новых немецких песен и инстр. танцев" ("Lustgarten Neuer Deutscher Gesang, Яalleti, Galliarden und Intraden...", 1601, 1605, 1610), Часть этих соч. (вместе с нем. песнями и пьесами Ф. Хаусмана) была издана в сб. "Садик Венеры" ("Venusgдvtlein", 1613). Предвосхитив бытовую и студенческую песню 17 в., песни X. стали вехой в истории нем. песни. В этих произв.
сложился фундамент нового для того времени гомофонного стиля (см. Гомофония), произошло разделение функций главного голоса и аккордового аккомпанемента. Как в полифонич., так и в гомофонных произв. X. проявил себя самобытным мастером нац. стиля. Среди др. произв. "Continuatio cantionum sacrarum" (8-12-гол. мотеты, опубл. 1588), Canzonette (сб. 4-гол. канцонетт, 1590), Cantiones sacrae (4-12-гол.
мотеты, 1591, 1597, 1607), Madrigali (5-8-гол. мадригалы, 1596), Missae 4-8 vocum (1599), Sacri concentus (4-12-гол. мотеты, 1601), обработки основных напевов Лютера (Psalmen und christliche Gesang..., 1607).
Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 2, М., 1959; Eitner R., Chronologisches Verzeichnis der gedruckten Werke von Hans Lee von Hasler und Orlando de Lassus, В., 1874 (Beilage zur "Monatshefte fьr Musikgeschichte", 1873-74, Jahrg.5-6); Schwдrz. R., Hans Leo Rasier unter dem EinfluЯ der italienischen Madrigalisten, "VfMw", 1893, Jahrg. 9, Vierteljahr 1-2; его же, Zur HaЯler-Forschung, "JbP", Jahrg. 13, 1906; Sandberger A., Bemerkungen zur Biographie H. L. Hasslers und seiner Brьder sowie zur Musikgeschichte der Stдdte Nьrnberg und Augsburg, "DTB", l904, Jahrg. 5, Lief. 1; Einstein A., Werke Hans Leo Hasslers, "ZIMG", 1911, Jahrg. 12, No 11; Sсhmid E. Fr., Hans Leo Hassler und seine Brьder, "Zeitschrift des historischen Vereins fьr Schwaben", 1941, Jahrg. 54; Layer A., Die ersten Augsburger Jahre Hans Leo HaЯlers, "Mf", 1955, Jahrg.
8, H. 4; Thоmas R. H., Poetry and song in the German baroque, L., 1963.Ю. В. Крейнина. .