Музыкальная энциклопедия - хассе и. а.
Связанные словари
Хассе и. а.
X.один из ведущих мастеров оперы-сериа (почти все оперы написал на либретто П. Метастазио). Примыкал к неаполитанской оперной школе. Произв. X. восхищались И. С. Бах, И. А. Хиллер, Дж. Паизиелло, Г. Берлиоз. Но уже при жизни X. стало очевидно, что его музыка принадлежит прошлому, а не устремлена в будущее. X.автор 56 опер и 13 интермедий и др. соч., в их числе оперы "Артаксеркс" (1730), "Покинутая Дидона" ("Didone abbandonata", 1742), "Арминио" (1745), "Демофонт" (1748), "Адриан в Сирии" ("Adriano in Siria", 1752), "Олимпиада" (1756), "Зенобия" (1761), "Руджеро" (1771); оратории, мессы, реквиемы, псалмы, гимны, литании, концерты для флейты с оркестром (нек-рые также в обработке для клавесина или органа), концерты для скрипки и валторны с оркестром, сольные сонаты для флейты или скрипки с basso continuo, 17 сонат для чембало, трио-сонаты.
Литература: Mennicke С., Johann Adolf Hasse, "SIMG", 1903/04, Jahrg. 5; eго же, Hasse und die Brьder Graun als Symphoniker, Lpz., 1906 (с тематич. указателем увертюр к операм и ораториям); Mьller W., J. A. Hasse als Kirchenkomponist, "Publikationen der Internationalen Musikgesellschaft", 1911, Beihefte, Jahrg. 2, H. 9 (с тематич. указателем церк. произв., кроме ораторий); Кamiеnski L., Die Oratorien von J. A. Hasse, Lpz., 1912; Rolland R., Le voyage musicale au pays du passй, P., 1920 (рус. пер.Роллан Р., Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. соч., т. 17, Л., 1935); Gerber R., Der Operntypus J. A. Hasses, "Berliner Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1925, Jahrg. 2; Sсhmidt G. F., Die frьhdeutsche Oper, Bd 1, Regensburg, 1933; Hоffmann-Erbrecht L., Deutsche und italienische Klaviermusik..., "Jenaer Beitrдge zur Musikwissenschaft". 1954, Jahrg. 1; Hansell S. H., The sole cantatas, motets and antiphons of J. A. Hasse, Ann Arbor, 1967 (Diss.); eго же, Sacred music at the "Incurаbili" in Venice at the time of J. A. Hasse, "Journal of the American Musicological Society", 1970, v. 23, No 2.Ю. В. Крейнина.Жена X. Xассе-Бордони (Hasse Bordoni) Фаустина (урожд. Бордони) (1693, по др. источникам 1695 или 1700, Венеция 4 XI 1781, там же) итал. певица (контральто). Происходила из знатного венецианского рода, воспитывалась в аристократич. доме И. Ренье-Ломбриа, где познакомилась с Б. Марчелло и стала его ученицей. Пению обучалась в Венеции в консерватории "Пиета" у Ф. Гаспарини, впоследствии совершенствовалась у А. М. Бернакки. На оперной сцене дебютировала в 1716 в венецианском т-ре "Сан-Джованни Кризостомо" в первой пост. оперы "Ариоданте" Поллароло, затем там же исполнила гл. партии на премьерах опер "Эумене" Альбинони и "Александр Север" Лотти. Уже первым выступлениям Х.-Б. сопутствовал феноменальный успех, она быстро прославилась, став одной из самых известных итал. певиц. (Восторженные венецианцы дали ей прозвище "новая Сирена".) В 1718-23 пела на оперных сценах Венеции, Флоренции, Милана (т-р "Дукале"), Болоньи, Неаполя и других городов Италии. В 1723 гастролировала в Мюнхене, в 1724-25 в Вене, Венеции и Дарме. В 1726 Х.-Б. по приглашению Г. Ф. Генделя выступила в Лондоне на сцене Королевского т-ра ("Кингс-тиэтр") в его новой опере "Александр", написанной специально для её дебюта. В Лондоне оставалась в течение 3 лет, принимала участие в первых пост. опер "Адмет, царь Фессалийский" (1727), "Ричард I, король Английский" (1727), "Кир, царь Персидский" (1728), "Птоломей, царь Египетский" (1728) Генделя, "Астианакс" Дж. Б. Бонончини (1727). С 1728 гастролировала в Париже и др. городах Франции. В том же году в Милане участвовала в первой пост. оперы "Стойкость в испытании" Альбинони (т-р "Дукале"), в сезоне 1728/29 пела в Венеции, в 1729 в Парме и Мюнхене, в 1730 в Турине (т-р "Реджо"). Возвратившись в Венецию, познакомилась с композитором А. Хассе и вскоре вышла за него замуж. С этого времени Х.-Б. в основном исполняла гл. партии в операх мужа. В 1731 была приглашена вместе с Хассе в Дрезден, где выступила в его новой опере "Клеофида". В 1734-51 ведущая солистка Дрезденской придв. оперы (продолжала выступать также в Италии, Германии, Франции). В 1751 ушла со сцены. С 1763 жила в Вене, с 1775 в Венеции.
Х.-Б. вошла в историю оперного т-ра как одна из крупнейших представительниц вок. школы бельканто. Голос певицы был сильным и гибким, исключительным по лёгкости и подвижности; её пение отличалось чарующей красотой звука, колористич. многообразием тембровой палитры, необычайной выразительностью фразировки и ясностью дикции, драматич. экспрессией в медленной, певучей кантилене и феноменальной виртуозностью в исполнении трелей, фиоритур, мордентов, восходящих и нисходящих пассажей и др., богатством динамич. оттенков (от насыщенного fortissimo до-нежнейшего pianissimo). Х.-Б. обладала тонким чувством стиля, ярким артистич. талантом, прекрасными сценич. данными, редким обаянием. Создала самые разнообразные лирич. и драматич. образы; выступала в операх Т. Альбинони, Дж. М. Орландини, М. А. Бонончини, М. Гаспарини, Дж. Порты, Л. Винчи, Г. Ф. Генделя, А. Поллароло, А. Хассе и др., нередко участвовала в первых постановках. Иск-вом Х.-Б. восхищались И. С. Бах, В. А. Моцарт (с к-рыми Х.-Б. связывала дружба), А. Дзено, И. И. Фукс, И. И. Кванц, Дж. Б. Манчини, Ч. Бёрни и др. современники певицы.
Литература: Quantz J. J., Lebenslauf, в кн.: Marpurg F. W.,Historisch-kritische Beitrдge zur Aufnahme der Musik, Bd 1, В., 1755, переизд. в кн.: Kahl W., Selbstbiographien deutscher Musiker des XVIII. Jahrhunderts, Kцln, 1948; Вurney Gh., The present state of music in France and Italy, L., 1771 (рус. пер. Бёрни Ч., Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770 г. по Франции и Италии, Л., 1961); его же, General history of music, v. 1-4, L., 1776-89; Manсini G. В., Pensieri e riflessioni pratiche sopra il canto figurato, W., 1774, 1777, пepeизд. в кн.: Delia Corte A., Canto e bel canto, Torino, 1933; Rосhlitz F., Fьr Freunde der Tonkunst, Bd 4, Lpz., 1832; Sсudо P., Hasse et la Faustina, в сб.: L'art ancien et l'art moderne, P., 1854, p. 40-75; Niggli A., F. Bordoni-Hasse, Lpz., 1880; Urbani de Gheltof G. M., La "nuova sirena" ed "il caro Sassone", Venezia, 1890; Вiehle H., Die Stimmkunst, В. 1, Lpz., 1931; Hцgg M., Die Gesangskunst der Faustina Hasse und das Sдngerinnenwesen ihrer Zeit in Deutschland, Kцnigsbrьck, 1931; Della Corte A., Satire e grotteschi di musiche e di musicisti d'ogni tempo, Torino, 1946, p. 363.С. М. Грищенко.