Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - калинников вас. с.

Калинников вас. с.

Василий Сергеевич (1 (13) I 1866, с. Воины, ныне Мценского р-на Орловской обл. 29 XII 1900 (11 I 1901), Ялта) рус. композитор. Род. в семье станового пристава. С 1878 жил в Орле. Учился в Орловской духовной семинарии, где получил начальное муз. образование и руководил хором. Одновременно брал уроки игры на скрипке. В 1884 поступил в Моск. консерваторию, но перешёл в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, к-рое окончил в 1892 по классам фагота и теории музыки. Среди педагогов К. С. Н. Кругликов (гармония), А. А. Ильинский (контрапункт и фуга), П. И. Бларамберг (оркестровка и композиция). Посещал в Моск. ун-те лекции В. О. Ключевского по рус. истории. Играл в оркестре, преподавал пение в начальных гор. уч-щах, выступал в качестве дирижёра. С 1893 вследствие прогрессирующей болезни (туберкулёз) жил преим. в Крыму. Первые сочинения К. (симф. картина "Нимфы", 1889; увертюра к кантате "Иоанн Дамаскин", 1890; "Серенада" для струн. оркестра, 1891) были исполнены ещё в его студенч. годы. В 1888 изданы 3 романса К.: "На старом кургане" (сл. И. С. Никитина), "Когда жизнь гнетут страданья и муки" (сл. Поливанова), "На чудное плечико милой" (сл. Г. Гейне). Широкую известность принесла К. его 1-я симфония (1895), исполнявшаяся с большим успехом в России и за рубежом. Несмотря на болезнь, наиболее интенсивной была творч. деятельность К. во 2-й пол. 1890-х гг. В этот период созданы 2-я симфония (1897), 2 интермеццо для оркестра, симф. картина "Кедр и пальма" (по стихотворению Гейне, 1898), музыка к трагедии "Царь Борис" А. К. Толстого (1899, Малый т-р, Москва). По заказу С. И. Мамонтова К. инструментовал одну из сцен оперы "Хованщина" Мусоргского (в связи с её постановкой в Моск. частной опере, 1897). В 1899-1900 К. работал над оперой "В 1812 году" (не окончена).

Осн. часть творч. наследия К. симф. произв. (к их числу относится и музыка к "Царю Борису", состоящая из увертюры, 4 оркестровых антрактов и 2 фанфар). В его творчестве проявилась характерная для конца 19 в. тенденция к синтезу важнейших направлений рус. симфонизма предшествующего периода. К. талантливый продолжатель традиций П. И. Чайковского и композиторов "Могучей кучки". По складу дарования К. был преим. лириком, хотя большое место в его произв. занимают эпические, жанрово-бытовые и пейзажные образы. Процесс лиризации симф. жанра особенно ярко отразился в 1-й симфонии, самом цельном и законченном сочинении К. Симфония отличается песенной широтой и выразительностью тем, поэтической мягкостью колорита. Непрерывность мелодич. потока является основой симф. развития, для к-рого характерны плавная неторопливость, отсутствие острых контрастов. 2-я симфония задумана в эпическом плане. Она уступает 1-й симфонии по богатству и свежести мелодич. материала, к тому же композитор не достиг в ней подлинной монументальности. Лирич. трактовка сюжета присуща и симф. картине "Кедр и пальма", программность к-рой носит обобщённый характер, что определило и сравнительно скромную роль колористически-изобразит. моментов в музыке. Поэтически воспринятые образы рус. природы служат фоном для воплощения лирич. чувства в лучших романсах К. (напр., "Колокола" на сл. К. Р.). Широкую популярность приобрели "Грустная песенка" для фп., а также романс "На старом кургане", в к-ром демократич. круги интеллигенции находили выражение своих вольнолюбивых стремлений. К. написал также ряд фп. пьес, получивших применение в пед. практике.

Сочинения: опера В 1812 году (либр. С. И. Мамонтова, 1899-1900, неоконч., пролог пост. 1901, Моск. частная опера); кантата Иоанн Дамаскин (сл. А. К. Толстого, 1890; увертюра исп. 1890, Москва, под упр. К.); для орк. 2 фуги (исп. 1889, Москва, под упр. К.), симф. картина Нимфы (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева, 1889, исп. 1889, Москва), сюита (1891-92, исп. 1892, Москва), увертюра Былина (1892?, исп. 1950, Москва), 2 симфонии (g-moll, 1894-95, исп. 1897, Киев и Москва; A-dur, 1895-97, исп. 1898), 2 интермеццо (1896, 1897), симф. картина Кедр и пальма (по стихотв. Г. Гейне в пер. A. Н. Майкова, 1897-98, исп. 1899, Москва); для струн. орк. Серенада (1891, исп. 1893, Москва, под упр. К.); для фп. в 2 руки 9 пьес, в т.ч. Грустная песня (g-moll, 1892-93); для фп. в 4 руки Полонез на темы симфонии No 1; для жен. хора с орк. Баллада (Над морем красавица дева сидит, сл. М. Ю. Лермонтова, 1894); для хора a cappella 2 Херувимские (1885, 1886), фуга (D-dur, 1888-89?), двойная фуга Christe eleison (1889?); для голоса с фп. -10 романсов, 16 муз. писем (к А. Ф. Арендсу, П. И. Бларамбергу, А. Т. Гречанинову, С. Н. Кругликову, С. И. Мамонтову и др.), трио Приди ко мне (сл. А. В. Кольцова); театр. музыка Царь Борис, трагедия А. К. Толстого (увертюра, 4 антракта, 2 фанфары, 1898, пост. 1899, Малый т-р, Москва).

Литературные сочинения: Письма, документы, материалы, сост. В. А. Киселёв, т. 1-2, М., 1959.

Литература: Липаев И., Памяти В. С. Калинникова, "РМГ", 1901, No 1; Кашкин Н., Из воспоминаний о В. Калинникове, "РМГ", 1901, No 51 -52; Курдюмов Ю., Тематический анализ 1-й симфонии В. Калинникова, "РМГ", 1906, No 5; Pасхалов В., В. С. Калинников. Жизнь и творчество, М. Л., 1938, 1951; Гнесин М., Рукопись В. С. Калинникова, "СМ", 1951, No 10; Григорьев A., В. С. Калинников, там же, 1951, No 1; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 3, М., 1954, гл. 6; Фрадкин В., Как создавалась первая симфония Калинникова, "МЖ", 1958, No 13; Василий Сергеевич Калинников. Краткий рекомендательный указатель, сост. В. Шевелёва, Орёл, 1960.

Ю. В. Келдыш.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое калинников вас. с.
Значение слова калинников вас. с.
Что означает калинников вас. с.
Толкование слова калинников вас. с.
Определение термина калинников вас. с.
kalinnikov vas. s. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины