Музыкальная энциклопедия - каллас м.
Связанные словари
Каллас м.
(Callas; наст. фам. Калойеропулос, Kalogeropoylos) Мария (р. 3 XII 1923, Нью-Йорк) греч. певица (лирико-драм. сопрано). С 1937 училась пению в Афинской консерватории у Э. де Идальго, выступала на сцене Афинского оперного т-ра (дебютировала в 1938). Успех К. принесло исп. партии Джоконды в опере "Джоконда" А. Понкьелли (1947, Верона, на открытой арене). В кон. 1940-х гг.
с успехом гастролировала во мн. городах Италии. С 1950 солистка т-ра "Ла Скала" (Милан), в 1952 гастролировала в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон), в 1954-55 солистка оперного т-ра в Чикаго, в 1956-58 "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). В 1960-62 снова солистка т-ра "Ла Скала" (выступала эпизодически); одновременно гастролировала в Афинах, Лондоне, Нью-Йорке и в Париже как оперная и конц.
певица. Пост. "Сицилийскую вечерню" Дж. Верди в т-ре "Реджо" в Турине. В 1965 прекратила сценическую деятельность, выступает как конц. певица. К. одна из выдающихся представительниц совр. вок. иск-ва, артистка ярко выраженного романтич. исполнит. стиля. Отличаясь высоким мастерством бельканто, она стремится к единству воплощения вок. и драм. образа, создаёт высокотрагедийные характеры; её исполнению свойственны яркая эмоциональность, страстность, психологич. проникновенность, точность муз.-сценич. деталей. Особую выразительность игре К. придаёт скульптурно-рельефный жест. К. обладает гибким голосом сочного, красивого, яркого звучания, с широким диапазоном, хорошо развитым верхним регистром, позволяющим ей исполнять и сложные партии колоратурного сопрано в операх В. Беллини, Дж. Россини, Г. Доницетти и Дж. Верди. Виртуозную технику, совершенство вокализации К. подчиняет задаче наиболее полного и точного воплощения композиторского замысла. Лучшие партии: Медея ("Медея" Керубини), Лючия; Анна Болейн ("Анна Болейн" Доницетти), Норма; Амина, Имогена ("Сомнамбула", "Пират" Беллини), Виолетта, Тоска; Леди Макбет ("Макбет" Верди). Среди др. партий: Джулия ("Весталка" Спонтини), Ифигения ("Ифигения в Тавриде" Глюка), Эльвира ("Пуритане" Беллини), Аида; Леонора ("Трубадур"), Кундри, Брунгильда ("Парсифаль", "Валькирия"), Турандот ("Турандот" Пуччини), Федора ("Федора" Джордано), Ро-зина. Приезжала в СССР в качестве чл.жюри на 4-й Междунар. конкурс им. П. И. Чайковского в Москве в 1970. Снимается в кино, занимается режиссёрской работой.
Литература: Тимохин В., Мария Каллас, в кн.: Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962; Режиссёрский дебют Марии Каллас, "За рубежом", 17-23 ноября 1972, No 47, с. 30; Rosenthal H., Sopranos of today, L., 1956, 1966; Galatopoulos St., Callas. La divina; art that conceals art, L., 1966; Callas E., My daughter-Maria Callas, (L.), 1967; Maria Callas, "Express", P., 1970, No 967, p. 70-77; Callas, "Observer", L., 1970, 8/II и 15/11, No 9317, p. 29, No 9318, p. 25.И. В. Одаховская. .