Музыкальная энциклопедия - канцонетта
Связанные словари
Канцонетта
(итал. canzonetta песенка, уменьшительное от canzone) в кон. 16-17 вв. род небольшой многоголосной вок. пьесы, лёгкой и подвижной, часто танц. характера. Возникла в Италии в процессе развития вилланеллы. К. свойственна строфа с рифмовкой аа b cс, она отличается простотой структуры, чёткостью ритма, преобладанием гомофонного, а не полифопич. склада.
К. создавались гл. обр. для 2-5 голосов. В числе авторов итал. К. Дж. Дж. Гастольди (2 сб. трёхголосных К., 1592 и 1595), О. Векки, Л. Виадана, К. Монтеверди (сб. трёхголосных К., 1584, и посмертное собр. двухголосных К., 1651) и др. Под влиянием итал. образцов К. писали также нем. и англ. композиторы (X. Л. Хаслер, Г. Айхингер и др. в Германии, Т. Морли в Англии, где в процессе развития К.
сформировался жанр арии). В 18 в. термин "К." изредка используется для обозначения сольной песни с генерал-басом, позднее с сопровождением фп. (Й. Гайдн, канцонетты на тексты А. Хунтера). Название "К." носят средние части концертов П. И. Чайковского и Б. Годара ("Романтический концерт") для скрипки с оркестром, 2-я часть "Концертной сюиты" Ц.
А. Кюи для скрипки с фп. или оркестром. У Я. Сибелиуса имеется К. для струн. оркестра, обработанная И. Ф. Стравинским для 8 солирующих инструментов.
Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. II, ч. 1, М., 1953, с. 79; Vatie11i Fr., Ganzonieri musicale del Cinquecento "RMI", XXVIII, 1921; Moser H. J., Das deutsche Chorlied zwischen Senfl und HaЯler, JbP, XXXV, 1928; (Gerson-) Кiwi E., Sulla genesi delle canzoni popolari nell' 500, в кн.: In memoriam J. Handschin, Strassb., 1962; Einstein A., The Italian madrigal, v. 1-3, Princeton, 1949; Dьrr W., Die italienische Canzonette und das deutsche Lied im Ausgang des 16. Jahrhunderts, в кн.: In Occasione dell anniversario L. Bianchi, Bologna, 1960. .