Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - керубини м. к. з. с.

Керубини м. к. з. с.

(Cherubini) Луиджи Мария Карло Зенобио Сальваторе (14 IX 1760, Флоренция -13 III 1842, Париж) композитор. По национальности итальянец. Чл. Ин-та Франции (1815).

С детства обучался музыке у своего отца Бартоломео К. (аккомпаниатора т-ра "Пергола", Флоренция), затем у Б. и А. Фе-личи, Дж. Каструччи, П. Биццари. Завершил муз. образование в Болонье, где под рук. Дж. Сарти в совершенстве овладел иск-вом полифонии. В юности писал в основном церк. музыку (в т. ч. Месса, 1773). В 1779 в Александрии была поставлена первая опера-сериа К. "Квинт Фабий". В 1782-88 пишет оперы-сериа и буффа для т-ров Ливорно, Флоренции, Рима, Венеции, Мантуи, Турина. В 1784-86 работал в Лондоне, получил звание придв. композитора. С 1788 жил в Париже, где в том же году поставил оперу "Демофонт". Франция стала для К. второй родиной. В годы Великой франц. революции композитор выступил как художник-новатор. Он написал музыку, предназначавшуюся для массовых празднеств, траурных церемоний, в т. ч. "Гимн Пантеону" (ко дню перенесения в Пантеон останков Марата), "Гимн братству", "Песни Десятого августа", а также марши для оркестра Нац. гвардии. К. вёл интенсивную муз.-пед. и просветит. работу. Он преподавал в школе Нац. гвардии, с 1795 (со дня основания) был одним из инспекторов и преподавателей Парижской консерватории (с 1816 профессор), в 1822-41 её директором. Под его рук. консерватория стала одним из лучших муз. уч. заведений Европы. К. принадлежит ряд муз. трактатов, уч. пособий, в т. ч. "Курс контрапункта и фуги" (1835). После установления диктатуры Наполеона Бонапарта (ноябрь 1799) и в последующие годы в жизни К. наступил трудный период. Из произв. последних лет (более 100) лишь немногие (преим. духовных жанров) отмечены самобытностью и достигают уровня сочинений революционных лет.

К. один из крупнейших оперных композиторов периода Великой франц. революции. Он синтезировал в своём творчестве лучшие нац. традиции итал. оперы (оперы-сериа и буффа) и принципы глюковской драматургии. Уже в "Демофонте" К. стремился к передаче контрастной динамики драм. действия, уравновешивая вок. и орк. партии как одинаково важные средства муз.-сценич. выразительности. Его творчество как бы завершило эпоху классич. оперного иск-ва 18 в. и в то же время проложило путь романтич. опере 19 в. К. явился одним из создателей нового муз.-сценич. жанра "оперы спасения": "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794), "Два дня" (1800, в России получила известность под назв. "Водовоз"). Одним из ярких произведений К. является трагич. опера "Медея" (1797), во многом предвосхищающая романтич. оперу 19 в. Для оперного стиля К. характерны мужественная простота и клас-сич. ясность, "говорящие" инстр. речитативы, мелодии, свобода и выразительность, использование нар. песенных мотивов. Лучшие черты творчества К. проявились в увертюрах и интродукциях-антрактах опер, к-рые сыграли большую роль в эволюции инстр. музыки 18 в. Среди произв. др. жанров выделяется церковная музыка, отличающаяся безупречным полифоническим мастерством. Музыку К. высоко ценили Л. Бетховен и М. И. Глинка.

Сочинения: оперы Квинт Фабий (1779, Александрия), Покинутая Армида (Armida abbandonata, 1782, т-р "Пергола", Флоренция), Адриан в Сирии (1782, Ливорно), Мессенцио, царь Этрурии (1782, т-р "Пергола", Флоренция), Квинт Фабий Максим (1783, т-р "Арджентина", Рим), Жених трёх и муж ни одной (Lo sposo di tre, marito di nessuna, 1783, т-р "Сан-Самуэле", Венеция), Идалидо (1784, т-р "Пергола", Флоренция), Александр в Индии (1784, Мантуя), Деметрио (1784, Лондон), Притворная принцесса (La finta principessa, 1785, там же). Маркиз Тюльпан (1788, там же), Джулио Сабино (1786, там же), Ифигения в Авлиде (1788, т-р "Реджо", Турин), Демофонт (1788, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж), Маргарита Анжуйская (1790, т-р Тюильри), Лодоиска (1791, т-р "Фейдо", Париж), Королевский конгресс (Le Congrиs des rois, совм. с А. Бертоном, 1794, т-р "Фавар", Париж), Элиза (Elisa ou Le Voyage au Mont-Bernard, 1794, т-р "Фейдо", Париж), Кукурджи (соч. в 1794-95, позднее музыка использована в опере Али-Баба), Медея (1797, т-р "Фейдо", Париж), Португальский отель (L'Hфtellerie portugaise, 1798, там же), Наказание (La Punition, 1799, там же), Эмма, или Пленница (Emma, ou La Prisonniиre, совм. с А. Буальдьё, 1799, т-р "Монтансье", Париж), Два дня (1800, т-р "Фейдо", Париж; в России под назв. "Водовоз"), Анакреон, или Мимолётная любовь (Anacreon ou L'Amour fugitif, 1803, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж), Фаниска (1806, Придв. опера, Вена), Пигмалион (1809, т-р Тюильри), Крещендо (1810, т-р "Опера комик", Париж), Абенсераги (Les Abencйragues ou L'Etendard de Grenade, 1813, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж), Али-Баба, или Сорок разбойников (1833, там же) и др.; кантаты, в т. ч. Амфион (1786), Цирцея (Circe, 1789), Клитемнестра (1794), кантата для Национальной гвардии (1814), Женитьба Соломона (Le Mariage de Solomon, 1816) и др.; церк. музыка 11 месс, 2 реквиема, Credo (для 8 голосов и орк.), 4 литании, Магнификат, Miserere е Те Deum (с орк.), 2 Жалобы Иеремии (2 Lamentazioni di Geremia, с орк.), Ave Maria (с орк.), мотеты, антифоны и др.; для орк. увертюра и симфония (1815), Похоронный марш (Marcia funebre, 1820); камерные инстр. ансамбли 6 квартетов (1814, 1829, 1834, 1835, 1835, 1837), квинтет (1837); для фп. Фантазия (1810), 6 сонат; для голоса -8 гимнов и революционных песен, 77 романсов, ноктюрны, канцоны, песни, оды, каноны (2-, 3-, 4-гол.) и др.

Литература: Асафьев Б., Глинка, М.-Л., 1950 (Добавление); Александрова В., Луиджи Керубини, "СМ", 1960, No 10; Treitsсhke G., Bemerkungen ьber Cherubinis Medea, W., 1802; Miel E., Notice sur la vie et les oeuvres de Cherubini, P., 1842; Adam A., Derniers souvenirs d'un musicien, P., 1859; Вennett I., L. Cherubini, L., 1883; Wittmann M., Cherubini, Lpz., 1895; Hohenemser R., L. Cherubini, Sein Leben, seine Werke, Lpz., 1913; Confalonieri G., Prigionia di un artista: il romanzo di Luigi Cherubini, v. 1-2, Mil., 1948; Schlitzer F., Ricerche su Cherubini, Siena, 1954; L. Cherubini nel Il Centenario dйlia nascita a cura di A. Damerini, Firenze, 1962.

C. M. Грищенко.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое керубини м. к. з. с.
Значение слова керубини м. к. з. с.
Что означает керубини м. к. з. с.
Толкование слова керубини м. к. з. с.
Определение термина керубини м. к. з. с.
kerubini m. k. z. s. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины