Музыкальная энциклопедия - концертные залы
Связанные словари
Концертные залы
В 20 в. продолжается интенсивное строительство К. з. Возводятся спец. помещения для камерных концертов, восстанавливаются и переоборудуются под К. з. старинные дворцы и замки, в ряде случаев в качестве К. з. используются церк. здания. Наряду с этим создаются большие К. з. (3 тыс. и более мест), где применяются новейшие достижения акустич. техники. Характерным становится переход от квадратной формы первых К. з. к прямоугольной или овальной, с эстрадой, чётко отделённой от зрит. рядов. В отд. случаях эстрада размещается в центре зала. Размеры совр. К. з. различны: камерные залы (до 500 мест) предназначаются гл. обр. для выступлений солистов, для сонатных вечеров и небольших инстр. и вок. ансамблей; большие залы (от 500 мест и более) для выступлений симф. оркестров, хоров, песенных и хореографич. коллективов, а также ведущих солистов. Существуют также т.н. летние К. з., сооружаемые на открытом воздухе в виде амфитеатров с эстрадой-"раковиной" либо с местами для зрителей под лёгкой навесной крышей. Подобные залы строятся б. ч. в курортных местах и пригородных зонах крупных городов. Разнообразными К. з. обладают все совр. культурные центры мира. Большинство залов принадлежит филармониям, муз. об-вам, консерваториям, проф. объединениям. К лучшим заруб. К. з. относятся К. з. Об-ва друзей музыки (Вена), Дома искусств им. Сметаны (Прага), "Атенеум" (Бухарест), "Болгария" (София), "Фестивал-холл" и "Альберт-холл" (Лондон), "Линкольн-сентер", "Карнеги-холл" (Нью-Йорк), "Консертгебау" (Амстердам), Западноберлинской филармонии, "Гаво", "Плейель" (Париж), "Консертхусет" (Стокгольм) и др.
Первыми К. з. в России служили в 18 в. театр. залы, залы муз. клубов, учебных заведений (Смольного и Екатерининского ин-тов, Академии художеств в Петербурге, Моск. ун-та и др.), с 19 в. также помещения дворянских собраний Петербурга, Москвы и др. городов, где регулярно давались платные концерты. Во 2-й пол. 19 в. были построены большие К. з. при Петерб. и Моск. консерваториях, а позже и ряд спец. помещений в др. городах. После Великой Окт. социалистич. революции в К. з. были превращены помещения дворянских собраний (К. з. Ленингр. филармонии, Колонный зал Дома Союзов в Москве, зал Филармонии им. Н. В. Лысенко в Киеве и др.). Наряду со строительством новых К. з. спец. назначения (в Ереване, Таллине, Минске и др. городах) под К. з. переоборудуется ряд старых помещений, использовавшихся прежде в иных целях (Зал Энгельгардта впоследствии Малый зал имени М. И. Глинки Ленингр. филармонии, Кремлёвский К. з. в Горьком, зал Домского собора в Риге и др.). Спец. К. з. существуют во всех столицах союзных республик и крупных культурных центрах. В 60 нач. 70-х гг. получила распространение практика строительства т.н. комбинированных К. з., отличающихся повышенной вместимостью (от 3 до 6 тыс. чел.) и приспособленных как для концертов, так и для др. массовых мероприятий конгрессов, театрализованных представлений, демонстраций кинофильмов (Кремлёвский Дворец съездов в Москве, киноконцертные залы "Октябрьский" в Ленинграде, "Октябрь" в Москве, "Украина" в Харькове и др.). Крупные К. з. сооружаются при больших гостиницах ("Советская" в Москве и др.). К. з. в СССР имеют мн. уч. заведения, предприятия, обществ. организации (в т.ч. Всесоюзный дом композиторов в Москве), рабочие, сельские и студенческие дворцы и дома культуры, клубы. К. з. летнего типа построены в курортных городах Сочи, Юрмала, Паланга и др. Наиболее крупные специализированные К. з. в СССР: Большой и Малый залы Моск. консерватории им. П. И. Чайковского, Колонный зал Дома союзов, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Государственный К. з. "Россия" в Москве, Большой и Малый залы Ленингр. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Малый зал им. М. И. Глинки Ленингр. филармонии, К. з. Азербайджанской консерватории (Баку), К. з. "Эстония" (Эстонской гос. филармонии в Таллине), К. з. Грузинской гос. филармонии в Тбилиси, К. з. филармонии в Казани, К. з. органной и камерной музыки в Кутаиси, К. з. т-ра "Ванемуйне" в Тарту, К. з. Дворца культуры "Украина" в Киеве, К. з. Дворца им. В. И. Ленина в Алма-Ате и др.
Литература: Семенова И. Н., Ступель А. М., Малый зал имени М. И. Глинки; Андроников И. Л., Большой зал филармонии одно из лучших мест на земле, обе в сб.: Ленинградская гос. ордена Трудового Красного Знамени филармония, М., 1972; Московская филармония (сост. Л. Григорьев, Я. Платек), М., 1973, с. 219-22; Cremer L., Die wissenschaftlichen Grundlagen der Raumakustik, Bd I. Geometrische Raumakustik, Stuttg., 1948; Bd II. Statistische Raumakustik, Stuttg., 1961; Papkin P. H., Scholes W. E., Derbyshire A. G., The Reverberationtimes of Ten British Concert Halls, "Acustica" 1952, v. 2; Kьhl W., Ьber Versuche zur Ermittlung der gьnstigsten Nachhallzeit groЯer Musikstudios, там же, 1954, v. 4; Bruckmayer Fr., Handbuch der Schalltechnik im Hochbau, W., 1962.M. M. Яковлев.