Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - конюс г. э.

Конюс г. э.

Георгий Эдуардович (1(13) X 1862, Москва 28 VIII 1933, там же) сов. музыкальный теоретик, композитор, педагог. Засл. деятель искусств РСФСР (1927). Сын Э. К. Конюса. В 1881-89 учился в Моск. консерватории у П. А. Пабста (фп.), но вследствие заболевания рук оставил пианистич. специальность; в 1889 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. С. Аренского (теорией занимался у С. И. Танеева). С 1891 преподавал там же гармонию и инструментовку; в 1899 был уволен из Моск. консерватории из-за конфликта с директором консерватории В. И. Сафоновым. С 1902 профессор Муз.-драм. уч-ща при Моск. филармонич. об-ве (в 1904-05 директор). В 1905 уволен из уч-ща по политич. причинам (выступал за автономию консерватории). В 1912-19 профессор композиции Саратовской консерватории (в 1917-19 ректор). В 1920-33 профессор кафедры анализа форм (в 1922-29 декан композиторского ф-та) Моск. консерватории. Среди учеников К. Н. К. Метнер, А. Н. Скрябин, С. Н. Василенко, Ю. С. Сахновский, К. С. Сараджев, В. В. Пасхалов, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике, Б. Э. Хайкин, В. Э. Ферман, Д. Р. Рогаль-Левицкий, B. В. Хвостенко. В 1900-1910-е гг. участвовал в работе Муз.-этнографич. комиссии при Моск. ун-те, муз.-научного кружка (с 1908 "Музыкально-теоретическая библиотека"). В 1921-31 возглавлял лабораторию метротектонич. анализа при ГИМНе. В 1886-1912 выступал как муз. критик в газ. "Московские ведомости", а также "Русское слово", "Новости дня" и др.

Автор муз. произв., в т.ч. балета "Даита" (1896), для хора и оркестра "Гимна труду" (1912), гимна "1917 год", симф. и камерных соч., романсов. Его сюита для оркестра с хором "Из детской жизни" (1893) и симф. картина "Лес шумит" (1890) вызвали горячее одобрение П. И. Чайковского.

К. является создателем теории метротектонизма, принадлежащей к наиболее оригинальным муз.-научным концепциям (наряду с теориями Б. Л. Яворского, C. И. Танеева и Г. Л. Катуара), выдвинутым рус. муз. теорией нач. 20 в. К. исследовал в основном лишь одну сторону муз. целого временные отношения, считая найденный им "закон равновесия временных величин" абсолютным, в равной мере касающимся как нар. песни, так и произв. совр. композиторов. К. принял в качестве основы своей теории не "покровные", а "скелетные" цельности (термины К., разница между тем и другим подобна различию мотива и такта).

Л. Бетховен. 5-я симфония, 3-я часть.

К. показал значение временных пропорций (в тактовых соотношениях) для муз. формы как целого. Согласно его теории, временные единицы 2-й половины формы (или в нек-рых случаях крупной её части) отражают соответствующие им единицы 1-й половины. Математич. точность пропорций выражает отточенность формы, необходимую для всякого художеств. произв. независимо от его содержания. К. осветил один из аспектов проявления в музыке основных общих эстетич. законов меры, симметрии (в широком смысле слова, а не только как зеркальности), гармонич. ("кристаллического" термин К.) порядка и обосновал один из т.н. точных методов в музыковедении, помогающий вскрыть структурные закономерности в музыке (см. схему). Однако теория К. страдала абсолютизацией временных отношений, недостаточностью историко-генетич. и эстетич. обоснований, сложностью, многозначностью принципов членения формы, чрезмерной прямолинейностью в конкретизации концепционных положений, натяжками. Это вызвало критику теории метротеклонизма со стороны рус. и заруб. музыковедов. К. критиковал (отчасти необоснованно) концепции метра и формы 19 в. (Р. Вестфаля, X. Римана, Э. Pраута).

К. перевёл (с рукописи) "Руководство к практическому изучению инструментовки" Э. Гиро (М., 1892). Ряд работ К. (рукоп.) хранится в Гос. центр. музее муз. культуры им. М. И. Глинки (в т.ч. гл. его труд "Эмбриология и морфология музыкального организма").

Схема увертюры к опере "Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта.

Сочинения: Сборник задач... для практического изучения элементарной теории музыки, М., 1892; Пособие к практическому изучению гармонии..., М., 1894; Задачник по инструментовке, ч. 1-3, М., 1906-1909; Метротектоническое исследование проблемы музыкальной формы..., "Музыкальная культура", 1924, No 1, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965; О метротектоническом разрешении проблемы музыкальной формы, "Музыкальная культура", 1924, No 3; Adagio sostenuto сонаты Бетховена op. 27, No 2 метротектоническом освещении, "Музыкальное образование", 1927, No 1-2, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965; Шуберт и музыкальные формы, в сб.: Венок Шуберту. 1828-1928, М., 1928; Курс контрапункта строгого письма в ладах, М., 1930; Синтаксис музыкальной речи, "Пролетарский музыкант", 1930, No 4, 1932, No 4; Критика традиционной теории в области музыкальной формы, М., 1932; Метротектоническое исследование музыкальной формы, М., 1933; Научное обоснование музыкального синтаксиса, М., 1935; Анализ Adagio Патетической сонаты Бетховена, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965, в сб.: Из истории советской бетховенианы, М., 1972.

Литература: Карасёв П., Лекция Г. Э. Конюса о музыкальной форме, "РМГ", 1908, No 10; Ферман В., О принципах метротектонизма, "Музыкальное образование", 1928, No 2; его же, Памяти Г. Э. Конюса, "СМ", 1933, No 5; Мазель Л. A., О метротектонизме, "Пролетарский музыкант", 1929, No 7-8; Крылов П. Д., Г. Э. Конюс..., М., 1932; Мазель Л., Rыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, М., 1939; Хвостенко В. В., Г. Э. Конюс и Б. Л. Яворский, "Советский музыкант", 1962, 12 дек., No 37-38; Г. Э. Конюс. Статьи, материалы, воспоминания, М., 1965; Рогаль-Левицкий Д. Р., Г. Э. Конюс, в сб.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966.

Ю. Н. Холопов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое конюс г. э.
Значение слова конюс г. э.
Что означает конюс г. э.
Толкование слова конюс г. э.
Определение термина конюс г. э.
konyus g. e. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины