Музыкальная энциклопедия - легар ф.
Связанные словари
Легар ф.
Ранние соч. Л. заслужили одобрение А. Дворжака и И. Брамса. С 1888 работал скрипачом-концертмейстером оркестра объединённых т-ров в Бармен-Эльберфельде, затем в Вене. Вернувшись на родину, с 1890 работал капельмейстером в разл. воен. оркестрах. Написал много песен, танцев и маршей (в т.ч. популярный марш, посв. боксу, и вальс "Золото и серебро"). Приобрёл известность после пост. в Лейпциге в 1896 оперы "Кукушка" (по имени героя; из рус. жизни времён Николая I; во 2-й ред. "Татьяна"). С 1899 был полковым капельмейстером в Вене, с 1902 2-м дирижёром "Театра ан дер Вин". Постановкой в этом т-ре оперетты "Венские женщины" начался "венский" осн. период творчества Л. Он написал свыше 30 оперетт, среди к-рых наибольший успех имеют "Весёлая вдова", "Граф Люксембург", "Цыганская любовь". Лучшие произв. Л. характеризуются искусным сплавом интонаций австр., сербских, словацких и др. песен и танцев ("Плетельщик корзин" "Der Rastelbinder", 1902) с ритмами венг. чардашей, венг. и тирольских песен. В нек-рых опереттах Л. сочетаются совр. ему новейшие амер. танцы, канканы и венские вальсы; в ряде оперетт мелодии построены на интонациях рум., итал., франц., исп. нар. песен, а также на польских танц. ритмах ("Голубая мазурка"); встречаются и др. "славянизмы" (в опере "Кукушка", в "Танцах голубой маркизы", опереттах "Весёлая вдова" и "Царевич"). Однако в основе творчества Л. венг. интонации и ритмы. Мелодии Л. легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна "чувствительность", но они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центр. место в опереттах Л. занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классич. венской оперетты, вальсы Л. характеризуются нервной пульсацией. Л. находил новые выразит. средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно установить появление разл. танцев в Европе). Мн. оперетты Л. неоднократно переделывал, обновлял либр. и муз. язык, и они шли в разные годы в разных т-рах под др. назв. Л. придавал большое значение оркестровке, часто вводил нар. инструменты, в т.ч. балалайку, мандолину, цимбалы, тарогато, чтобы подчеркнуть нац. колорит музыки. Его инструментовка эффектна, насыщенна и красочна; часто сказывается влияние Дж. Пуччини, с к-рым Л. связывала большая дружба; черты, родственные веризму и др., проявляются также в сюжетах и характерах нек-рых героинь (напр., Ева из оперетты "Ева" простая фабричная работница, в к-рую влюбляется хозяин стекольного завода). Творчество Л. во многом определило стиль новой венской оперетты, в к-рой место гротесковых сатирич. буффонад заняли бытовая муз. комедия и лирич. драма, с элементами сентиментальности. Стремясь приблизить оперетту к опере, Л. углубляет драм. коллизии, развивает муз. номера почти до оперных форм, широко применяет лейтмотивы ("Наконец, одни!" и др.). Эти черты, наметившиеся еще в "Цыганской любви", особенно проявились в опереттах "Паганини" (1925, Вена; ее сам Л. считал романтической), "Царевич" (1925), "Фридерика" (1928), "Джудитта" (1934) Совр. критики называли лирич. оперетты Л. "легариадами". Сам Л. назвал свою "Фридерику" (из жизни Гете, с муз. номерами на его стихи) зингшпилем.
Сочинения: опера Кукушка (1896, Лейпциг; под назв. Татьяна, 1905, Брно), оперегты Венские женщины (Wiener Flauen, 1902, Вена), Шуточная свадьба (Juxheirat, 1904, Вена), Веселая вдова (Die lustige Witwe, 1905, Вена, 1906, Петербург, 1935, Ленинград), Муж с тремя женами (Der Mann mit den drei Frauen, Вена, 1908), Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg, 1909, Вена, 1909; Петербург, 1923, Ленинград), Цыганская любовь (Zigeuner Liebe, 1910, Вена, 1935, Москва; 1943, Будапешт), Ева (1911, Вена, 1912, Петербург), Идеальная супруга (Die ideale Gattin, 1913, Вена, 1923, Москва), Наконец, одни! (Endlich allein, 1914, 2-я ред Как прекрасен мир! Schцn ist die Welt!, 1930, Вена), Там, где жаворонок поет (Wo die Lerche singt, 1918, Вена и Будапешт, 1923, Москва), Голубая мазурка (Die blaue Mazur, 1920, Вена, 1925, Ленинград), Королева танго (Die Tangokцnigin, 1921, Вена), Фраскита (1922, Вена), Желтая кофта (Die gelbe Jacke, 1923, Вена, 1925, Ленинград, с новым либр. Страна улыбок Das Land des Lдchelns, 1929, Берлин) и др., зингшпили, оперетты для детей; для орк. танцы, марши, 2 концерта для скр. с орк., симф поэма для голоса с орк Лихорадка (Fieber, 1917), для фп. пьесы, песни, музыка к спектаклям драм. т-ра.Литература: Ярон Г., Ференц Легар классик оперетты, "СМ", 1958, No 10, с. 67-73, Knosp G., Franz Lehar, Brux, 1935; Czech St., Franz Lehбr, sein Weg und sein Werk, B., 1940, neue Aufl., L.-W.-Z., 1948; его же, Schцn ist die Welt. Franz Lehбrs Leben und Werk, В., (1957); Peteani M. von, Franz Lehбr Seine Musik, sein Leben, W.-L., 1950, 1952, Macqueen-Pope W. J., Murray D. L., Fortune's Favourite, L., 1953; Stein Fr., 50 Jahre "Die lustige Witwe", W.-Wiesbaden, 1955; Katalog der Buhnenwerke von Franz Lehar, W., 1955.Ш. Калош.