Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - ленинградский малый театр оперы и балета

Ленинградский малый театр оперы и балета

(Ленинградский ордена Ленина академический Малый театр оперы и балета) один из ведущих муз. т-ров в СССР. Осн. в Петрограде в 1918. Открыт в здании быв. Михайловского т-ра (зрит. зал на 1248 мест). Неск. раз менял наименование: в 1920 Гос. академич. т-р комич. оперы, с 1921 Малый петрогр. гос. академич. т-р, с 1926 Гос. акад. Малый оперный т-р, с 1964 совр. название. Первоначально на его сцене шли спектакли Мариинского т-ра, но уже в сезоне 1918/19 т-р имел собств. оркестр, хор и художественно-постановочную часть; солисты привлекались из труппы Гос. акад. т-ра оперы и балета. В 1931 т-р получил самостоят. труппу.

В первые годы существования т-р ориентировался на малые оперные формы, ставил лирич. и комедийные спектакли, классические оперетты: "Миньон" Тома (1918), "Птички певчие" Оффенбаха (1918), "Царь-плотник" Лорцинга (1919), "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова (1919), "Корневильские колокола" Планкета (1919), "Нищий студент" Миллёкера (1920), "Фра-Дьяволо" Обера (1920), "Луиза" Шарпантье (1920), "Вертер" Массне (1920), "Ёлка" Ребикова (1921), "Рафаэль" Аренского (1921), "Скупой рыцарь" Рахманинова (1921), "Сын мандарина" Кюи (1921), "Цыганский барон" Штрауса (1922), "Герцогиня Герольштейнская" Оффенбаха (1922), "Иоланта" Чайковского (1923), "Золотой петушок" Римского-Корсакова (1923), "Там, где жаворонок поёт" и "Ева" Легара (1923) и др. В числе солистов С. В. Балашов, Н. Н. Бутягин, Н. Л. Вельтер, Б. О. Гефт, О. Н. Головина, В. П. Грохольский, А. М. Кабанов, В. И. Кильчевский, Н. И. Ковальский, К. Ф. Комиссарова, E. А. Красовская, И. В. Лелива, A. Ю. Модестов, Е. Г. Ольховский, Г. Н. Орлов, А. И. Попова-Журавленко, В. Ф. Райков, Ф. Л. Ратнер, М. А. Ростовцев, Д. М. Снежинская, М. П. Софронова, Б. М. Фрейдков, П. И. Чекин, Н. Я. Чесноков и др.

С сер. 20-х гг. т-р активно работает над сов. оперой. Появляются спектакли "За красный Петроград" Гладковского и Пруссака (1925), "Нос" Шостаковича (1930), "Камаринский мужик" (1933, 2-я ред. 1935), "Мать" (1939) Желобинского, "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1934), "Тихий Дон" (1935) и "Поднятая целина" (1937) Дзержинского, "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси") Кабалевского (1938), "Мятеж" Ходжа-Эйнатова (1938), "Помпадуры" Пащенко (1939).

С 1933 под рук. Ф. В. Лопухова начала работу балетная труппа (в неё входили Н. А. Зубковский, Г. И. Исаева, Г. Н. Кириллова, К. В. Леонидова, B. М. Розенберг, Н. С. Соколов, Б. А. Фенстер, H. H. Филипповский и др.); были пост. балеты "Арлекинада" Дриго (1933), "Коппелия" (1934) и "Фадетта" (1936) Делиба, "Светлый ручей" Шостаковича (1935), "Тщетная предосторожность" Гертеля (1937), "Кавказский пленник" (1938) и "Ашик-Кериб" (1940) Асафьева, "Сказка о попе и о работнике его Балде" Чулаки (1940).

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 т-р находился в Оренбурге. Там были пост. "Кровь народа" Дзержинского, "Калинка" Аксюка и Черёмухина, "Сильнее смерти" Волошинова, "Иоланта"; "Надежда Светлова" Дзержинского (все в 1943); в 1944 т-р вернулся в Ленинград. В 40-50-е гг., продолжая широко пропагандировать произв. сов. композиторов, т-р ставит также рус. и заруб. классику, стремится возродить забытые и редко исполняемые соч. Среди пост.: оперы "Война и мир" Прокофьева (1946), "Молодая Гвардия" Мейтуса (1950), "Сицилийская вечерня" (1952) и "Дон Карлос" (1955) Верди, "Летучий голландец" Вагнера (1957), "Фиделио" Бетховена (1958), "Эсмеральда" Даргомыжского (1958), балеты "Мнимый жених" (1946) и "Юность" (1949) Чулаки, "Сольвейг" на музыку Грига (1952), "Семь красавиц" К. Караева (1953) и др. В труппе т-ра в эти годы: певцы А. Е. Алмазов, Т. В. Богданова, М. А. Довенман, Т. Н. Лаврова, B. Т. Морозов, А. И. Ступальская, А. В. Сутягин, C. Н. Шапошников и др., артисты балета В. С. Зимин, Ю. П. Литвиненко, Ю. В. Малахов, Н. Р. Мириманова, Г. Н. Пирожная, Л. Н. Сафронова, В. М. Станкевич, А. С. Хамзин и др. Значит. вклад в развитие т-ра внесли худ. рук. и дирижёр С. А. Самосуд (1918-36), гл. дирижёры Б. Э. Хайкин (1936-44), Э. П. Грикуров (1944-67), режиссёр Н. В. Смолич (1925-30), гл. балетмейстеры P. В. Лопухов (1932-35), Л. М. Лавровский (1935-45), Б. А. Фенстер (1945-53), П. А. Гусев (1960-62), И. Д. Бельский (1962-72).

Среди пост. 60 нач. 70-х гг.: оперы "Отелло" (1962); "Принцесса Турандот" Пуччини (1963), "Виринея" Слонимского (1967), "Горцы" Чалаева (1971), "Порги и Бесс" Гершвина (1972), "Ифигения" (композиция по операм Глюка, 1972), "Не только любовь" Щедрина (1973); балеты "Петрушка" (1961) и "Весна священная" (1969) Стравинского, "Барышня и хулиган" (1962), "Одиннадцатая симфония" (1966) на музыку Шостаковича, "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1968), "Тщетная предосторожность" Герольда (1971), "Гаянэ" (1972), "Коппелия" (1973); "Ярославна" Тищенко (1974).

В труппе т-ра (1975): певцы засл. арт. РСФСР В. К. Ретюнский, засл. арт. УССР Л. А. Сиренко, засл. арт. Даг. АССР Н. П. Зазнобина, В. А. Кузнецов, М. Л. Петрова, артисты Н. Н. Алексеев, Е. С. Гороховская, Н. А. Григоренко, Т. С. Ерастова, Д. В. Ермолаева, М. Е. Калиновский, В. З. Кочкин, С. П. Лейферкус, Ю. М. Марусин, В. Р. Панкратов, В. А. Реготун, В. Н. Смирнов, Е. П. Целовальник, Е. Г. Шумская и др.; солисты балета засл. арт. РСФСР Н. А. Долгушин, В. С. Муханова, Г. В. Покрышкина, A. М. Сидоров, артисты Е. Г. Алканова, А. П. Евдокимов, Г. Р. Замуэль, С. А. Козадаев, А. Н. Малышева, B. Б. Островский, П. М. Русанов, Т. В. Статкун, Т. И. Фесенко, Л. В. Филина и др.; гл. дирижёр засл. деят. иск-в РСФСР А. С. Дмитриев, дирижёры Ю. Б. Богданов, П. А. Бубельников; гл. режиссёр нар. арт. РСФСР Э. Е. Пасынков, гл. балетмейстер засл. арт. Даг. АССР О. М. Виноградов, гл. хормейстер засл. деят. иск-в Даг. АССР М. Г. Травкин. В 1939 за заслуги в деле создания спектаклей сов. композиторов т-р награждён орденом Ленина.

Литература: 20 лет Государственного академического Малого оперного театра. 1918-1938, Л., (1939); Музыкальный Ленинград. Сб. ст., Л., 1958; Друскин М., Музыкальная культура Петербурга Петрограда Ленинграда, в его кн.: История и современность, Л., 1960; Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Музыкально-исторические очерки, (Л., 1967); Малый театр оперы и балета. (Сб. ст., Л., 1968).

Л. В. Михеева.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ленинградский малый театр оперы и балета
Значение слова ленинградский малый театр оперы и балета
Что означает ленинградский малый театр оперы и балета
Толкование слова ленинградский малый театр оперы и балета
Определение термина ленинградский малый театр оперы и балета
leningradskiy malyy teatr opery i baleta это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины