Музыкальная энциклопедия - ленинградская академическая капелла
Связанные словари
Ленинградская академическая капелла
В 1850-82 конц. деятельность капеллы проходила гл. обр. в зале Концертного общества при капелле. Являясь центром рус. хор. культуры, капелла оказывала влияние не только на формирование традиций хор. исполнения в России, но и на стиль хор. письма без сопровождения (а cappella). Видные рус. и зап. музыканты-современники (В. В. Стасов, А. Н. Серов, А.
Адан, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман и др.) отмечали стройность, исключительный ансамбль, виртуозную технику, безупречное владение тончайшими градациями хор. звучания и великолепные голоса (особенно басов-октавистов). Возглавляли капеллу муз. деятели и композиторы: M. P. Полторацкий (1763-1795), Д. С. Бортнянский (1796-1825), Ф. П. Львов (1825-36), А. Ф. Львов (1837-61), Н. И. Бахметев (1861-83), М. А. Балакирев (1883-94), А. С. Аренский (1895-1901), С. В. Смоленский (1901-03) и др. В 1837-39 капельмейстером капеллы был М. И. Глинка. С 1816 директорам капеллы было предоставлено право издавать, редактировать и разрешать к исполнению духовные хор.сочинения рус. композиторов. В 1846-1917 при капелле существовали гос. очные и заочные дирижёрские (регентские) классы, с 1858 открылись инстр. классы по разл. орк. специальностям, готовившие (по программам консерватории) солистов и артистов оркестра высшей квалификации. Особого развития классы достигли при Н. А. Римском-Корсакове (пом.
управляющего в 1883-94), создавшем в 1885 из уч-ся капеллы симф. оркестр, выступавший под управлением виднейших дирижёров. Педагогами инстр.-хор. классов были известные дирижёры, композиторы, музыканты-исполнители. В 1905-17 деятельность капеллы ограничивалась в основном церковно-культовыми мероприятиями.После Окт. революции 1917 в репертуар капеллы вошли лучшие образцы мировой хор. классики, произв. сов. композиторов, нар. песни. В 1918 капелла преобразована в Нар. хор. академию, с 1922 Гос. акад. капелла (с 1954 имени М. И. Глинки). В 1920 хор пополнился жен. голосами и стал смешанным. В 1922 при капелле организованы хор. школа и дневной хор. техникум (с 1925 и вечерний для взрослых).
В 1945 на базе хор. школы учреждено Хор. уч-ще при капелле (с 1954 имени М. И. Глинки). В 1955 Хор. уч-ще выделилось в самостоят. организацию. Коллектив капеллы ведёт большую конц. работу. В её репертуаре классич. и совр. хоры без сопровождения, программы из произв. сов. композиторов, нар. песни (рус., укр. и др.), а также крупные произв. кантатно-ораториального жанра, многие из к-рых исполнялись капеллой в СССР впервые.
Среди них: "Александр Невский", "На страже мира", "Здравица" Прокофьева; "Песня о лесах", "Над Родиной нашей солнце сияет" Шостаковича; "На поле Куликовом", "Сказание о битве за Русскую землю" Шапорина, "Двенадцать" Салманова, "Виринея" Слонимского, "Слово о полку Игореве" Пригожина и мн. др. произв. сов. и заруб. композиторов. После 1917 капеллой руководили видные сов.
хор. дирижёры: М. Г. Климов (1917-35), H. M. Данилин (1936-37), А. В. Свешников (1937-41), Г. А. Дмитревский (1943-53), А. И. Анисимов (1955-65), Ф. М. Козлов (1967-72), с 1974 В. А. Чернушенко. В 1928 капелла гастролировала в Латвии, Германии, Швейцарии, Италии, в 1952 в ГДР.
Литература: Музалевский В. И., Старейший русский хор. (1713-1938), Л.-М., 1938; (Гусин И., Ткачев Д.), Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки, Л., 1957; Академическая капелла имени М. И. Глинки, в кн.: Музыкальный Ленинград, Л., 1958; Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963; Казачков С., Два стиля две традиции, "СМ", 1971, No 2.Д. В. Ткачёв. .