Музыкальная энциклопедия - ленинградский театр оперы и балета
Связанные словари
Ленинградский театр оперы и балета
В 1836 заново отстроенное здание т-ра полностью было отдано оперной и балетной труппам. 27 нояб. 1836 т-р открылся оперой М. И. Глинки "Иван Сусанин" (под назв. "Жизнь за царя"), ознаменовавшей рождение рус. классич. оперного иск-ва. В 1842 была пост. его вторая опера "Руслан и Людмила". Эти произв. определили начало демократизации оперного иск-ва, формирования реалистич. принципов исполнительства. В обоих спектаклях раскрылось дарование выдающихся рус. певцов О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробьёвой. В оперную труппу вошли также М. С. Лебедев, А. И. Леонов, М. М. Степанова, В. А. Шемаев, M. P. Шелехова, С. С. Гулак-Артемовский, Е. А. Семёнова и др.
С 1843 на сцене т-ра выступала итал. оперная труппа (в её составе певцы Дж. Рубини, П. Виардо-Гарсиа, A. Тамбурини, Джулия Гризи, Л. Лаблаш и др.). Двор оказывал ей всемерное покровительство. Рус. оперная труппа была оттеснена на второй план, а в 1845 фактически изгнана и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с сер. 50-х гг. на сцене Театра-цирка, здание к-рого после пожара в 1859 было перестроено (арх. А. К. Кавос) и открыто в 1860 под назв. Мариинский т-р. В 1883-96 под рук. арх. B. А. Шрётера были реконструированы фасады и интерьеры, добавлен ряд помещений, деревянные конструкции заменены металлическими, улучшена акустика зала и сцены, со стороны фасада пристроен новый корпус.
Глубокие перемены в обществ. жизни России 60-х гг., деятельность крупнейших рус. композиторов определили расцвет рус. оперно-исполнит. иск-ва. Несмотря на сопротивление дирекции имп. т-ров, её стремление затормозить введение рус. репертуара, всё более явной становится демократич. тенденция рус. труппы. В 1861 т-р возобновил "Руслана и Людмилу"; в 1865 "Русалку" (первая пост. в 1856). Были осуществлены пост. опер (многие из них впервые) "Юдифь" (1863) и "Вражья сила" (1871) Серова, "Каменный гость" Даргомыжского (1872), "Псковитянка" (1873), "Майская ночь" (1880), "Снегурочка" (1882), "Млада" (1890), "Ночь перед Рождеством" (1895) Римского-Корсакова, "Борис Годунов" Мусоргского (1874), "Опричник" (1874), "Кузнец Вакула" (1876), "Орлеанская дева" (1881), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892) Чайковского, "Князь Игорь" Бородина (1890), "Орестея" Танеева (1895) и др. В репертуаре т-ра также зап.-европ. классика, в т. ч. оперы Дж. Верди "Сила судьбы" (1862; написана для Мариинского т-ра), "Травиата" (1868), "Риголетто" (1878), "Отелло" (1887), "Фальстаф" (1894, впервые на рус. яз.), К. М. Вебера, В. А. Моцарта, Дж. Пуччини и др. Муз. руководителем и дирижёром (в 1860-69) был К. Н. Лядов, затем (в 1863-1916) Э. Ф. Направник, деятельность к-рого сыграла значит. роль в истории т-ра (установил творч. связи с известными рус. композиторами, собрал в т-ре лучшие артистические силы, поднял профессиональный уровень оперных постановок). Среди солистов т-ра певцы Ф. П. Комиссаржевский, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова, И. А. Мельников, Ф. К. Никольский, Ю. Ф. Платонова.
Балетные спектакли 2-й пол. 19 в. отличались феерической парадностью, яркой зрелищностью, пышностью постановок. Начиная с 60-х гг. стало заметно стремление к рус. сюжетам ("Конёк-Горбунок" Пуньи, 1864). В кон. 19 в. выдающимся достижением стали балеты П. И. Чайковского ("Спящая красавица", 1890; "Щелкунчик", 1892; "Лебединое озеро", 1895) и А. К. Глазунова ("Раймонда", 1898) в пост. балетм. М. И. Петипа (возглавлял труппу в 1869-1903) и Л. И. Иванова. Их новаторские принципы, утверждавшие симфонизацию балетного спектакля, развивались позже в пост. балетм. М. М. Фокина. Им пост. "Павильон Армиды" Черепнина (1907), "Шопениана" (1908); "Петрушка" Стравинского (1911) и др. В балетной труппе в эти годы выдающиеся танцовщики Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова, О. И. Преображенская, прославившие иск-во рус. балета.
В кон. 19 нач. 20 вв. в т-ре выступали крупнейшие мастера оперного иск-ва: И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, М. И. Долина, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, B. И. Касторский, В. И. Куза, Ф. В. Литвин, Е. К. Мравина, Э. К. Павловская, М. А. Славина, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, М. И. и H. H. Фигнеры, М. Б. Черкасская, Л. Г. Яковлев и др. Часто выступал Ф. И. Шаляпин. В репертуаре театра оперы Р. Вагнера (в т. ч. тетралогия "Кольцо нибелунга"), "Электра" Р. Штрауса, "Сказание о невидимом граде Китеже", "Хованщина" и др. Спектакли отличались законченным муз. ансамблем. В т-ре работали известные дирижёры Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, художники А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.
Окт. революция 1917 создала условия для подлинного расцвета театр. иск-ва. Правительственным декретом 9 нояб. 1917 т-р объявлен государственным и передан в ведение Наркомпроса. Мн. спектакли (часто бесплатные) ставились по заявкам рабочих, солдат, матросов, учащихся, служащих. Артисты в составе конц. бригад выезжали на фабрики и заводы города, в воинские части. В 1920 т-р получил наименование Гос. академич. т-ра оперы и балета, в 1935 ему присвоено имя C. М. Кирова. Коллектив продолжал лучшие традиции, заложенные крупнейшими мастерами театр. иск-ва. Появились новые пост. оперной классики и произв. совр. заруб. композиторов, в т. ч. "Тангейзер" и "Риенци" Вагнера (1923), "Севильский цирюльник", "Дон Жуан" (1924); "Саломея" (1924) и "Кавалер роз" (1928) Р. Штрауса, "Воццек" Берга (1927). Подлинным событием стала пост. "Бориса Годунова" в авторской редакции (1928). Появляются оперы сов. композиторов, осн. внимание к-рых было направлено на историко-революц. и совр. сов. тематику: "Орлиный бунт" Пащенко (1925), "Лёд и сталь" Дешевова (1930), "Броненосец "Потёмкин"" Чишко (1937), "В бурю" Хренникова (1939). В 1925 пост. опера С. С. Прокофьева "Любовь к трём апельсинам". Возобновляются оперы рус. классиков: "Пиковая дама" (1935), "Иван Сусанин" (1939, с новым текстом); "Чародейка" Чайковского (1941). Расширяется балетный репертуар: "Жар-птица" (1921), "Пульчинелла" (1926), "Байка про лису, петуха, кота да барана" (1927) Стравинского, опера-балет "Млада" Римского-Корсакова (1923), "Ночь на Лысой горе" на музыку Мусоргского (1924), "Времена года" Глазунова (1924), "Крепостная актриса" Корчмарёва (1927), "Красный мак" Глиэра (1929), "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934), "Утраченные иллюзии" (1936), "Партизанские дни" (1937) Асафьева, "Сердце гор" Баланчивадзе (1938), "Лауренсия" Крейна (1939), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1940) и др. В 1939 т-р награждён орденом Ленина. В 1940 его лучшие спектакли были показаны в Москве на Декаде иск-ва Ленинграда. В авг. 1941 т-р был эвакуирован в Пермь; здесь состоялись премьеры опер: "Емельян Пугачёв" Коваля (1942), "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова (1943) и балета "Гаянэ" Хачатуряна (1942). Артисты т-ра выезжали с конц. бригадами на фронт, выступали в госпиталях, воинских частях, в колхозах и на предприятиях. Летом 1944 т-р возвратился в Ленинград; открыт 1 сент. оперой "Иван Сусанин".
На сцене т-ра в разное время выступали крупнейшие певцы П. З. Андреев, Н. А. Большаков, Г. А. Боссэ, Р. Г. Горская, В. А. Давыдова, И. В. Ершов, Р. Л. Изтур, В. И. Касторский, О. А. Кашеварова, К. А. Лаптев, С. И. Мигай, А. Ю. Модестов, О. Ф. Мшанская, Г. М. Нэлепп, И. А. Нечаев, Г. Н. Орлов, В. К. Павловская, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, М. О. Рейзен, В. Р. Сливинский, И. П. Яшугин и др.; солисты балета Н. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечеслова, Р. И. Гербек, Е. П. Гердт, H. M. Дудинская, М. А. Дудко, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, С. Г. Корень, Л. С. Леонтьев, A. В. Лопухов, Е. М. Люком, А. М. Монахов, В. А. Семёнов, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, B. М. Чабукиани, А. Я. Шелест и др.; дирижёры А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Р. Е. Дриго, C. В. Ельцин, А. Коутс, Э. А. Купер, Н. А. Малько, А. М. Пазовский, Д. И. Похитонов, Г. Г. Фительберг; режиссёры А. Б. Винер, Э. И. Каплан, И. М. Лапицкий, В. А. Лосский, С. Д. Масловская, В. Э. Мейерхольд, С. Э. Радлов, Н. В. Смолич, Л. В. Баратов; балетмейстеры А. Я. Ваганова, В. И. Вайнонен, Р. В. Захаров, Л. С. Леонтьев, Л. М. Лавровский, Ф. В. Лопухов, В. И. Пономарёв, А. И. Чекрыгин; художники А. Я. Головин, В. В. Дмитриев, К. А. Коровин, В. А. Щуко.
В 40-50-е гг. возобновляются оперы "Пиковая дама" (1946), "Дубровский" (1947), "Аида" (1948), "Кармен" (1948), "Фауст" (1949), "Князь Игорь" (1954), "Риголетто" (1954) и др. Из пост. рус. классич. опер выделялись "Руслан и Людмила" (1947 и 1954), "Борис Годунов" (1949), "Мазепа" (1950), "Хованщина" (1952), "Псковитянка" (1952), "Садко" (1953), из произв. сов. композиторов наиболее значит. были пост. опер "Дуэнья" ("Обручение в монастыре") Прокофьева (1946), "Семья Тараса" (1950), "Декабристы" (1953), "Мать" (1957); "Судьба человека" Дзержинского (1961). Среди пост. сов. балетов: "Золушка" (1946) и "Каменный цветок" (1957) Прокофьева, "Медный всадник" (1949); "Шурале" Яруллина (1950), "Спартак" (1956), "Тропою грома" (1958); "Берег Надежды" Петрова (1959), "Маскарад" Лапутина (1960) и др. Многие из этих спектаклей отмечены новаторскими поисками, оригинальным хореографич. решением и вошли в золотой фонд репертуара т-ра. Художеств. руководство в эти годы осуществляли дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, хормейстер В. П. Степанов, дирижёры балетных спектаклей Е. А. Дубовский и П. Э. Фельдт. Позднее в т-ре работали дирижёры Э. П. Грикуров, А. И. Климов, К. А. Симеонов; режиссёр Е. Н. Соковнин, хормейстер А. В. Михайлов, художник С. Б. Вирсаладзе, балетмейстеры P. В. Лопухов, П. А. Гусев, Б. А. Фенстер, К. М. Сергеев.
В 60-70-е гг. репертуар т-ра обогатился значит. пост., среди к-рых оперы: "Лоэнгрин" (1962); "Октябрь" Мурадели (1964), "Гуняди Ласло" Эркеля (1965), "Питер Граймс" (1965), "Волшебная флейта" (1966); "Оптимистическая трагедия" (1966) и "Анна Онегина" (1967) Холминова, "Лючия ди Ламмермур" (1969, впервые в СССР); "Василий Губанов" Клебанова (1970), "Абесалом и Этери" (1971); "Интервенция" Успенского (1972), "Кармен" (1973); "Петр I" Петрова (1975), и балеты (преим. произв. сов. композиторов): "Отелло" Мачавариани (1960), "Легенда о любви" Меликова, "Ленинградская симфония" на музыку Д. Д. Шостаковича (оба в 1961), "Далёкая планета" Майзеля (1963), "Двенадцать" Тищенко (1964), "Жемчужина" Симонян (1965), "Человек" Салманова (1966), "Страна чудес" Шварца (1967), "Горянка" Кажлаева (1968), "Волынщик из Стракониц" Матвеева, "Скифская сюита" на музыку С. С. Прокофьева и "Двое" на музыку симф. поэмы A. Д. Меликова "Метаморфозы" (все в 1969), "Гамлет" Червинского (1970), "Сотворение мира" Петрова (1971), "Икар" Слонимского (1974). Т-р осуществил сценич. пост. кантаты Прокофьева "Александр Невский" (1969) и "Патетической оратории" Свиридова (1970).
В труппе т-ра (1975): певцы нар. арт. СССР Г. А. Ковалёва, Б. Т. Штоколов, нар. арт. РСФСР Р. А. Баринова, И. П. Богачёва, Н. И. Кривуля, B. В. Максимова, засл. арт. РСФСР M. M. Гаврилкин, Р. С. Волкова, М. И. Заика, В. Ф. Киняев, В. В. Кравцов, Т. С. Кузнецова, В. М. Морозов, И. Н. Новолошников, Н. П. Охотников, В. В. Пучков, Л. П. Филатова, А. Ф. Шестакова; солисты балета нар. арт. СССР И. А. Колпакова, Н. А. Кургапкина, Ю. В. Соловьёв, нар. арт. РСФСР С. В. Викулов, Г. Т. Комлева, А. И. Сизова, засл. арт. РСФСР И. Г. Генслер, Е. В. Евтеева, О. Л. Заботкина, Т. Н. Легат, К. А. Рассадин; гл. дирижёр засл. арт. РСФСР Ю. X. Темирканов (с 1976), дирижёры засл. деят. иск-в РСФСР Б. И. Анисимов, Д. Э. Далгат, В. Г. Широков, засл. арт. РСФСР В. А. Федотов, Ю. В. Гамалей, В. В. Калентьев, гл. режиссёр нар. арт. РСФСР и Кирг. ССР Р. И. Тихомиров, гл. балетмейстер нар. арт. РСФСР И. Д. Вельский, гл. хормейстер нар. арт. РСФСР А. Г. Мурин, хормейстеры Л. М. Тепляков, Р. Э. Лютер, гл. художник нар. художник РСФСР И. В. Севастьянов. Ведущие артисты оперной труппы часто выступают во мн. странах мира. Балетная труппа гастролировала в Австрии, Австралии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, ГДР, Греции, Египте, Испании, Италии, Канаде, Кубе, Нидерландах, Норвегии, Польше, Румынии, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Швеции, Югославии, Японии.
Здание т-ра неоднократно подвергалось перестройке. В 1944 здание восстановлено после разрушений, причинённых бомбардировками во время блокады Ленинграда; в 1968-70 полностью реконструировано. Зрит. зал рассчитан на 1625 мест. Длина зала с учётом орк. ямы 22,1 м, ширина 19,46 м, высота 18 м. Глубина сцены 18 м, ширина 20 м, размер портала сцены 16 х 9 м.
Литература: Никольский Д., Десятилетие концертов хора императорской русской оперы в С.-Петербурге. (1888-1898), СПБ, 1898; "ЕИТ", Сезоны 1890-1915; Плещеев A., Наш балет. (1673-1899), СПБ, 1899; Императорские Мариинский и Большой театры. Сезон 1907-1908, СПБ, 1908; (Свириденко С.), Русская опера в Мариинском театре за 25 лет. Очерк, "РМГ", 1912, No 1-2, 4-5; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930 гг., Л., 1936; Слонимский Ю., Мастера балета, (Л.-М.), 1937; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. (1890-1910), Л.-М., 1940; Ленинградский государственный ордена Ленина Академический театр оперы и балета. (Сб. статей, Л.), 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. (Сб. статей), Л., 1941; Советский театр. К тридцатилетию советского государства, М., 1947; Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. Сб. статей, Л.-М., 1948; Похитонов Д., Из прошлого русской оперы, (Л.), 1949; Слонимский Ю., Советский балет, М. Л., 1950; Первая русская революция и театр. (Сб.), М., 1956; Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957; Музыкальный Ленинград. 1917-1957. (Путеводитель-справочник), Л., 1958; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; её же, Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963; её же. Русский балетный театр начала XX века, (ч. 1-2, Л., 1971-72); Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр, Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века (т. 1-3, Л., 1969-73); Богданов-Березовский В., Ленинградский государственный академический ордена Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1959; Музыкальная жизнь Ленинграда. Сб. статей, Л., 1961; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962; Теляковский В. A., Воспоминания, Л.-М., 1965; Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. 1917-1967, (Л., 1967).Л. В. Михеева.