Музыкальная энциклопедия - марийская музыка
Связанные словари
Марийская музыка
Горномарийская песня "За гумном посеял" (рекрутская).
Типична 2-частная куплетная форма песен из 2 периодов (2-й повторяет весь материал 1-го квинтой ниже, реже квартой выше). В совр. нар. песнях наблюдается тяготение к единой метрич. организации. Инстр. нар. музыка тесно связана с развитием танца и песенным творчеством. Среди нар. инструментов наиболее распространены: кусле (гусли), шувыр (волынка), тумыр (барабан), шиялтыш (свирель), пуч (виды берестяных и деревянных труб), шушпык (глиняный соловей), ковыж (2-струн. скрипка).
Частушка уральских мари.
Позднее появились 3-струн. скрипка, 2-рядная гармоника. Первые записи мар. нар. песен сделаны в 19 в. (М. Кроковский, 1852, и А. Ф. Риттих). В 1908 был составлен первый сборник мар. нар. песен (161 песня) учителем-марийцем А. К. Аптриевым ("Сборник черемисских песен").
После Oкт. революции 1917 развернулась большая работа по собиранию и изучению мар. муз. фольклора. Были выпущены сб-ки нар. песен В. М. Васильева (1919, 1923, 1937), И. С. Палантая (1923), Я. А. Эшпая (1933, 1957), К. А. Смирнова (1941, 1951, 1955), В. Ф. Коукаль (1951), А. Р. Сидушкиной (1958). Нар. песни собирали A. И. Искандаров, Н. А. Сидушкин. Началось развитие мар. проф. муз. культуры. В Йошкар-Оле создаются техникум иск-в (1931), Хоровая капелла (1933), Ансамбль песни и пляски (1939), Хор радиокомитета (1944). Основоположник мар. проф. музыки И. С. Палантай (Ключников) автор многочисл. вок. произв. и обработок мар. нар. песен, впервые утвердил в музыке мари 4-голосное хор. пение. Организованный им хор положил начало формированию мар. хор. культуры. Большое внимание хор. творчеству уделяли А. И. Искандаров (12 песен для 4-голосного жен. хора на лугово-вост. мар. языке, 1943; обр. для хора без сопровождения свадебных напевов вост. мари, 1943) и Н. А. Сидушкин (сюиты для смешанного хора без сопровождения "Урожайная", 1958, и "Родина", 1968; дет. хоры). Искандаров и Сидушкин организовали также ряд хор. коллективов. Я. А. Эшпай (Ишпайкин) создал первые проф. мар. инстр. произведения (сюита для квартета деревянных дух. инструментов, 1940; сюиты для симф. оркестра 1949, 1951, 1955), широко использовав фольклор народов Поволжья. Инстр. музыка получила развитие в творчестве Л. Н. Сахарова (сюита на мар. темы для оркестра нар. инструментов, 1951; "Песня и танец горных мари", 1951), К. Р. Гейста (концерт для баяна, 1954; циклы фп. пьес и пьесы для дух. и нар. инструментов с фп.). Как автор первых крупных мар. произв. для симф. оркестра известен К. А. Смирнов (поэма "В старину", 1940; 2 симфонии 1946, 1948; фантазия на горномарийские темы, 1948; Сернурская сюита, 1960). Нар. мар. мелос творчески претворён в ряде симф. произв. А. Я. Эшпая (симф. танцы, концерты для фп. с оркестром, симфонии, произв. для фп., скрипки); он вывел мар. музыку за пределы нац. рамок. Видный представитель мар. муз. культуры А. Б. Луппов, автор первого мар. балета "Лесная легенда" (1971), симф. и камерной музыки. Первую мар. оперу написал Э. Н. Сапаев "Акпатыр" (пост. 1963). С кон. 60-х гг. выдвинулись композиторы: И. Н. Молотов (опера "Веткан", по мотивам романа С. Чавайна "Элнет", 1970), B. П. Куприянов (сюита для симф. оркестра, 1970), В. П. Данилов (концерт для скрипки с оркестром, 1971).
Среди мар. исполнителей: дирижёры засл. деят. иск-в РСФСР А. И. Искандаров, Н. А. Сидушкин, Б. А. Резников, засл. деят. иск-в Map. АССР Л. А. Тайгильдин, засл. деят. иск-в РСФСР, засл. арт. Якут. АССР Г. Ф. Таныгин; певцы Л. К. Краснов, нар. арт. Map. АССР В. Е. Смирнова, засл. арт. Map. АССР М. А. Мыльникова, А. А. Венедиктов, В. А. Воронцов; инструменталисты нар. арт. Map. АССР П. С. Тойдемар, засл. деят. иск-в Map. АССР А. Р. Сидушкина, исполнительница нац. танцев заслуженная арт. РСФСР и народная арт. Map. АССР Н. П. Дружинина.
В Map. АССР работают (1975): Муз. т-р (1971), Хоровое об-во (1958), сектор искусства Map. ин-та языка, лит-ры, истории и экономики (1930), Дом нар. творчества (1946), Map. отделение CK РСФСР (1940), Муз. училище (1937), 31 музыкальная школа.
Литература: Эшпай Я., Национальные музыкальные инструменты марийцев, Йошкар-Ола, 1940; его же, Музыка народа мари, "СМ", 1946, No 7; Гейст К., Музыкальная культура Марийской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Никифоров П., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959; Резников Б., Марийская хоровая культура, Йошкар-Ола, 1960; Гиршман Я., Марийская АССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1970-74; Новосёлова Л., 50 лет советской марийской музыки, "МЖ", 1970, No 24.Л. А. Новосёлова.