Музыкальная энциклопедия - модуляция
Связанные словари
Модуляция
Модуляция через общее трезвучие возможна, если новая тональность находится в 1-й или 2-й степени родства к исходной (см. Родство тональностей). М. в отдалённые тональности, не имеющие общих трезвучий, производится через гармонически родственные тональности (по тому или иному модуляционному плану):
М. наз. совершенной при окончательном или относительном закреплении новой тоники (М. переход). К несовершенным М. относятся отклонение (с возвращением в осн. тональность) и проходящая М. (с дальнейшим модуляционным движением).
Особый вид функциональной М. энгармоническая М. (см. Энгармонизм), в к-рой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармонич. переосмыслению его ладовой структуры. Такая М. легко может связывать самые отдалённые тональности, образуя неожиданный модуляционный поворот, особенно при энгармонич. превращении доминантсептаккорда в альтерированную субдоминанту:
Ф. Шуберт. Струнный квинтет ор. 163, часть II.
От функциональной М. следует отличать мелодико-гармоническую М., к-рая связывает тональности самим голосоведением без общего посредствующего аккорда. При М. в близкую тональность образуется хроматизм, функциональная же связь отстраняется на второй план:
Наиболее характерна мелодико-гармонич. М. в далёкие тональности без всякой функциональной связи. При этом иногда образуется мнимый энгармонизм, применяемый в нотной записи во избежание большого количества знаков в энгармонически равной тональности:
В одноголосном (или октавном) движении иногда встречается мелодическая М. (без гармонии), к-рая может идти в любую тональность:
Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 7, часть II
М. без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники, наз. сопоставлением тональностей. Оно обычно применяется при переходе к новому разделу формы, но иногда встречается и внутри построения:
M. И. Глинка. Романс "Я здесь, Инезилья". Модуляция-сопоставление (переход из G-dur в H-dur).
От рассмотренной выше тональной М. следует отличать ладовую М., в к-рой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноимённой тональности.
Смена минора на мажор особенно характерна для кадансов И. С. Баха:
И. C. Бах. "Хорошо темперированный клавир", т. I, прелюдия d-moll
Обратная смена обычно применяется как сопоставление тонических трезвучий, подчёркивающее минорную ладовую окраску последнего:
Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 27 No 2, часть I.
М. имеют весьма важное выразит. значение в музыке. Они обогащают мелодию и гармонию, вносят красочное разнообразие, расширяют функциональные связи аккордов, способствуют динамике муз. развития, широкому обобщению художеств. содержания. В модуляционном развитии организуется функциональное соотношение тональностей. Весьма значительна роль М. в композиции муз. произведения в целом и в соотношении его частей.
Многообразные приёмы М. выработались в процессе историч. развития гармонии. Однако уже старинным одноголосным нар. песням свойственна мелодич. модуляционность, выражающаяся в смене опорных тонов лада (см. Переменный лад). Приёмами модулирования в значительной мере характеризуется тот или иной муз. стиль.
Литература: Римский-Корсаков H. A., Практический учебник гармонии, 1886, 1889 (в Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960); Практический курс гармонии, т. 1-2, М., 1934-35 (Авт.: Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Соколов В.); Тюлин Ю. Н., Учебник гармонии, М., 1959, 1964; Золочевський В. H., Про модуляцiю, Кипв, 1972; Riеmann H., Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (в рус. пер. Систематическое учение о модуляции, как основе учения о музыкальных формах, М., 1898, нов. изд., М., 1929).Ю. Н. Тюлин.