Музыкальная энциклопедия - ноно л.
Связанные словари
Ноно л.
В 1950-е гг. вместе с П. Булезом и К. Штокхаузеном возглавил европ. муз. авангардизм. Под влиянием творчества А. Веберна и А. Шёнберга положил начало радикально-сериальной (см. Серийная музыка) и алеаторич. (см. Алеаторика) технике в итал. музыке совр. венецианской школы. Участник (до 1959) интернац. муз. курсов в Дармштадте (ФРГ) и летней школы музыки в Дарлингтоне (Великобритания). В 1967 совершил длительную поездку по Лат. Америке. Посетил СССР (1963, 1973 и 1976). В творчестве H. соединились искусная звукопись (в запечатлении красоты мира и утончённых человеческих чувств) со страстным протестом против тоталитаризма, фашистских бесчинств. Мн. произв. Н. возникли как отклик на человеческие страдания, переживание трагической участи людей в совр. условиях. Таковы "Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке" (1953), созданная по типу антич. трагедии; кантаты "Прерванная песня" (на тексты писем казнённых участников европ. Сопротивления, в т.ч. сов. патриотов, 1956) и "На мосту Хиросимы. Песни жизни и любви" (1962), протестующая против атомной войны; орк. композиция "Польский дневник 1958" (1959), написанная после посещения Освенцима и Варшавского гетто. Обличению бесчеловечности совр. империалистич. мира посв. опера "Нетерпимость 1960", воплотившая принципы т-ра Э. Пискатора и Вс. Э. Мейерхольда, В. В. Маяковского и Б. Брехта; вокально-электронная композиция "Не надо разменивать Маркса" (1968). Одновременно Н. создаёт созерцательно-лирические произведения кантиленного линеарного стиля, продолжая традиции итал. ренессансной хор. полифонии в её совр. сонорном (см. Соноризм) преломлении, кантата "Земля и содружество" (1958), "Песнь любви" для хора, арфы и ударных (1954), "Хоры Дидоны" (1958), хор "Она пришла" (1960) и др. Для муз. стиля Н. характерны лаконизм, концентрированность изложения, стремление к чистоте тембров и голосоведения при сложном многоголосии, прозрачность звучаний. Н. последовательно применяет средства сериального пуантилизма (их экспрессивно-психологич. воздействие), алеаторики, сонористики и конкретной музыки (в создании звуковой перспективы), часто обращается к электронной музыке.
Сочинения: оперы Нетерпимость 1960 (Intolleranza 1960, на тексты Б. Брехта, П. Элюара, В. В. Маяковского, Ж. П. Сартра, 1961, Венеция), Под яростным солнцем любви (Al gran sуle d'amуre, посв. революц. движениям, 1975, т-р "Ла Скала", на сцене т-ра "Лирико", реж. Ю. П. Любимов, хореограф Л. В. Якобсон, худ. Д. Л. Боровский); балет Красный плащ (Der rote Mantel, по P. Гарсиа Лорке, 1954, Берлин); для солистов, хора и орк. Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке (Epitаffio per F. Garcia Lorca, в 3-х ч., 1952-53), Песнь любви (Liebeslied, для смеш. хора, арфы, вибрафона и ударных, 1954), Победа Герники (La victoire de Guernica, по Элюару, 1954), Прерванная песня (Il canto sospeso, 1956), Земля и содружество (La terra e la compagna, 1958), Хоры Дидоны (Cori di Didone, для хора и ударных, 1958), На мосту Хиросимы. Песни жизни и любви (Sul ponte di Hiroscima. Canti di vita e d'amore, для солистов и орк., 1962), Призрак бродит по миру (Ein Gespenst geht um in der Welt, 1970); для орк. -Вариации на серию ор. 41 А. Шёнберга (1950), Композиция I (1951), Две экспрессии (Due espressioni, 1953), Композиция II. Польский дневник 1958 (Diario polacco 1958, 1959); для инструмента с орк. 2 концерта для фп. (1972, 1975), Варианты (Varianti, для скр., струнных и духовых, 1957); инстр. ансамбли Полифоника-Монодия-Ритмика (Polifonica-Monodia-Ritraica, 1951), Песни для 13 инструментов (Canti per 13, 1954), Встречи (Incontri, для 24 инструментов, 1955); для голоса Будет приятно помолчать (Sarб dolce tacere, для 8 голосов, 1960), Она пришла. Песни для Сильвии (На venido. Canziones para Silvia, для сопрано и 6 голосов, 1960), Джамила Бупаша (1962); электронная музыка, в т.ч. Не надо разменивать Маркса (Non consumiano Marx, 1968), Как волна силы и света (Como una ola de fuerza y luz, для солиста, фп., магнитофонной ленты и орк., 1972), Лусиано (Luciano, 1974); и др.Литературные сочинения: Die Entwicklung der Reihentechnik, в сб.: Darmstдdter Beitrдge zur neuen Musik, Mayence, 1958; Presenza storica della musica d'oggi, "Rassegna musicale", 1960, No l; Appunti per un teatro musicale..., там же, 1961, No 4; Alcune precisazioni su "Intolleranza I960", там же, 1962, No 2-4; Gioco e veritа del nuovo teatro musicale, "Il filo rosso", 1963, aprile, No 1; Possibilitа e necessitа di un nuovo teatro musicale, "Il Verri", 1963, No 9; Musica e Resistenza, "Rinascita", 1963, No 35.Литература: Келдыш Ю., Песня, которая не прозвучала, "СМ", 1958, No 11; Мартынов И., Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века, (M.), 1970, с. 167; Kolisch R., Nonos Varianti, "Melos", 1957, Jahrg. 24; Unger U., L. Nono: Polifonia-Monodia-Ritmica. Il canto sospeso, "Die Reihe", 1958, (Bd) 4; Stockhausen K., Sprache und Musik, в сб.: Darmstдdter Beitrдge zur neuen Musik, Mayence, 1960; Pesta1оzza L., L. Nono e "Intolleranza 1960", "La Biennale di Venezia", 1961, No 43; его жe, Che cosa non tollerano in "Intolleranza I960", "Rinascita", 1962, No 2 (nuova serie); Weissmann J. S., L. Nono und sein Werk, "SMz", 1961; Bortоlottо M., La missione teatrale di L. Nono, "Paragуne", 1962, No 146; D'Amiсо F., La polemica su L. Nono, там же, No 156; Rinzauti L., A colloquio con L. Nono, "RMJ", 1970.Д. Г. Бергер.