Музыкальная энциклопедия - обер д. ф. э.
Связанные словари
Обер д. ф. э.
В начале творч. пути О. испытал влияние Дж. Россини и А. Буальдьё, но уже комич. опера "Каменщик" (1825) свидетельствует о творч. самостоятельности и самобытности композитора. В 1828 с триумфальным успехом была пост. опера "Немая из Портичи" ("Фенелла", либр. Скриба и Ж. Делавиня), утвердившая его славу. В 1842-71 О. был директором Парижской консерватории, с 1857 также придв. композитором.
О. наряду с Дж. Мейербером является одним из создателей жанра большой оперы. К этому жанру относится опера "Немая из Портичи". Её сюжет восстание неаполитанских рыбаков в 1647 против испан. поработителей соответствовал обществ. настроениям кануна Июльской революции 1830 во Франции. Своей направленностью опера отвечала запросам передового зрителя, вызывала порой революц. выступления (патриотич. манифестация на спектакле в 1830 в Брюсселе послужила началом восстания, приведшего к освобождению Бельгии от голл. господства). В России исполнение оперы на рус. яз. было допущено царской цензурой лишь под назв. "Палермские бандиты" (1857). Это первая большая опера на реально-историч. сюжет, действующие лица к-рой не антич. герои, а простые люди. О. трактует героич. тему через ритмо-интонации нар. песен, танцев, а также боевых песен и маршей Великой франц. революции. В опере использованы приёмы контрастной драматургии, введены многочисл. хоры, массовые жанровые и героич. сцены (на рынке, восстание), мелодраматич. ситуации (сцена сумасшествия). Партия героини поручена балерине, что позволило композитору насытить партитуру образно-выразительными орк. эпизодами, сопровождающими сценич. игру Фенеллы, ввести в оперу элементы действенного балета. Опера "Немая из Портичи" оказала воздействие на дальнейшее развитие нар.-героич. и романтич. оперы.
О. крупнейший представитель франц. комической оперы. Его опера "Фра-Дьяволо" (1830) знаменовала новый этап в истории этого жанра. Среди многочисл. комич. опер выделяются: "Бронзовый конь" (1835), "Чёрное домино" (1837), "Бриллианты короны" (1841). О. опирался на традиции мастеров франц. комич. оперы 18 в. (Ф. А. Филидора, П. А. Монсиньи, А. Э. М. Гретри), а также своего старшего современника Буальдьё, многое почерпнул в иск-ве Россини. В содружестве со Скрибом О. создал новый тип комич. оперного жанра, для к-рого характерны острозанимат. авантюрно-приключенческие, иногда сказочные сюжеты, непринуждённо и стремительно развивающееся действие, изобилующее эффектными, игривыми, порой гротескными ситуациями. Музыка О. остроумна, чутко отражает комедийные повороты действия, полна грациозной лёгкости, изящества, веселья и блеска. В ней претворены интонации франц. бытовой музыки (песенной и танцевальной). Его партитуры отмечены мелодич. свежестью и разнообразием, острой пикантной ритмикой, часто тонкой и яркой оркестровкой. О. применял разнообразные ариозные и песенные формы, мастерски вводил ансамбли и хоры, к-рые трактовал в игровом, действенном плане, создавая оживлённые, красочные жанровые сцены. Творч. плодовитость сочеталась у О. с даром разнообразия и новизны. Высокую оценку, яркую характеристику композитору дал А. Н. Серов. Лучшие оперы О. сохранили популярность.
Сочинения: оперы Юлия (1811, частный т-р в замке Шиме), Жан дё Кувен (1812, там же), Военные на привале (Le sйjour militaire, 1813, т-р "Фейдо", Париж), Завещание, или Любовные записки (Le testament ou Les billets doux, 1819, т-р "Опера комик", Париж), Пастушка владелица замка (La bergиre chвtelaine, 1820, там же), Эмма, или Неосторожное обещание (Emma ou La promesse imprudente, 1821, там же), Лейчестер (1823, там же), Снег (La neige, 1823, там же), Вандом в Испании (Vendфme en Espagne, совм. с P. Герольдом, 1823, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Придворный концерт (Le concert а la cour, 1824, т-р "Опера комик", Париж), Леокадия (1824, там же), Каменщик (Le maзon, 1825, там же), Застенчивый (Le timide, 1825, там же), Фиорелла (1825, там же), Немая из Портичи (La muette de Portici, 1828, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Невеста (La fiancйe, 1829, т-р "Опера комик", Париж), Фра-Дьяволо (1830, там же), Бог и Баядера (Le dieu et la bayadйre, 1830, "Корол. академия музыки и танца", Париж; роль немой баядеры исп. балерина М. Тальони), Любовный напиток (Le philtre, 1831, там же), Маркиза де Бренвилье (La marquise de Brinvilliers, совм. с 8 др. композиторами, 1831, т-р "Опера комик", Париж), Клятва (Le serment, 1832, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Густав III, или Бал-маскарад (Gustave III ou Le bal masquй, 1833, там же), Лесток (Lestocq, 1834, т-р "Опера комик", Париж), Бронзовый конь (Le cheval de bronze, 1835, там же; в 1857 переработана в большую оперу), Актеон (1836, там же), Белые капюшоны (Les chaperons blancs, 1836, там же), Посланница (L'ambassadrice, 1836, там же), Чёрное домино (Le domino noir, 1837, там же), Озеро фей (Le lac des fйes, 1839, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Занетта (1840, т-р "Опера комик", Париж), Бриллианты короны (Les diamants de la couronne, 1841, там же), Герцог Олоннский (Le duc d'Olonne, 1842, там же), Доля дьявола (La part du diable, 1843, там же), Сирена (La sirиne, 1844, там же), Баркарола, или Любовь и музыка (La barcarolle ou L'amour et la musique, 1845, там же), Гайдэ (Haydйe, 1847, там же), Блудный сын (L'enfant prodigue, 1850, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Церлина (Zerline ou La corbeille d'oranges, 1851, там же), Марко Спада (1852, т-р "Опера комик", Париж; в 1857 перераб. в балет), Женни Белл (1855, там же), Манон Леско (1856, там же), Черкешенка (La circassienne, 1861, там же), Невеста короля де Гарб (La fiancйe du roi de Garbe, 1864, там же), Первый день счастья (Le premier jour de bonheur, 1868, там же), Мечта любви (Rкve d'amour, 1869, там же); струн. квартеты (неопубл.) и др.Литература: Серов А. Н., "Бронзовый конь" в театре-цирке, "Сын отечества", 1857, 2 июня; его же, Театр-цирк. "Палермские бандиты", "Театральный и музыкальный вестник", 1857, No 47; его же, Большой театр. "Фра-Диаволо" Обера, там же, 1858, No 5; см. также: Серов А. Н., Критические статьи, т. 2, СПБ, 1892; его же, Избр. статьи, т. 2, М., 1957; Xохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962; Роugin А., Auber, P., 1873; Wagner R., Erinnerungen an Auber, Gesammelte Schriften und Dichtung, Bd 9, Lpz., 1873; Hans1iсk E., Auber, в его кн.: Die moderne Oper. Kritiken und Studien, В., 1892; Kohut А., Auber, Lpz., 1895; Malherbe Ch., Auber. Biographie critique, P., (1911); Debay V., Lосard P., Auber, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1, (v. 3), P., 1931, p. 1665-69; Langyear R. M., D.-Fr.-E. Auber. A chapter in history of the "Opйra-comique". 1800-1870, Cornell University, 1957 (Diss.); Bцrner W., Die Opern von D.-Fr.-E. Auber, Lpz., 1962 (Diss.).E. P. Бронфин.