Музыкальная энциклопедия - орф к.
Связанные словари
Орф к.
Ранние произв. О. песни, кантаты, оперы создавались под влиянием творчества К. Дебюсси, X. Пфицнера, Р. Штрауса. Пробовал силы в традиц. жанрах (неоконч. оперы по пьесам М. Метерлинка и А. Стриндберга). Знакомство с работами известных режиссёров О. Фалькенберга и Л. Йеснера стало для О. стимулом к экспериментированию в области новых сценич. форм. Большое значение для формирования оригинального муз. стиля О., а также создания им жанра сценич. кантаты имело углублённое изучение старинной музыки, особенно соч. К. Монтеверди, Г. Шюца, И. С. Баха (в 1931-1932 О. был дирижёром Баховского об-ва). Значит. влияние на стиль О. оказало его знакомство с муз. фольклором и национальным инструментарием народов Азии и Африки.
О. автор св. 15 произв. для муз. т-ра. Первый крупный успех принесла композитору премьера сценич. кантаты "Кармина Бурана" (пост. 1937). С этого времени О. настойчиво разрабатывал новый тип муз. спектакля, в к-ром использовал приёмы и средства совр. драм. т-ра, формы мистерии, т-ра марионеток, уличных карнавальных представлений, итал. комедии масок. Сценич. кантаты "Кармина Бурана" и "Катулли кармина" (пост. 1943), пьесы "Луна" (пост. 1939) и "Умница" (пост. 1943) явились крупным вкладом О. в нем. муз. культуру, будучи новаторскими по своей театр. форме и муз. языку, бескомпромиссными с точки зрения их идейного содержания ("Умница" сатира на диктаторский режим "третьего рейха"). Усиление политич. репрессий в Германии и начало 2-й мировой войны 1939-45 развеяли иллюзии нем. интеллигенции в отношении национал-социалистского режима. Подобно большинству нем. художников, О. отошёл от участия в обществ. и культурной жизни страны. Арест и казнь его близкого друга профессора Мюнхенского ун-та К. Хубера, участника группы Сопротивления "Белая роза" (1943), явились глубоким потрясением для композитора. Созданная им как непосредств. отклик на трагич. события пьеса "Бернауэрин" (соч. 1943-45), а также впоследствии "Антигона" (пост. 1949) вершины его муз.-драм. творчества. Лучшие произв. О. стали достоянием междунар. муз. жизни только после 2-й мировой войны (нем. иск-во оказалось изолированным от всего мира гитлеровской "культурной политикой" и было дискредитировано ею). Произв. композитора заняли прочное место в репертуаре т-ров мн. стран. Театр. триптих "Триумфы" ("Кармина Бурана", "Катулли кармина", "Триумф Афродиты"), антич. трилогия ("Антигона", "Царь Эдип", "Прометей") и др. соч. имели успех и вызвали оживлённую полемику.
О. художник, остро ощущающий кризисную ситуацию совр. зап. иск-ва. Он подверг сомнению возможность дальнейшего развития муз. иск-ва в традиц. жанрах (оперы, симфонии, инстр. концерта и др.). Историч. путь, приведший совр. зап. музыку к переусложнению техники и разрыву с аудиторией, О. считает до конца пройденным, несмотря на живучесть нек-рых модернистских школ и направлений. О. не применял атональную, сериальную, сонористическую технику композиции, а стремился возродить простейшие элементы музыки (монодия, простые гармонич. структуры и т.п.). Как художник, полемически противопоставляющий себя одноврем. общепринятому, а также модному, О. впадал в крайности и преувеличения. Нередко простота его художеств. средств на практике оказывалась новой сложностью. Наряду с простыми муз. структурами в его произв. применяются средства, затрудняющие их восприятие и создающие значит. препятствия для исполнения (гигантские инстр. составы с редкими экзотич. инструментами, введение древних и диалектных текстов, не допускающих перевода на совр. языки, и т.п.). Жизненность театр. соч. О. во многом определяется мастерством специально подготовленных актёров и певцов. Разнообразие допустимых режиссёрских решений в спектаклях О. оборачивается чрезмерной зависимостью "т-ра Орфа" от дарования и индивидуального вкуса режиссёра, что существенно ограничивает возможности широкого исполнения произв. О. на сценах традиц. оперных т-ров.
Оригинальность муз. драматургии О. определяется прежде всего самим использованием музыки в спектакле. Ей в пьесах О. отводится иная роль, чем в традиц. опере. Соответственно общей художеств. задаче музыка в произв. О. то звучит мощно, ораториально, то сводится к одной повторяющейся ритмич. формуле, то исчезает вовсе, уступая место слову и драм. действию. Характерными чертами муз. стиля О. являются организация элементов музыки на основе ритмич. остинато, диатонич. ладотональная основа, замена гармонич. развития многообразными сопоставлениями; при этом простота ладогармонич. фона приобретает как бы вторичную выразительность, сообщая даже незначит. переменам повышенную яркость и новую экспрессию. Мастерство "режиссёрского манипулирования" простейшими выразит. средствами муз. языка и составляет основу композиторского метода О. Метод О. органически связан с его концепцией муз. т-ра и неотделим от его словесно-поэтич. творчества (О. автор текстов большинства своих произв.).
Большой вклад внёс О. в область муз. воспитания. Применение методов его вок.-инстр. письма для обработки песенно-танц., ритмо-речевого фольклорного материала, для коллективного детского музицирования и импровизаций доказало их высокую эффективность и целесообразность. При этом "элементарная музыка" (термин О.) выступает как инструмент педагогич. воздействия, как средство стимулирования, выявления и организации первичных художеств.-творч. потенций личности. Педагогич. эксперименты О. начал под влиянием теории ритма Э. Жак-Далькроза и разработанного им метода "ритмич. гимнастики", а также в связи с новыми тенденциями в иск-ве танца (Р. фон Лабан, М. Вигман и др.). С помощью инстр. мастера К. Мендлера и при участии знатока муз. инструментов К. Сакса О. к нач. 30-х гг. сконструировал спец. инструментарий (получивший впоследствии распространение под назв. "инструменты О."), явившийся осн. методич. средством муз.-педагогич. системы О. Система муз. воспитания О., основанная на музицировании детей, раскрыта в его собрании уч. пьес (Orff-Schulwerk, тт. 1-5, совм. с Г. Кетман), включающем хоры, инстр. пьесы для разл. составов, театр. сценки и т.д. Система О. не применялась в годы нацизма. В 50-е гг. О. вернулся к своей практически ещё не осуществлённой идее всеобщего начального муз. воспитания, что привело к созданию Ин-та Орфа в Австрии (Зальцбург, 1962). Это учреждение является крупным интернац. центром подготовки кадров муз. воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразоват. школ, а также педагогов школ для глухонемых, умственно отсталых, нервнобольных и психически неполноценных и трудновоспитуемых детей. Большая роль в детальной разработке системы О. принадлежит его ученице, композитору и педагогу Г. Кетман и рук. Ин-та социальной и лечебной педагогики, композитору и педагогу В. Келлеру. Ежегодные интернац. летние курсы и семинары в Зальцбурге способствуют расширению влияния орфовской системы. Педагогич. концепция О. нашла много приверженцев и немалое число противников (особенно среди "авангардистов"). Система муз. воспитания О. получила распространение почти во всех европ. странах, в США, Лат. Америке, Канаде, Японии и нек-рых странах Африки. Система О. применяется и в муз. педагогике Чехословакии, Польши. Педагоги и студенты Ин-та Орфа сотрудничают с венг. педагогами, работающими по системе З. Кодая, с к-рой система О. имеет немало сходного. Отд. эксперименты и пробы с применением инструментов О. проводятся в СССР.
Сочинения: сценич. произв. Кармина Бурана (Carmina Burana, светские песни из Бенедиктбойренского песенника для солистов, хора и орк., 1934-36, пост. 1937, Гор. т-р Франкфурта-на-Майне), Луна (Der Mond, текст О., пьеса для певцов, драм. актёров, хора и орк., 1937-38, пост. 1939, Баварская гос. опера, Мюнхен), Орфей (опера К. Монтеверди в обр. О., либр. Д. Гюнтер, 1923-1939; 3-я ред. 1940, Саксонская гос. опера, Дрезден), Умница (Die Kluge, история о короле и умной женщине, пьеса для певцов, драм. актёров и орк., текст О., 1941-42, пост. 1943, Гор. т-р Франкфурта-на Майне), Катулли кармина (Catulli carmina, сценич. кантата для солистов, танцоров, хора, 4 роялей и удар. инструментов, текст Катулла, 1942, пост. 1943, Лейпцигская опера), Бернауэрин (Die Bernauerin, баварская пьеса для драм. актёров, певцов, хора и орк., текст О., 1943-45, пост. 1947, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Антигона (трагедия Софокла в пер. Ф. Хёльдерлина, 1947-49, пост. 1949, Зальцбургский фестиваль), Хитрецы (Astutuli, баварская комедия для драм. актёров и удар. инструментов, текст О., 1945-52, пост. 1953, т-р "Каммершпиле", Мюнхен), Триумф Афродиты (Trionfo di Afrodite, сценич. концерт для солистов, хора и орк., текст Сафо и Катулла, 1950-51, пост. 1953, т-р "Ла Скала", Милан), Комедия воскресения Христа (Comoedia de Christi resurrectione, пасхальная мистерия для драм. актёров, певцов, хора и орк., текст О., 1955, пост. 1956, Мюнхен, телеспектакль; сценич. премьера 1957, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Царь Эдип (Oedipus der Tyrann, трагедия Софокла в пер. И. Гёльдерлина, 1957-59, пост. 1959, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Игра о рождении младенца (Ludus de nato infante mirificus, рождественская мистерия для драм. актёров, хора и орк., пост. I960, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Сон в летнюю ночь (Ein Sommernachtstraum, пьеса У. Шекспира в пер. А. В. Шлегеля, для драм. актёров, хора и орк., 1938-1962, пост. 1964, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Прометей (трагедия Эсхила, 1963-67, пост. 1968, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт), Комедия о конце времени (De temporum fine comoedia, мистерия для драм. актёров, хора и орк., тексты из "Прорицаний Сивилл" и из "Орфических гимнов" на др.-греч. яз., 1971, пост. 1973, Зальцбургский фестиваль); для хора с сопровождением 3 кантаты на текст Ф. Верфеля (для хора, 3 фп. и ударных, 1929), 2 кантаты на тексты Б. Брехта (для хора, 3 фп. и ударных, 1930), Элегические гимны (Elegische Hymne, Die Sдnger der Vorwelt, на тексты Ф. Шиллера, для хора с инструментами, 1955), Нении и дифирамбы (Nдnie und Dithyrambe, на стихи P. Шиллера, для хора с инструментами, 1956); Нар. музыка Баварии в новой обр. К Хубера и О. (Musik der Landschaft, Volksmusik in neuen Sдtzen. Aus dem bayerischen Raum, 1942); для инструментов Маленький концерт для чембало и духовых на темы лютневой музыки 16 века (1927), Entrata (обр. пьесы У. Бёрда "Колокола" для 5 орк. составов и органа, 1927), Олимпийские хороводы (Olympische Reigen, 1936); педагогич. соч. ? Орф-Шульверк (Orff-Schulwerk. Musik fьr Kinder, в 5 тт., совм. с Г. Кетман, 1950-55).Литература: Лаукс К., Карл Орф и его "Carmina Burana", "CM", 1958 No 4; Леонтьева О., "Musica Nova", "CM", 1960, No 7; её же, Карл Орф для детей, там же, 1963, No 7; её же, Карл Орф и Пауль Хиндемит, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; её же, Карл Орф, М., 1964; её же, Музыкальная форма в произведениях Карла Орфа, в сб.: Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; её же, Западноевропейские композиторы середины XX века, М., 1964; её же, Путь большого художника. К 75-летию Орфа, "СМ", 1970, No 8; её же, Дело Курта Хубера, там же, 1972 No 6; её же, Человек театра, там же, 1975, No 10; её же, Интернациональный курс в институте Орфа, там же 1976, No 3; Власов Вл., Из зальцбургских впечатлений там же, 1964, No 12; его же, Карлу Орфу 70!, там же 1965, No 7; Чёрная Е., На родине Гайдна и Моцарта, там же, 1966, No 10; Vanбgaitй G., Mes ir zaislai. Pjeses barskuciu orkestrui, Vilnius, 1967; Баренбойм Л., Педагогические размышления, "CM", 1967, No 6; его же, Карл Орф и Институт Орфа, там же, 1969, No 3, 5; Литвинов В., Зальцбург Институт Карла Орфа, "МЖ", 1968, No 11; Эшпай A., На неделе Карла Орфа, "СМ", 1968, No 10; Xачатурян К., Неделя музыки Карла Орфа, "Правда", 1968, 28 апр.; Браиловский М., Жанровые и поэтические истоки "Триумфов" Карла Орфа, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Сб. ст., пер. с нем., Л., 1970; Sachs С., Lang О., Einfьhrung in die Neugestaltung von Orfeo, Mainz 1925; Twittenhoff W., Orff-Schulwerk. Einfьhrung in Grundlagen und Aufbau Mainz, 1930; Sonner R., Musik aus Bewegung, "Die Musik", 1937, Jahrg., 29; Dorflein E., Das Musiktheater Carl Orffs в сб.: Der Musik-Almanach, Mьnch., 1948; Keller W. Carl Orff's Antigonae. Versuch einer Einfьhrung, Mainz, 1950; eго же Wie komponiert Carl Orff?, "ЦMz", 1962, H. 17; его же Carl Orff, в сб.: Stilportrдts der neuen Musik, В., 1961; Carl Orff Ein Bericht in Wort und Bild. Mit Beitrдgen von K. H. Ruppel, G. R. Sellner, W. Thomas, Mainz, (1955), 1960; Liess A., Carl Orff. Idee und Werk, (Z., 1955); eго жe, Carl Orff und das Dдmonische, Viernheim, 1965; Hame1 Fr., Der Erneuerer des Humanismus, "Musica", 1955, No 9; Кiekert J., Die musikalische Form in den Werken Carl Orffs, "Forschungsbeitrдge zur Musikwissenschaft", 1957, Bd 5; Mitchell D., Carl Orff: a modern primitive, "The Monthly Musical Record", 1957, No 87; Me1iсhar A., Musik in der Zwangsjacke. Die deutsche Musik zwischen Orff und Schцnberg, W., 1958; Schadewaldt W., Hellas und Hesperien, Z., I960; Kaufmann H., Carl Orff als Schauspieler, "Forum", 1960, Bd 7; Bonte H. G., Welchen Einfluss hat das Orff-Schulwerk auf Medizin und Psychologie, "ЦMz", 1962, H. 17; Jahrbuch des Orff-Instituts an der Akademie "Mozarteum", Salzburg, (T. 1?3), Mainz, 1962-69; Orff-Schulwerk Informationen, hrsg. von Orff-Institut an der Hochschule "Mozarteum", Salzburg, 1964-...; Оster O., Carl Orff und die Archetypologie des Theaters, "Musik und Dichtung", 1965, No 6; Dibe1ius U., Carl Orff. Die Gegenwart der Antike im Musiktheater, в его кн.: Moderne Musik. 1945-1965, Mьnch., 1966; Murray M. Orff and Kodбly a comparison, "Recorder and music magazine", 1968, v. 2, No 9; Ceskб Orffova skola, I, Prag 1969; Pos V., Perspektivy Orffova skoly v hudebni vэchovй, Sb. studii, sv. 7, Prag., 1969; Rоs V., Jurkoviс Р., Lidovй pisne a doprovodem na orffovskэ instrumentбr, Prag., 1970; Keetman G., Elementaria. Erster Umgang mit dem Orff-Schulwerk, Stuttg., 1970; Mьnster R., Carl Orff. Das Bьhnenwerk. Ausstellung anlдsslich des 75. Geburtstages, Mьnch., 1970; Sсhmidt H. W. (Hrsg.), Carl Orff. Sein Leben und sein Werk in Wort, Bild und Noten, Kцln, 1971; Das Orff-Schulwerk im Dienste der Erziehung und Therapie behinderter Kinder, hrsg. von H. Wolfgart, B.-Charlottenburg, 1971.О. Т. Леонтьева.