Музыкальная энциклопедия - зальцбург
Связанные словари
Зальцбург
18 в. характеризуется дальнейшим подъёмом муз. т-ра. Для З. пишут оперы мн. видные композиторы. Спектакли придв. т-ра ставились во вновь воздвигнутом здании "Гартентеатр" Мирабельпарка. На протяжении 18 в. важную роль в муз. жизни З. играли И. Э. Эберлин, А. К. Адльгассер и Л. Моцарт, к-рый занимался также педагогич. деятельностью. Значительными для города явились годы работы в З. в качестве придв. органиста и концертмейстера архиепископского двора его сына В. А. Моцарта (1769-1777, 1779-81). Уроженец З., он во многом способствовал расцвету муз. культуры города и написал здесь ряд сочинений (в т.ч. оперу "Сон Сципиона", 1772). В последние десятилетия 18 в. в З. подолгу работали М. Гайдн (ставший преемником В. А. Моцарта), И. Э. Эммерт, Б. Хаккер, Г. М. Лолли, Й. Г. Парис, И. Мейснер, Л. Гатти, Д. Фискьетти, В. Реттенштейнер и др. С конца 18 нач. 19 вв. в зале Бального дома (пристроенном к Придв. т-ру в 1775) начинают выступать гастрольные труппы, знакомившие зрителей с итал., франц. и нем. операми и зингшпилями; в 1784 было показано "Похищение из сераля" Моцарта, в 1795 зингшпили К. Диттерсдорфа и В. Мюллера.
После перехода под управление центр. правительства Австро-Венгрии (1816) З. превращается в провинц. город, его муз. жизнь на длит. срок приходит в упадок. Только в сер. 19 в. появились симптомы возрождения муз. культуры города. Этому содействовало Соборное музыкальное общество и Моцартеум (осн. в 1841 муз. деятелем Ф. фон Хиллепрандтом). В 1842 под рук. С. Нойкомма был проведён 1-й фестиваль памяти В. А. Моцарта и открыт памятник композитору. С тех пор З. становится центром пропаганды моцартовского наследия. В 1844 образовано Мужское хоровое общество (переименованное в 1847 в "Лидертафель", при к-ром была основана Певческая академия), положившее начало систематич. проведению хор. празднеств. В 1841 был создан постоянный "Моцартовский оркестр", игравший в последующих моцартовских фестивалях, регулярно проводившихся на протяжении 19 в. (в 1870-1910 8 раз). Во 2-й пол. 19 в. З. начинают посещать мн. крупнейшие композиторы и артисты (А. Брукнер (во главе Линцского хора), Й. Иоахим, К. Шуман, И. Брамс, О. Николаи, P Корнелиус, X. Рихтер, Ф. Мотль, Г. Малер, Р. Штраус, К. Мук, Ф. Шальк и др.). В 1869-70 по инициативе муз. деятелей К. фон Штернека и Ф. Гемахера была основана Международная моцартовская организация (Internationale Mozart-Stiftung); в 1880 объединение Моцартеум выделилось из Соборного музыкального общества и слилось с Международной моцартовской организацией в одно муз.-науч. общество Моцартеум. В те же годы в З. реставрируется и открывается ряд мемориальных зданий, связанных с именем Моцарта. Значит. уровня достигает во 2-й пол. 19 в. оперная труппа гор. т-ра, когда здесь работали в качестве дирижёров К. Мук и X. Вольф.
Новый период муз. культуры З. открылся со 2-го десятилетия 20 в. и особенно после образования в 1918 Австрийской республики. З. становится одним из крупнейших центров муз. жизни Австрии и всей Центр. Европы, привлекает крупнейших музыкантов и исследователей. В 1917 здесь было основано об-во Зальцбургских фестивалей (Salzburger Festspielhausgemeinde), затем возник художеств. комитет Зальцбургских фестивалей, среди членов к-рого были Г. Гофмансталь, Ф. Шальк, М. Рейнхард, А. Роллер, Б. Вальтер, Р. Штраус. Фестивали, к-рые проводятся ежегодно с 1920 (кроме 1922 и 1944), стали одним из наиболее значит. культурных событий в Европе. Во время фестивалей ставятся оперы Моцарта и др. произв. классич. и совр. авторов; среди участников концертов и спектаклей многие ведущие музыканты мира, в т.ч. дирижёры А. Тосканини, Б. Вальтер, Ф. Вейнгартнер, В. Фуртвенглер, Э. Клейбер, О. Клемперер и др. В 1928 на фестивале выступала Оперная студия Ленингр. консерватории. Развивают свою деятельность и др. муз. учреждения З. Публичная муз. школа Моцартеума (осн. в 1880) в 1914 была реорганизована в консерваторию и в 1922 перешла в ведение государства; здание "Штадттеатра" было реконструировано и с 1919 стало государственным. При Моцартеуме в 1931 основан Центральный ин-т моцартоведения; в 1916 по инициативе певицы Л. Леман были открыты летние курсы для певцов, реорганизованные в 1928 во Всеобщие летние муз. курсы с большим охватом специальностей.
В годы фаш. оккупации Австрии фестивали в З. носили весьма ограниченный характер. После освобождения страны муз. организации З. возобновили свою деятельность. В 1957-60 худ. руководителем фестивалей был Г. Караян. В 1968 Каранном был основан ещё один, т.н. Пасхальный, фестиваль, проходящий каждую весну. В 1953 консерватория была преобразована в Академию музыки и сценич. искусства Моцартеум. В 1960 открыто новое здание Большого дворца фестивалей (арх. К. Хольцмейстер), вмещающее более 2300 зрителей, где даются оперные спектакли. Помимо Большого дворца фестивалей, функционирует старый фестивальный зал (с 1963 Малый зал). Оперные и драм. спектакли ставятся также на сцене "Ландестеатра" (быв. "Штадттеатра"). В З. работают 2 симф. оркестра Моцартеума: первый с 1938 как самостоятельная организация, второй "Camerata academica" (из педагогов и студентов Академии музыки и сценич. искусства Моцартеума, осв. в 1953 Б. Паумгартнером). Регулярные конц. сезоны в З. проводят Моцартеум и Зальцбургское культурное общество, а также Академия музыки и сценич. искусства Моцартеума (ныне носит название Высшая школа). С 1963 в З. существует на базе Высшей школы Моцартеума Ин-т Орфа международный центр эстетич. воспитания (рук. В. Келлер, консультант К. Орф), пропагандирующий систему К. Орфа. К числу муз.-историч. памятников З. относятся не только здания, связанные с жизнью и деятельностью В. А. Моцарта, но и собор Санкт-Петер, кафедральный собор, неск. старинных театр. зданий ("Aula academica", "Heckentheater", "Steintheater") и др. Большими коллекциями старинных муз. инструментов, нот и рукописей обладают Моцартовский мемориальный музей (около 30 тыс. единиц хранения), гор. музей Каролины Августы, архивы кафедрального собора и собора Санкт-Петер.
Литература: Biographien Salzburgischer Tonkьnstler, Salzburg, 1845; Schneider G., Geschichte der Musik in Salzburg von der дltesten Zeit bis zur Gegenwart, Salzburg, 1935; Hьmmel W., Marksteine der Geschichte der Internationalen Stiftung Mozarteum in Salzburg, Salzburg, 1936; Kutscher A., Vom Salzburger Barocktheater zu den Salzburger Festspielen, Dьsseldorf, 1939; Die Salzburger Festspiele... 1842-1960, Salzburg, 1960; Salzburg. Stadt der Musik. Hrsg. von P. Becker, Salzburg, (1961); Kaut J., Festspiele in Salzburg, (Salzburg, 1965.