Музыкальная энциклопедия - палестрина д. п.
Связанные словари
Палестрина д. п.
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina) (ок. 1525, Палестрина, близ Рима 2 II 1594, Рим) итал. композитор, глава римской полифонич. школы. В 1537-42 пел в хоре мальчиков в церкви Санта-Мария Маджоре, где получил образование в духе полифонич. традиций нидерландской школы. В 1544-51 органист и капельмейстер главной церкви г. Палестрина. С 1551 до конца жизни работал в Риме возглавлял капеллы собора св. Петра (1551-55 и 1571-94, капелла Юлия), церквей Сан-Джованни ин Латерано (1555-60) и Санта-Мария Маджоре (1561-66). Принимал участие в религ. собраниях римского священника Ф. Нери (писал для них соч.), возглавлял конгрегацию (об-во) музыкантов, был директором певческой школы при церкви Санта-Мария Маджоре, возглавлял домашнюю капеллу кардинала д'Эсте. Руководил хорами, обучением певцов, писал мессы, мотеты, реже мадригалы. Основа творчества П. духовная хоровая музыка a cappella. Его светские мадригалы по существу не отличаются от церковной музыки. Находясь в Риме, в постоянной близости к Ватикану, П. непосредственно ощущал на себе как композитор и исполнитель воздействие атмосферы Контрреформации. Тридентский собор (1545-63), сформулировавший идеи католич. реакции, специально рассмотрел также вопросы церк. музыки с позиций, противостоящих ренессансному гуманизму. Достигнутая к тому времени пышность церк. иск-ва, необычайная сложность полифонич. развития (часто при участии инструментов) встретили решит. сопротивление представителей Контрреформации. Стремясь укрепить влияние церкви на массы, они требовали ясности догматич. текста богослужения, ради чего готовы были изгнать многогол. музыку. Однако это крайнее мнение не нашло единодушной поддержки: практически победило стремление к "прояснению" стиля полифонии, к отказу от явно светских влияний, к отчётливому выделению слов в полифонич. хоре a cappella. Возникла своего рода легенда, что "спасителем" полифонии в католич. церкви был П., к-рый создал наиболее яркие образцы прозрачной, не затемняющей слова полифонии на гармонич. основе (известнейший пример его "Месса папы Марчелло", 1555, посв. этому папе). На самом же деле таково было объективно-историч. развитие полифонич. иск-ва, идущее к ясности, пластичности, человечности художеств. образа, а П. с классич. зрелостью выразил это в строго ограниченных рамках хор. духовной музыки. В его многочисл. соч. степень ясности полифонии и доходчивости слова далеко не одинакова. Но П. несомненно тяготел к равновесию полифонич. и гармонич. закономерностей, "горизонтали" и "вертикали" в муз. складе, к спокойному благозвучию целого. Иск-во П. связано с духовной тематикой, но он трактует её по-новому, как и крупнейшие итал. живописцы Высокого Возрождения. П. чужды обострённая субъективность, драматизм, резкие контрасты (что характерно для ряда его современников). Его музыка носит умиротворённый, благостный, созерцательный характер, его скорбь целомудренна и сдержанна, величие благородно и строго, лирика проникновенна и спокойна, общий тон объективен и возвышен. П. предпочитает скромный состав хора (4-6 голосов, движущихся с удивительной плавностью в небольшом диапазоне). Нередко темой-зерном духовного соч. становится мелодия хорала, известной песни, иногда просто гексахорд, звучащие в полифонич. изложении ровно и сдержанно. Музыка П. строго диатонична, её склад определяют консонансы (диссонирующие созвучия всегда подготовлены). Развитие целого (части мессы, мотета) совершается путём имитационного или канонич. движения, с элементами внутр. вариационности ("прорастание" сходных попевок в развитии голосов-мелодий). Этим обусловлена значит. целостность образного содержания и муз. склада в пределах сочинения. Во 2-й пол. 16 в. в разл. творч. школах Зап. Европы шли напряжённые поиски нового в сфере драм. выразительности мелодии, виртуозного инструментализма, красочного многохорного письма, хроматизации гармонич. языка и др. П. по существу противостоял этим направлениям. Однако не расширяя, а скорее внешне суживая круг своих художественных средств, он достиг более ясной и пластичной выразительности, более гармоничного воплощения эмоций, нашёл более чистые краски в полифонич. музыке. Для этого он преобразил сам характер вок. полифонии, выявив в ней гармонич. начало. Тем самым П., идя своим путём, сблизился по складу и направлению с итал. духовно-бытовой лирикой (лауда) и в конечном счёте вместе с др. композиторами эпохи подготовил стилевой перелом, наступивший на рубеже 16-17 вв. при возникновении монодии с сопровождением. Спокойное, уравновешенное, гармоничное иск-во П. таит в себе характерные исторические противоречия. Воплощая художеств. идеи Ренессанса в обстановке Контрреформации, оно естественно ограничено в тематике, жанрах и средствах выражения. П. не отрекается от идей гуманизма, а по-своему, в рамках духовных жанров, проносит их сквозь трудную, полную драматизма эпоху. П. был новатором в труднейших для новаторства условиях. Поэтому воздействие П. и его классич. полифонии строгого письма на современников и последователей было очень велико, особенно в Италии и Испании. Католич. церковь, впрочем, обескровила и стерилизовала палестриновский стиль, превратив его из живого образца в застывшую традицию хор. музыки a cappella. Наиболее близкими последователями П. были Дж. М. и Дж. Б. Нанино, Ф. и Дж. Ф. Анерио.
Среди соч. П. более 100 месс, ок. 180 мотетов, литании, гимны, псалмы, оффертории, магнификаты, духовные и светские мадригалы. Собр. соч. П. изд. в Лейпциге ("Pierluigi da Palestrinas Werke", Bd 1-33, Lpz., 1862-1903) и Риме ("Giovanni Pierluigi da Palestrina. Le Opere Complete", v. 1-29, Roma, 1939-62, изд. продолжается).
Литература: Иванов-Борецкий М. В., Палестрина, М., 1909; его же, Музыкально-историческая хрестоматия, т. 1, М., 1933; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М., 1940; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953; Протопопов Вл., История полифонии в ее важнейших явлениях, (кн. 2), Западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1965; Дубравская Т., Итальянский мадригал XVI века, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972; Вaini G., Memorie storico-critiche delila vita e delle opera di Giovanni Pierluigi da Palestrina, v. 1-2, Roma, 1828; Brenet M., Palestrina, P., 1906; Casimiri R., Giovanni Pierluigi da Palestrina. Nuovi documenti biografici, Roma, 1918; Jeppesen K., Der Pa-lestrinastil und die Dissonanz, Lpz., 1925; Cametti A., Palestrina, Mil., 1925; его же, Bibliografia palestriniana, "Bollettino bibliografico musicale", t. 1, 1926; Terry R. R., G. da Palestrina, L., 1927; Кat G. M. M., Palestrina, Haarlem, (1958); Ferraci E., Il Palestrina, Roma, 1960; Raссag-nella E., La formazione del linguaggio musicale, pt. 3 La parola in Palestrina. Problemi, tecnici, estetici e storici, Firenze, 1969; Day Th. C., Palestrina in history. A preliminary study of Palestrina's reputation and influence since his death, N.Y., 1970 (Diss.); Вianсhi L., Fellerer К. G., G. P. da Palestrina, Turin, 1971; Gь1ke P., Ein "konservatives" Genie?, "Musik und Gesellschaft", 1975, No 11.T. H. Соловьёва.Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое палестрина д. п.
Значение слова палестрина д. п.
Что означает палестрина д. п.
Толкование слова палестрина д. п.
Определение термина палестрина д. п.
palestrina d. p. это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):