Музыкальная энциклопедия - перголези д. б.
Связанные словари
Перголези д. б.
П. писал оперы-сериа, оратории, музыку к диалектальным комедиям (на неаполитанском диалекте) и комич. интермедиям, вставлявшимся между актами опер-сериа (они впоследствии исполнялись как самостоят. небольшие комич. оперы). В 1733 им создана опера-сериа "Гордый пленник" (с интермедиями "Служанка-госпожа"), в 1734 "Адриан в Сирии" (с интермедиями "Ливьетта и Траколло"). Выдающийся представитель неаполитанской оперной школы, П. преобразил оперный стиль не столько в рамках традиц. оперы-сериа, сколько в новом жанре оперы-буффа, первым классиком к-рой он является. "Служанка-госпожа" лучшая и известнейшая опера-буффа P., она открывает историю нового жанра. По своему типажу и развитию комедийного сюжета этот жанр первоначально был близок итал. комедии дель арте и в большой мере противостоял условным историко-легендарным сюжетам и героям оперы-сериа. Новым был муз. стиль оперы-буффа у П. Он отказался от виртуозного пения, "концертности" традиц. неаполитанской оперы и создал оживлённые, действенные, жанрово-характерные буффонные арии и ансамбли с чертами бытовой песенности. "Служанка-госпожа" послужила образцом нового, более жизненного и демократич. оперного иск-ва и за пределами Италии: она стимулировала начало "войны буффонов" в Париже (1752). Черты нового проявились и в др. соч. П. (в трио-сонатах, в оперных увертюрах), предвосхитивших глубокий стилевой перелом в иск-ве сер. 18 в. Среди многочисл. духовных произв. П. выделяется Stabat mater (для сопрано, альта, струн. квартета и органа, 1735). Благодаря лирич. проникновенности, гармонич. ясности, даже интимности общего склада (камерный состав исполнителей) это произв. получило мировое признание. Творч. личность П. отличается не только редкой яркостью, но и удивительной цельностью: за короткую творческую жизнь он наметил новые пути для всех жанров, к которым обращался. И. Ф. Стравинский написал на муз. темы П. балет (с пением) "Пульчинелла" (1919, пост. 1920).
Сочинения: оперы св. 10 опер-сериа, в т. ч. Гордый пленник (Il prigionier superbo, с интермедиями Служанка-госпожа, La serva padrona, 1733, т-р "Сан-Бартоломео", Неаполь), Олимпиада (L'Ollmpiade, 1735, "Театр Тординона", Рим), оперы-буффа, в т. ч. Влюблённый монах (Lo frate' imamorato, 1732, т-р "Фьорентини", Неаполь), Фламинио (1735, там же); оратории, кантаты, мессы и др. духовные соч., концерты, трио-сонаты, арии, дуэты.Собрания сочинений: Rйcente l'edizlone dell'Opera omnia, v. 1-25 (также 2 тома без номеров), Roma, 1936-42.Литература: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Sсheri11о M., Storia letteraria dell'opera buffa napolitana dйlie origini al principio del secolo XIX, Napoli, 1883, L'opera buffa napoletana durante il settecento..., (Mil., 1917); D'Arienzo N., Die Entstehung der komischen Oper, Lpz., 1902; Radiciotti G G. B. Pergolesi. Vita, opere ed influenza su l'arte, Roma, 1910; Fede1i V., Un'opera sconosciuta di Pergolesi?, Novara, 1910; Subira J., Giovanni Battista Pergolesi y la serva padrona, Madrid, 1922; Della Corte A., L opera comica italiana nel 700, v. 1, Bari, 1923; его жe, Pergolesi, con citazioni musicali, Torino. (1936); Sсh1itzer F., G. B. Pergolesi, Turino, 1940; Luсiani S. A., G. В. Pergolesi, 1710-1736. Note e documenti..., Sienna, 1942; Damerini A., Lo "Stabat Mater" di Pergolesi in una rara trascrizione di Paisiello Firenze, 1953; Margadonna M., Pergolesi, (Mil., 1961).T. H. Ливанова.