(нем. Raummusik)
музыка, в к-рой используются пространственно-звуковые эффекты:
эхо, особое расположение исполнителей и т.д. Термин "П. м." появился в музыковедческой лит-ре в сер. 20 в., однако не получил широкого распространения. Он не подразумевает к.-л. самостоят. вида музыки, т.к. пространственные эффекты являются, как правило, только одним из выразит. средств, используемых в муз. произв., относящихся к П. м. В разл. периоды истории П. м. применялась или в связи с к.-л. условиями исполнения (напр., на открытом воздухе), или в декоративных целях (напр., в связи со сценич. оформлением произв.). В культовом обиходе подобием П. м. можно считать антифонный и респонсорный принципы композиции и исполнения (в музыке церк. службы сочетание пения церк.
хора с ответами и пением прихожан), передачи
хор. фраз и крупных частей соч. от одного хора или полухорья к другому (с этим связаны двухи трёххорная композиции, в частности у венецианцев в 16 в.). В театр. музыке применяется сопоставление оркестра перед сценой и оркестра на сцене, а также др. эффекты (оркестры, расположенные в разных местах сцены в "Дон Жуане" Моцарта; приближение и удаление хора поселян в "Князе Игоре" Бородина и т.д.). Пространственные эффекты использовались также в музыке на открытом воздухе, на воде (напр., "Музыка на воде" и "Музыка в лесу" Генделя). Изредка образцы П. м. встречаются в симф. жанре.
Серенада (ноктюрн) Моцарта (К.-V. 286, 1776 или 1777), написанная для 4 оркестров, сочинена в расчёте на поэтичный эффект эха и допускает раздельное размещение оркестров. В "Реквиеме" Берлиоза использованы 4 дух. оркестра, расположенные в разных местах зала.
В 20 в. значение П. м. усилилось. В отд. случаях пространственный фактор становится одной из важнейших основ муз. структуры (собственно П. м.). Нек-рые совр. композиторы специально разрабатывают концепцию П. м. (прежде всего К. Штокхаузен как композитор и как теоретик; впервые в соч. "Пение юношей...", 1956, и "Группы" для 3 оркестров, 1957; по идее Штокхаузена на ЭКСПО-70 в Осаке для П. м. был выстроен спец. зал, архитектор Борнеман). Так, произв. Я. Ксенакиса "Терретектор" (1966) рассчитано не только на эффект движения источника звука вокруг слушателей при чередовании соответственно расположенных исполнит. групп, но (вследствие предписанного автором размещения публики внутри оркестра) и на одноврем. возникающий эффект его прямолинейного движения, как бы прохождения "сквозь слушателей". Соч., относящиеся к собственно П. м., являются гл. обр. экспериментальными.
Литература: Stockhausen К., Musik im Raum, в его кн.: Texte..., Bd 1, Kцln, 1963; его же, Nr 6: Gruppen fьr 3 Orchester (1955-1957), там же, Bd 2, Kцln, 1964; Schдffer В., Maly Informator muzyki XX wieku, (Kr.), 1967; Сhlopeсki A., Karlheinz Stockhausen. О nowa grammatyke muzyki (1), "RMz", 1974, No 18.
Ю. Н. Холопов.