Музыкальная энциклопедия - протестантский хорал
Связанные словари
Протестантский хорал
Для новых целей приспосабливались и иностр. мелодии песни "Чешских братьев", франц., итал. мелодии, большей частью светские. Нек-рые мелодии П. х. создавались заново разл. композиторами, в числе к-рых Н. Херман, И. Крюгер, И. С. Бах.
Самые ранние публикации П. х. были осуществлены Й. Вальтером Старшим в 1524 (т.н. "Achtliederbuch" "Собрание восьми песен" и тт. 1-2 сб-ка "Enchiridion oder eyn Handbьchlein" "Энхиридион, или Настольная книжечка"), последующие были осуществлены Клюгом (Виттенберг, 1529, 1535, 1543), Блюмом (Лейпциг, 1530), Шуманом (Лейпциг, 1530) и Бабстом (Лейпциг, 1545, 1553). В 1524 появились и первые многогол. обработки П. х. собрание Й. Вальтера "Geystliches Gesangk Bьchleyn" ("Книжечка духовных песен"), за к-рыми последовали обработки Г. Pay (1544) и Шпангенберга (1545).
П. х. не сразу вошёл в церк. службу. Затруднения определялись тем, что в ряде изданий с одобрения Лютера песнопения были изложены гл. обр. в 4и 5-гол. полифонич. складе, с осн. мелодией в теноре, в связи с чем не получившая муз. подготовки община не могла их исполнять (здесь сказались противоречия между установками Лютера и его муз. вкусами). Поэтому первоначально П. х. пелся в основном проф. хором, а не общиной. Позднее появились сборники Л. Озиандера (1586), Хаслера, Л. Лоссиуса, М. Преториуса, в к-рых все или часть песнопений были предназначены для общины и изложены в более простой манере (осн. мелодия в дисканте в сб. Хаслера, в последующих упрощение фактуры, порой простой хоральный склад). Постепенно, примерно с нач. 17 в., пение хора, а затем и общины, стал поддерживать орган.
П. х. сыграл важную роль в развитии нем. музыки. Через П. х. в проф. музыку широко влились мелодии нар. песен. Большое распространение получили жанры хоральной обработки и хоральной прелюдии; обработки П. х., предназначавшиеся для органа, создавались мн. композиторами, в т.ч. И. С. Шейдтом, И. С. Бахом; в числе авторов хоральных прелюдий для органа И. Пахельбель, Г. Бём, Д. Букстехуде, И. С. Бах. Создавались и хоральные фантазии, партиты и т.п. В кон. 17 нач. 18 вв. П. х. был мелодич. основой и мн. сочинений вок.-инстр. жанров кантат, ораторий, пассионов. Родственными П. х. жанрами были в 15 в. гуситские песни (Чехия), в 16 в. фламандские (Нидерланды), гугенотские (Франция), английские и польские псалмы. П. х. оказал большое влияние на развитие гармонии, фактуры, а также на формообразование зап.-европ. музыки.
Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 2, М., 1959, с. 41-69; Zahn J., Die Melodien der deutschen evangelischen Kirchenlieder, Bd 1-6, Gьtersloh, 1889-93, переизд., Hildesheim, 1963; Dietz P., Die Restauration des evangelischen Kirchenliedes, Marburg, 1903, Fischer A. F. W., Tьmpel W., Das deutsche evangelische Kirchenlied des 17. Jahrhunderts, Bd 1-6, Gьtersloh, 1902-1916, Sсhweitzer A., J. S. Bach, Lpz., 1908, Kap. 2-4 (рус. пер.: Швейцер A., И. С. Бах, M., 1965, гл. 2-4); Westphal J., Das evangelische Kirchenlied nach semer geschichtlichen Entwicklung, Lpz., 1911, В., 1925; Bцhm C., Das deutsche evangelische Kirchenlied, Hildburghausen, 1927; Nelle W., Geschichte des deutschen evangelischen Kirchenliedes, Hamb., 1904, Hildesheim, 1962, Sсhlisske O., Handbuch der Lutherlieder, Gцtt., 1948; Gabriel P., Das deutsche evangelische Kirchenlied von M. Luther bis zur Gegenwart, B., 1956; Liturgia. Handbuch des evangelischen Gottesdienstes, hrsg. v. K. F. Mьller und W. Blankenburg, Bd 4 Die Musik des evangelischen Gottesdienstes, Kassel, 1961.