Музыкальная энциклопедия - шапорин ю. а.
Связанные словари
Шапорин ю. а.
Большое значение для творчества Ш. имело его общение с А. А. Блоком, позже с А. Н. Толстым, М. Горьким, К. А. Фединым, М. Л. Лозинским, художниками А. Н. Бенуа, К. С. Петровым-Водкиным, М. В. Добужинским. В 1915 Ш. встречался с В. В. Маяковским (под впечатлением "Оды Революции" была задумана симфония). По просьбе Ш. для симфонии-кантаты "На поле Куликовом" Блок написал текст хора татар и переделал своё стихотворение "Я живу в отдалённом скиту" (для арии невесты). По либр. А. Н. Толстого и П. Б. Щёголева создавалась опера "Полина Гебль" (не окончена). Памяти Горького Ш. посвятил ст. "М. Горький и музыка" ("Советская музыка", 1938, No 6) и обработку "Бурлацкой песни" (мелодию и слова песни сообщил ему Горький; изд. 1952). По просьбе Федина Ш. написал для его романа "Братья" главу "Симфония Никиты Карева" (1928). В содружестве с Лозинским Ш. работал над симфонией-кантатой "На поле Куликовом". С Бенуа и Добужинским сотрудничал в драм. т-рах Петрограда.
В своём творчестве Ш. опирался на традиции рус. муз. классики (прежде всего А. П. Бородина). Для его музыки характерен эпич. тип драматургии, ораторский пафос. Во многих произв. получила воплощение патриотич. тематика, связанная с историч. сюжетами, героич. событиями прошлого и современности: в опере "Декабристы" (1953), симфонии-кантате "На поле Куликовом" (1939), ораториях "Сказание о битве за русскую землю" (1942-44), "Доколе коршуну кружить?" (1963). В ряде произв. Ш. претворены интонации рус. крестьянского фольклора и сов. массовой песни. Одна из отличит. особенностей его стиля взаимопроникновение эпич. и лирич. начал. Яркая страница творчества III. камерные вок. произв., среди них цикл романсов на сл. А. С. Пушкина (1937), в к-ром выделяется "Заклинание" одна из вдохновенных страниц сов. вок. лирики, цикл "Далёкая юность" (на сл. Блока, 1939). В романсах III. развивает традиции П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова.
Ш. воспитал мн. учеников, среди них А. А. Бабаев, Г. А. Жубанова, А. А. Муравлёв, М. А. Марутаев, Е. Ф. Светланов, Н. Н. Сидельников, А. Г. Флярковский, Р. К. Щедрин, Р. М.-Х. Яхин. Гос. пр. СССР (1941, за симфонию-кантату "На поле Куликовом"; 1946, за ораторию "Сказание о битве за русскую землю"; 1952, за романсы "Под небом голубым", "Заклинание", "Осенний праздник", "Под вечер примолкла война" и обработки 3 песен), Глинкинская пр. (1966, за оперу "Декабристы" и ораторию "Доколе коршуну кружить?").
Сочинения: оперы Полина Гебль (2 сцены, 1925, Ленингр. т-р оперы и балета), Декабристы (либр. В. А. Рождественского по мотивам либр. "Полина Гебль" А. Н. Толстого, 1953, Большой т-р; Глинкинская пр., 1966); для солистов, хора и орк. симфония-кантата На поле Куликовом (сл. А. А. Блока, М. Л. Лозинского, С. Д. Дрожжина, 1939; Гос. пр. СССР, 1941), оратории Сказание о битве за русскую землю (сл. Блока, Лозинского, К. А. Симонова, А. А. Суркова, С. Л. Северцева и Ш., 1944; Гос. пр. СССР, 1946), Доколе коршуну кружить? (сл. Блока, К. Ф. Рылеева, Симонова, М. В. Исаковского, 1963; Глинкинская пр., 1966), кантата к Чаадаеву (сл. Пушкина, 1949); для орк. симфония (с доп. дух. группой, смеш. хором и фп., 1932), Блоха (шутейная сюита, из музыки к пьесе того же назв., с доп. группой нар. инструментов, 1928); для фп. 3 сонаты (1924, 1926; 1966, не окончена), скерцо (1934), пассакалья (1934), баллада (1959); 5 пьес для влч. и фп. (1959); для голоса с орк. баллады Кондор (фантазия, сл. И. А. Бунина), Гаральд Свенгольм (сл. А. К. Толстого) и Матьяш Губец (пер. с болг.; все 1915), Песни Жар-птицы (с инстр. септетом, сл. Е. Я. Данько, 1924); для голоса с фп. романсы, в т. ч. циклы: 6 романсов на сл. Ф. И. Тютчева (1921), 5 романсов на сл. А. С. Пушкина (в т. ч. Заклинание, посв. памяти дочери Ш., Под небом голубым; 1934-37), Далёкая юность (сл. Блока, 1939), Элегии (1945), Из лирической тетради (1947), романсы на слова сов. поэтов (1948), Элегии и романсы (1959); музыка к спектаклям драм. т-ра "Много шума из ничего" (1919), "Король Лир" (1920) и "Двенадцатая ночь" (1921) Шекспира, "Тартюф" Мольера (1921), "Цезарь и Клеопатра" Шоу (1923), "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (1925), "Блоха" Замятина (по повести "Левша" Лескова, 1926), "Любовь Яровая" Тренёва (1927), "Аристократы" Погодина (1935), "Горе-злосчастье" Маршака (1941), "Иван Грозный" А. К. Толстого (1944), "Ломоносов" Вс. Иванова (1953) и др.; музыка к фильмам "Минин и Пожарский" (1939), "Суворов" (1940), "Неуловимый Ян" (совм. с А. М. Баланчивадзе, 1942), "Кутузов" (1943), обр. 3 рус. нар. песен.Литературные сочинения: Мысли об оперной драматургии, "СМ", 1940, No 10; Гоголь и музыка, там же, 1952, No 3; Величайший русский художник (о М. П. Мусоргском), там же, 1964, No 3; Памяти дорогого друга, в кн.: X. С. Кушнарев. Статьи. Воспоминания. Материалы, М.-Л., 1967; Избр. статьи. Сост., вступ. ст. и коммент. Р. Римской, М., 1969.Литература: Богданов-Березовский В. М., Ю. А. Шапорин и его симфония, Л., 1934; его же, Старейшина советской музыки, "СМ", 1962, No 11; Гроссман В. (Васина-Гроссман В. A.), Пушкинские романсы Ю. Шапорина, там же, 1938, No 3; её же, Ю. А. Шапорин, М.-Л., 1946; Грошева Е., Ю. Шапорин и его оратории, М., 1947; её же, Ю. А. Шапорин, М., 1957; Протопопов В. В., "Декабристы" Ю. Шапорина, "СМ", 1950, No 11; его же, О романсах Ю. А. Шапорина, там же, 1961, No 3; Ремезов Ив., Кантаты и оратории Шапорина, М., 1960; Щедрин Р. К., Учитель и друг, "СМ", 1962, No 11; Григорьев С., Некоторые черты стиля и музыкального языка Ю. Шапорина, в сб.: Музыкально-теоретические проблемы советской музыки, М., 1963; Левит С. И., Ю. А. Шапорин. Очерк жизни и творчества, М., 1964; Мартынов И. И., Ю. А. Шапорин, М., 1966; Садовников Е. (сост.), Ю. А. Шапорин, Нотографический и библиографический справочник, М., 1966; Памяти ушедших. Ю. А. Шапорин, "СМ", 1967, No 2; Памяти Ю. А. Шапорина, там же, 1967, No 7; Смирнова И. A., Романсы Ю. А. Шапорина, М., 1968; Римская Р., О письмах Шапорина, "СМ", 1975, No 2; её же, Из переписки Ю. А. Шапорина (1917-1963), в сб.: Из прошлого советской музыкальной культуры, вып. 2, М., 1976; Масловская Т.,...И вновь "На поле Куликовом", "СМ", 1980, No 12.Р. Г. Римская.