Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - слонимский ю. и.

Слонимский ю. и.

Юрий Иосифович (13 (26) III 1902, Петербург 23 IV 1978, Ленинград) сов. балетовед, драматург-сценарист. Чл. КПСС с 1944. В 1918 учился в Школе рус. драмы в Петрограде, с 1918 брал частные уроки у воспитанников Петерб. театр. балетного уч-ща А. Н. Сакселина, В. И. Вайнонена и Г. М. Баланчивадзе (Баланчина). В 1924 окончил юридич. ф-т Петрогр. ун-та. С 1920 начал выступать с докладами о балете. В 1922-24 и 1932-61 науч. сотрудник Ленингр. ин-та истории иск-в (ныне Ленингр. ин-т т-ра, музыки и кинематографии), консультант ряда спектаклей Ленингр. т-ра оперы и балета и вечеров экспериментальной группы "Молодой балет". Первые рецензии о балетных спектаклях опубликовал в 1919 под псевд. Мамонтов Ю. ("К окончившим Государственное балетное училище", "Бирюч", П., 1919, No 19/20, с. 353-356). Автор св. 400 статей по вопросам теории и практики хореографии. Написал сценарии к ряду балетов, в т. ч. "Ночь перед Рождеством" и "Весенняя сказка" (1937) Асафьева, "Соловей" Крошнера (1939), "Сказка о попе и работнике его Балде" (1940) и "Юность" (1949) Чулаки, "К солнцу" Я. Калниня (1941), "Манон Леско" на музыку Массне (1948), "Семь красавиц" (1952) и "Тропою грома" (1957) Караева, "Лейли и Меджнун" Баласаняна (1953), "Весенняя гроза" Кабалевского (1957), "Берег надежды" Петрова (1959), "Икар" С М. Слонимского (1965). С 1932 преподавал в Ленингр. хореографич. уч-ще. Вместе с И. И. Соллертинским разработал первые программы по спец. предметам; с А. В. Лопуховым и др. педагогами уч-ща работал над учебником "Основы характерного танца" (М.-Л., 1939); в 1937 вместе с Ф. В. Лопуховым организовал при уч-ще первое в истории балетного т-ра балетмейстерское отделение (читал там курс анализа балетного спектакля). С 1962 профессор балетмейстерского ф-та Ленингр. консерватории.

Редактор книг и автор вступит. статей к ним: "Основы характерного танца" А. В. Лопухова, А. В. Ширяева, А. И. Бочарова (1939), "Воспоминания балетмейстера" А. Глушковского (1940), "Из архива балетмейстера" И. Вильберха (1948), "Письма о танце и балете" Ж. Ж. Новера (пер. с франц., С, 1965), "Против течения. Воспоминания балетмейстера" М. Фокина (1962) и др. Автор предисловия к кн.: "Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи" (1971). Почётный доктор Парижского ун-та танца (1959).

Сочинения: "Жизель", Л., 1926; "Сильфида". (Историко-хореографический очерк), Л., 1927; "Дон Кихот", (Л.), 1934; "Ледяная дева" ("Сольвейг"), Л., 1934, 1936; "Щелкунчик", (Л.), 1934, 1936; "Египетские ночи", "Шопениана", "Карнавал" (краткое либр. и очерк о M. M. Фокине), (Л.), 1935; "Петрушка" (либр., пояснения к постановке и критич. очерк о творчестве Стравинского), Л., 1935 (совм. с М. Друскиным); Мастера балета. К. Дидло, Ж. Перро, А. Сен-Леон, Л, Иванов, М. Петипа, М.-Л., 1937; Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра, М.-Л., 1950; П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М., 1958; "Тщетная предосторожность", Л., 1961; "Лебединое озеро" П. Чайковского, Л., 1962; Семь балетных историй, (Л., 1967); В честь танца, М., 1968; "Жизель". Этюды, Л., 1969; Балетные строки Пушкина, Л., 1974; Драматургия балетного театра XIX века, М., 1977; The Bolshoi theatre. Ballet. Notes, M., 1956, под назв. The Bolshoi ballet. Notes, 1963.

Г. Ю. Бродская.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое слонимский ю. и.
Значение слова слонимский ю. и.
Что означает слонимский ю. и.
Толкование слова слонимский ю. и.
Определение термина слонимский ю. и.
slonimskiy yu. i. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины