Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - слонимский н. л.

Слонимский н. л.

(Slonimsky) Николай Леонидович (р. 15 (27) IV 1894, Петербург) амер. музыковед, лексикограф, композитор, дирижёр и пианист. В 1908-1916 учился в Петерб. консерватории у И. А. Венгеровой (фп.), В. П. Калафати (гармония) и М. О. Штейнберга (инструментовка). С 1920 концертировал как пианист-солист и аккомпаниатор в странах Европы. С 1923 живёт в США, с 1964 в Лос-Анджелесе. Выступал как дирижёр в США и др. странах (нек-рые совр. произв. впервые исполнены под его управлением, в т.ч. сочинения Ч. Айвса, музыку к-рого он активно пропагандировал), руководил основанным им камерным оркестром в Бостоне (1927-34). Преподавал в муз. школах, колледжах и ун-тах, в т.ч. в Калифорнийском ун-те (1964-1967). Редактор муз. энциклопедии О. Томпсона (4-8-е изд.), биографич. словаря музыкантов Т. Бейкера (дополненное 5-е изд. 1958 и приложения 1965 и 1971, 6-е дополненное изд. 1979), писал статьи для мн. словарей и энциклопедий, составил своеобразный "Лексикон музыкальных инвектив..." (собрание негативных высказываний музыкантов о творчестве композиторов со времён Л. Бетховена). Капитальный труд С. "Музыка с 1900" (хронология муз. событий 20 в.). Нововведения С. в технике композиции и муз. терминологии (напр., пандиатоника равноправное применение 7 звуков диатонич. гаммы в мелодич., контрапунктич. и гармонич. комбинациях) обоснованы в его трактате "Тезаурус звукорядов и мелодических фигураций", а также в словаре муз. терминов 20 в. (вошёл в 4-е изд. "Музыки с 1900"). Автор муз. сочинений гл. обр. малых форм (б. ч. объединены в сюиты или циклы пьес); среди них произв. на рус. темы (в т.ч. 4 рус. мелодии для кларнета и фп., 1937). Издал (с собств. переводами текстов на англ. яз.) сб. "50 русских романсов от Глинки до Шостаковича" ("50 Russian art songs from Glinka to Shostakovich", v. 1-3, 1949-51). В 1962 и в 1979 приезжал в СССР.

Сочинения: балет Принц отправляется на охоту (Prince goes a-hunting, 1925, Рочестер, шт. Нью-Йорк); для орк. Увертюра на древнегреческую тему (1933); вариации на браз. тему Мой воздушный шарик (My toy balloon, для орк. и 100 одновременно лопающихся на sforzando игрушечных воздушных шаров, 1942, первонач. для фп., 1941); инстр. дуэты, в т.ч. сюита для влч. и фп. (1950); пьесы для фп., в т.ч. Этюды в чёрном и белом (Studies in black and white, 1928); 50 мини-этюдов (50 Minitudes, 1973); циклы романсов для голоса с фп., в т.ч. на тексты из объявлений и с надгробных памятников; бесконечный канон (по Мёбиусу; для сопрано и тенора, фп. ad libitum, 1965); Маленькая сюита для ансамбля дух. и ударных инструментов (аранжировка 8 из 11 фп. Этюдов в черном и белом).

Литературные сочинения: Music since 1900, N. Y., 1937, 1971; Music of Latin America, N. Y., 1945, 1972; Thesaurus of scales and melodic patterns, N. Y., 1947; The road to music, N. Y., 1947, 1960; A thing or two about music, N. Y., 1948; Lexicon of musical invective. Critical assults on composers since Beethoven's time, N. Y., 1953.

Литература: Шнеерсон Г., Панорама музыки XX века, "СМ", 1973, No 1; Ewen D., American composers today, N. Y., 1949; Composers of Americas, v. 15, Wash., 1969 (с нотографией).

Б. С. Штейнпресс.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое слонимский н. л.
Значение слова слонимский н. л.
Что означает слонимский н. л.
Толкование слова слонимский н. л.
Определение термина слонимский н. л.
slonimskiy n. l. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины